Происхождение и эволюция нравственности
Предмета этики.
Предметом этики является нравственность.
Нравственность – особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира. Другими словами – деятельность, обусловленная мировоззрением.
Именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение человека, делая его в высшей степени осмысленным.
Мировоззрение человека формируется обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми.
Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения. Именно в этом истоки происхождения и права, и религии, и нравственность здесь не исключение.
Нравственность – это один из подобных регулятивов, которая определяет поведение людей с помощью представления о ценном (об идеалах, о принципах, о нормах) и о должном (об обязанностях, об ответственности).
Нравственность как предмет этики не является чем-то застывшим, а, как любое историческое явление, является развивающимся элементом, как правило, отражая прогрессивную динамику общественной жизни.
Современные тенденции развития нравственности:
1. Усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а, следовательно, и в жизни каждого конкретного человека. Если ранее нравственность, как правило, являлась составной частью иного доминирующего в обществе регулятивного (экономического, религиозного и так далее), то в настоящее время нравственность выделяется в чистом виде, как особая фора общественного сознания. Более того, её влияние на все иные регулятивы (права, религия и так далее) постоянно усиливается.
2. Изменение самого содержания нравственности. Оно гуманизируется. Если раньше её законодателями являлись государство или Господь Бог (хотя скорее церковь) и именно они являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек, то есть человек становится не средством, а целью нравственного процесса. Это прослеживается во всей истории этики и это её прогрессивная эволюция.
3. Рост эффективности нравственных форм регулирования. Более того, именно эти формы представляются и наиболее прогрессивными. В отличие от правовых норм и религиозных догм, которые в большей степени ограничивают поведение человека, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из того, что человек не средством, а цель нравственного процесса, то априори форма не может быть репрессивным, оно апеллирует к нравственному сознанию, к его чести, достоинства уважающего себя человека. Мы можем прогнозировать повышение статуса отдельной личности, а, следовательно, будет возрастать и роль морали, потому что нравственная регуляция является наиболее адекватной формой саморегуляции личности.
Происхождение и эволюция нравственности.
Культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое, у других живых организмов культуры нет, да и она им объективно не нужно, потому что, что и как делать записано в их особых биологических программах поведения, инстинктах. Культура возникает на определённом историческом этапе как совершенно новый небиологический способ детерминации поведения. В процессе эволюции инстинкты постепенно подавляются, их функции берут на себя социальные институты первобытного общества и теперь уже они предписывают человеку, как и что ему делать в той или иной ситуации. Именно смена биологических регулятивов социальными привела к достаточно эффективной адаптации человека к окружающей среде.
На начальном этапе власть общества над своими членами была абсолютна, действовал совершенно жёсткий поведенческий стереотип, более того, он регулировал жизнь первобытного человека во всех сферах, то есть фактически создавал определённый мировоззренческий комплекс, который исследователи называют прототипом культуры (он содержал в себе и социальные, и политические, и религиозные и иные идеи, но все эти идеи существовали в примитивном, нерасчленённом виде).
В этот первобытный поведенческий синкретизм (соединение) входили представления о нравственном, поэтому неудивительно, что первоначальные формы нравственности являлись и первоначальными формами права, религии и так далее. Такие синкретические представления чётко нашли своё закрепление в «табу». Это не просто запреты, это немотивированные запреты, репрессивным образом определяющим поведение первобытного человека. Даже если табу нарушалось случайно, последствия это влекло очень жёсткие. Именно поэтому табу существовали в самых важных сферах обществах (запрет на каннибализм, инцест…). То, что могло повлиять на существование всего общества.
Поэтому на ранней стадии развития первобытного общества табу, являясь универсальной системой регламентацией общественной жизни, кроме того, существовали и иные формы регуляции (обычай, традиции…).
Обычаи, традиции – это некие виды социального ритуала общепринятого стереотипа поведения в рамках конкретного общества, зачастую они выражаются в форме правил, заповедей и так далее. Все заповеди (10 заповедей) в запретительной форме.
В целом традиционные представления ориентировали на уважение к старшим, на коллективизме, на трудолюбии и всё это, соответственно, находило своё отражение в фольклоре.
Обычаи и традиции, заповеди отличаются от современных нравственных норм тем, что они конкретны, детально регламентированы, тесно связаны с другими сторонами жизни человека. Кроме того, они требуют от человека необходимого действия, однако не касаются внутренней мотивации. И ещё одно отличие – традиции, обычаи и заповеди всё-таки распространяются на ограниченное количество людей, более того, на других, за пределами данного социума, не действуют эти нормы. Главным отличием традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность, то есть они воспроизводятся в силу массовой привычке, властью общественного мнения либо какого-либо авторитета, а не в результате осмысленного, разумного вывода.
Важным этапом становления нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Нельзя, конечно, сказать, что разум раньше не участвовать в такой деятельности, но до этого момента такой обычай не критиковали – его оценивали, но не критиковали. Именно критический взгляд на традиционную систему нравственных отношений привёл к вычленению её существенных элементов. Именно с этого момента возникает нравственность в современном смысле этого слова, поэтому многие исследователи табу, традиции, обычаи полагают не нравственными нормами, а их предпосылками.
Благодаря новому статусу разума начинает происходить отбор и формулировка норм, лишённых каких-либо этнических или социальных особенностей, то есть формулируются универсальные и общеобязательные нормы. В различных цивилизациях данный этап в разные периоды, но началом послужил IV век до нашей эры, деятельность Древнегреческих софистов, в особенности Сократа, приводят к тому, что множество обыденных нравственных представлений подвергается критическому осмыслению. Исследования Сократа способствовали освобождение нравственных норм от религиозного влияния. Религиозная норма, в отличие от нравственной, не терпит критического осмысления.
Безусловно, важнейший этап – это возникновение мировых религий. Религии средневековья – христианство и ислам – способствуют распространению идеи равенства людей вне зависимости от происхождения, расы, нации, класса (равенство перед богом).
Идея естественных прав в Новом Времени как этап становления, фактически – во всех буржуазных конституциях это было закреплено.
Важнейшим этапом является развитие классической немецкой философии XVIII-XIX века. Творчество немецких мыслителей отразило и фактически обозначило момент самоопределения нравственности, Эммануил Кант уже рассматривает мораль как автономную, независящую от религии, права, экономики область. Фактически, такое признание свидетельствует о том, что наука этика выделила свой предмет, а нравственность утвердилась как самостоятельная форма общественного познания, что и позволяет нам в настоящее время её обсуждать и анализировать.
На следующей лекции: анализ структуры нравственности и основные свойства нравственности.