Неопределенность, риски и страхование
Рыночная неопределенность в поведении
Экономических субъектов
Роль информации в принятии решений очень велика. Анализируя ранее поведение рыночных агентов, мы предполагали, что они обладают полной информацией обо всех аспектах, касающихся принятия решений. В действительности же, условия, в которых принимаются экономические решения, очень редко соответствуют нашему представлению. Наоборот, неотъемлемым свойством любого рынка является неполнота и неравномерность распределения информации среди его участников.
Так предприятия зачастую сталкиваются с неопределенностью в отношении рыночных цен на свою продукцию, изменений в области налогообложения, процентных ставок банков, поведения конкурентов и политической ситуации в стране.
Для домохозяйств неопределенность имеет место в отношении будущих доходов, перспектив потерять рабочее место, сохранности банковских вкладов, отдачи от инвестиций в образование или вложений в финансовые активы. В этой связи возникает необходимость анализа влияния этих факторов на функционирование рынка и принятие решений.
Информационное обеспечение является весьма сложной проблемой по следующим причинам:
1. получение информации связано с затратами. Стремление экономических субъектов к ее получению будет иметь место только в том случае, если выгоды от получения информации превысят издержки на получение информации;
2. существует проблема надежности информации, поскольку она постоянно меняется и устаревает;
3. поступающая информация полностью, как правило, не усваивается, определенная ее часть теряется;
4. имеются ограничения в обработке информации и правильном ее понимании и оценке.
Таким образом, есть достаточные основания для того, чтобы сделать вывод о неполноте информации как об объективно существующей данности. Именно неполнота информации – непосредственная причина неопределенности рынка.
Рыночная неопределенность - это условия принятия экономических решений, изменения которых трудно предугадать и оценить. Неполнота информации существует всегда, а, следовательно, рыночную неопределенность нельзя устранить. Можно снизить ее степень, но не исключить полностью.
Наличие рыночной неопределенности:
- препятствует принятию оптимальных решений;
- порождает дополнительные трансакционные издержки;
- является причиной неравных условий принятия решений;
- оказывает влияние на характер поведения предприятий.
Экономические риски
Принятие решения – это выбор между альтернативными вариантами. В этом смысле неопределенность заключается в неизвестности результата принятого решения. Поэтому любое принятое в условиях неопределенности решение связано с риском, который выражается в виде потерь каких-либо активов.
Риск – это опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности. В зависимости от характера возможных последствий, возникающих при принятии решений в условиях неопределенности, различают чистый и спекулятивный риск.
Чистый риск имеет место в том случае, когда существует опасность возникновения ущерба без какой-либо вероятности выигрыша.
Спекулятивный риск – это риск, предполагающий вероятность как возникновения ущерба, так и получения выигрыша.
Риск может заключаться в рассеивании результатов, т.е. в отклонении полученного результата от намеченного. Он может быть связан с недостижением цели, с наличием опасности возникновения убытков. Наконец, он может быть связан с потерей собственности. Понятно, что в каждом из случаев степень риска различна.
Поскольку риск проистекает из неопределенности исхода принятого решения, то для того, чтобы охарактеризовать его, необходимо знать все возможные исходы и вероятность их «выпадения». В этом отношении естественным и очевидным является использование накопленного опыта, который часто становится единственным фактором обоснованности принимаемого решения. Однако, существуют методики, которые позволяют дать более точное представление о риске.
Важным моментом анализа процесса принятия решения является субъективное отношение людей к риску. В зависимости от отношения к риску выделяют три категории субъектов: не расположенных к риску, безразличных (нейтральных) к риску и склонных к риску.
Нерасположенность к риску имеет место в том случае, когда субъект при одном и том же математическом ожидании отдаст предпочтение определенному исходу по сравнению с рискованным исходом. Человек, не расположенный к риску, всегда оценивает имеющийся доход выше ожидаемого.
Безразличие к риску имеет место в том случае, когда субъект безразличен к обоим выборам – определенному исходу и рискованному исходу с таким же математическим ожиданием результата.
Склонность к риску имеет место в том случае, когда субъект при одном и том же математическом ожидании всегда отдаст предпочтение рискованному исходу.
Как показывает практика, подавляющая часть людей не расположены к риску. Это говорит о том, что чаще всего люди предпочитают менее значимый, но гарантированный результат. Причем это касается как потребителей, так и производителей. Потребители склонны покупать уже проверенные ими в процессе потребления блага, на базе чего формируется лояльность торговой марке. Инвесторы и акционеры предпочитают выдвигать на руководящие должности лиц, нейтрально относящихся к риску. Знание особенностей поведения потребителей помогает предприятиям выстраивать правильную стратегию ведения бизнеса. Когда предприятие выходит на рынок с новым товаром, который предназначен для группы потребителей, не расположенных к риску, то предприятие должно создать специальную систему сигнализирования, потребителю о достоинствах своего товара. В качестве сигналов могут выступать снижение цены, предоставление гарантий качества, реклама, которые должны обеспечить у покупателя ощущение снижения степени риска при переходе к покупкам нового товара.
Методы снижения рисков
В огромном количестве рискованных ситуаций люди стремятся, так или иначе, обезопасить себя от неблагоприятного исхода. Это касается не только страхования жизни, жилища или имущества, но и поиска работы с более стабильной заработной платой, возможностей наименее рискованных инвестиций и наиболее надежных банков для открытия счетов.
На практике применяется ряд методик, позволяющих снизить риск в разнообразных ситуациях. Наиболее распространенные среди них – диверсификация, страхование и приобретение (покупка) информации о возможных последствиях вариантов выбора.
Диверсификация риска – это способ защиты от вероятных потерь, который заключается в снижении риска путем его рассредоточения.
Так, чтобы снизить вероятность потерь от капитализации вложений, люди покупают акции разных компаний. В этом случае потеря их средств из-за падения курса акций одной компании может быть компенсирована ростом курсовой стоимости акций другой компании. Предприятие может снизить риск недополучения дохода путем рассредоточения видов деятельности, расширения номенклатуры изделий, расширения сети продаж. Диверсификация риска может быть реализована и в форме объединения риска. Например, отдельному потребителю часто не под силу содержание штата охранников для защиты жилья от грабежа. Однако, острота проблемы может быть снижена в случае объединения усилий всех домохозяйств. Таким образом, диверсификация представляет очень эффективные способы защиты от риска, но уровень затрат, связанных с ее реализацией, довольно высок.
Покупка информации служит способом устранения ограниченности доступа к ней. Поскольку информация является редким и ценным благом, люди готовы платить за нее. Цена информации определяется как разность между ожидаемой выгодой от предпринятых действий в условиях полной информации и ожидаемой стоимостью тех же действий в случае неполноты информации.
Самым распространенным методом снижения риска является страхование. Страхование – способ защиты от вероятных потерь, который заключается в снижении степени риска путем перенесения ответственности за риск на третьих лиц. К этому способу часто прибегают не расположенные к риску люди. Поскольку сам риск неустраним, люди готовы заплатить за то, чтобы снизить его, что и служит материальной базой страхования как формы предпринимательства.
Сегодня страховые рынки представляют собой развитый институт с многомиллиардными оборотами. Между тем функционирование страховых рынков не является чем-то само собой разумеющимся. Имеется множество факторов, препятствующих их эффективной работе и даже самому существованию. Суть проблемы здесь заключается в следующем: цена страховки должна быть такой, чтобы уравновешивать интересы сторон, т.е. быть привлекательной и для страхователя, и для страховщика. Реализация этого принципа возможна при наличии ряда условий.
Во-первых, значение вероятности наступления страхового случая должно быть меньше единицы. В противном случае для страховщика операция по страхованию теряет смысл.
Во-вторых, должна быть известна величина вероятности наступления страхового случая. Если вероятность наступления страхового случая не просчитывается, то страховщик не сможет определить цену страховки. Если цена страховки будет высокой, то это страхование для страхователя будет непривлекательным.
В-третьих, вероятность наступления страхового события в отношении одного лица не должна находиться в связи с другими лицами. Можно застраховаться от пожара, потому что возгорание в одном доме не затрагивает других лиц, застраховавших свое жилище от пожара. Но нельзя застраховаться от инфляции, так как данное событие коснется всех без исключения и страховщик не сможет выполнить свои обязательства.
Между тем само страхование порождает дополнительные проблемы. Страховщики, так же как и их клиенты, действуют в условиях рыночной неопределенности. В этой связи они сталкиваются не только с проблемой установления вероятности наступления страховых случаев и их распределение среди страхователей. Поскольку страхование дает возможность застрахованным возмещать ущерб, то это не может не сказаться на их поведении. Лица, застрахованные от риска потерь, ведут себя более беспечно. Более того, у некоторых может возникнуть соблазн получения страховки, и тогда страховой случай становиться результатом осознанных действий. Эта проблема получила название «морального риска».
Моральный риск – это опасность, связанная с возможностью изменения поведения индивида в сторону увеличения риска наступления страхового события, обусловленная убежденностью в том, что ущерб будет возмещен.
Само собой разумеется, что при наличии высокой степени морального риска страхование становится невозможным.