Европейская ассоциация свободной торговли
Европейская ассоциация свободной торговли(ЕАСТ, англ. European Free Trade Association, EFTA), замкнутая торгово-экономическая группировка, образованная в 1960 Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией. Конвенция о ЕАСТ распространяется также на Лихтенштейн, который связан со Швейцарией таможенной унией. Ассоциация создана по инициативе Великобритании в результате обострения межимпериалистических противоречий как противовес Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). Соглашение о создании ЕАСТ предусматривало в 1960—70 отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между членами ассоциации, в отношении же третьих стран страны-участницы сохраняют самостоятельные таможенные тарифы. В 1961 в ЕАСТ в качестве ассоциированного члена вступила Финляндия, а в 1970 членом стала Исландия. Штаб-квартира ЕАСТ — в Женеве, руководящий орган — Совет министров, исполнительный орган — Секретариат.
К 1967 участники ассоциации отменили таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле, исключение составила Португалия, которой было разрешено продлить защиту своей промышленности таможенными пошлинами до конца 1979. Создание свободного внутризонального рынка способствовало росту товарооборота между странами-участницами: за период с 1959 по 1968 он возрос на 145%, тогда как общий объём торговли этих стран увеличился на 85%. Тем не менее, ЕАСТ осталась непрочным объединением, более слабым по сравнению с "Общим рынком", в который стремятся вступить сами члены ЕАСТ. 22 января 1972 было подписано соглашение о вступлении в ЕЭС с 1 января 1973 ведущего члена ЕАСТ — Великобритании, а также Дании и Норвегии. Общий торговый баланс стран ЕАСТ пассивен, причём более половины дефицита получается от торговли со странами "Общего рынка". Фактически наибольший вес в объединении имеют Великобритания и отчасти Швеция, обладающие наибольшим экономическим потенциалом. Внутри ассоциации растут как экономические, так и политические противоречия, грозящие привести к её распаду.
Во внешней торговле ЕАСТ доля социалистических стран в 1970 составляла примерно 5%; она достигала 16,1 в импорте и 15,7 в экспорте Финляндии, 9,4 в импорте и 12,9 в экспорте Австрии, 10,7 в импорте и 10,1% в экспорте Исландии. В 1970 по сравнению с 1969 общий импорт из социалистических стран возрос на 16,7%, а экспорт на 13,5%, при этом наибольший рост импорта имели Финляндия (29,6%) и Австрия (22,1%), а также Швейцария и Швеция; наибольший рост экспорта — Швеция, Швейцария и Исландия. Потребности стран ЕАСТ диктуют необходимость дальнейшего расширения их торговли с социалистическими странами.
Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.
В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейцария входит в ЕАСТ.
Австрия (1995г.), Великобритания (1972г.), Дания (1972г.), Португалия(1985г.), Финляндия (1995г.) и Швеция (1995г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.
Основными целями ЕАСТ являются:
· содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;
· предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;
· ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;
· содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
ЕАСТ имеет следующую структуру: Совет ЕАСТ; комитеты; секретариат.
Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации – для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.
В середине 1959г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.
Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:
- постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;
- запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.
Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны - участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.
Большинство стран-участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже – Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран-участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран - членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.
После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства – члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран - членов Ассоциации на рынках третьих стран.
Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль "зала ожидания" для стран, желающих вступить в ЕС.
В результате подписания в 1992г. государствами - членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек.
Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:
· наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;
· членство в ВТО / ГАТТ;
· наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран - участниц Соглашения.
С 1 января 1996г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997г. – Румыния, а с 1 января 1999г. – Болгария.
В середине 2005 года представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.