Тема 5. Распределительная логистика
Как определенная система взглядов распределительная логистика сложилась еще в 60-е годы и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически и ограничивалось на протяжении 60-70-х годов. Можно сказать, что логистика распределения стала предтечей развития логистики как науки о сквозном управлении движением материальных потоков, начиная от источников сырья и кончая конечным потреблением. Именно вопросы повышения эффективности распределения готовой продукции, ставшие актуальными в результате активного развития маркетинга, побудили предпринимателей к поиску путей оптимизации движения потоков готовой продукции до конечных и промежуточных потребителей. Позднее бурное развитие экономики, усиление конкуренции на товарных рынках, усложнение внутренних и внешних экономических связей привели к пониманию того, что распределительная логистика должна быть тесно взаимосвязана с другими функциональными областями логистики (закупочная, производственная и др.).
Таким образом, в современной логистической концепции распределительная логистика изучает последний этап в цепи снабжение-производство-сбыт (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), т. е. представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
¨ тесная взаимосвязь распределительной логистики со сбытовой концепцией маркетинга предприятия;
¨ использование потенциала системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок в целях повышения эффективности дистрибьюции готовой продукции;
¨ наличие чёткой согласованности и скоординированности внутри самого распределения в целях повышения гибкости распределительной системы в соответствии с требованиями спроса.
Надо отметить, что распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой и мелкооптовой продажи товаров.
Конечный этап процесса розничной продажи, т.е. обслуживание покупателя, в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т.п.
В области логистического распределения продукции рассматриваются следующие вопросы:
1. Сколько потребуется пунктов доставки, какого они должны быть размера и в каких местах расположены?
2. Какие транспортные средства наиболее выгодны и как, их лучше использовать (по грузоподъемности, вместимости, времени, пробегу?
3. Следует ли привлекать для выполнения задач распределения сторонние организации (например, экспедиторов, складских операторов, логистических провайдеров)?
4. Какой должна быть упаковка продукции с учетом требований распределения продукции?
5. Какие сроки поставки и уровень обслуживания покупателей следует установить, исходя из сравнения возникающих расходов и доходов? К числу отдельных вопросов, решаемых в этой связи, относятся, например, сроки хранения продукции, время, после которого хранение запасов продукции становится неоправданно дорогим и требуется избавиться от них.
6. Сколько потребуется пунктов хранения поставляемой продукции?
7. Какова должна быть вместимость склада?
8. Какое оборудование (складское, транспортное,технологическое) потребуется для выполнения графика и объемов поставок?
9. В каких пунктах следует разместить складские здания?
10. Необходимо ли использовать собственное здание склада или возможна его аренда? и др.
Состав задач распределительной логистики на микро- и на макроуровне различен. На уровне предприятия, т. е. на микроуровне, распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:
¨ планирование процесса реализации;
¨ организация получения и обработки заказа;
¨ выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
¨ организация отгрузки продукции;
¨ организация доставки и контроль за транспортированием;
¨ организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне, т.е. на уровне макрологистических систем, к задачам распределительной логистики относят:
¨ выбор системы распределения и разработка структуры каналов распределения материального потока;
¨ определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
¨ определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время с наименьшими затратами. Поскольку в этой функциональной области прослеживается тесная связь с маркетингом (маркетинг занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика удовлетворяет сформированный маркетингом спрос), то распределительная логистика и маркетинг оперируют одними и теми же понятиями. Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам (каналам распределения), которые в совокупности o6pазуют дистрибутивную (распределительную) сеть предприятия. По определению Американской ассоциации маркетинга (ААМ) «дистрибутивный канал — это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптовиков и ритейлеров (розничных торговцев), через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок».