Задачи для проверки освоения компетенций

1. Определить показатели эффективности работы издательства

1) Выручка от реализации продукции за год, в т. ч. НДС:

24046 304 руб. (исходные данные).

2) Налог на добавленную стоимость:

4328334,7 руб. (НДС-18%)

3) Выручка от реализации продукции без НДС:

24046304- 4328334,7 = 19717969,3 руб.

4) Себестоимость издательской продукции:

21 123400 руб.

5) Прибыль от реализации продукции:

3 24046304-

6) Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности: 259 926,19 руб.

8) Налогооблагаемая прибыль:

259 926,19 - 1 214,48 = 258 711,71 руб.

9) Налог на прибыль (20%)

10) Чистая прибыль:

258 711,71 - 62 090, 81 = 196 620, 9 руб.

11) Рентабельность:

2. Определить показатели эффективности работы издательства

1) Выручка от реализации продукции за год, в т. ч. НДС:

руб. (исходные данные).

2) Налог на добавленную стоимость:

руб. (НДС-18%)

3) Выручка от реализации продукции без НДС: руб.

4) Себестоимость издательской продукции:

руб.

5) Прибыль от реализации продукции:

6) Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности: руб.

8) Налогооблагаемая прибыль:

руб.

9) Налог на прибыль (20%)

10) Чистая прибыль:

руб.

11) Рентабельность:

169-207

Планирование работы производственного подразделения

Разработка бизнес-плана издательского проекта.

Структура бизнес-плана.

Основные технико-экономические показатели редакционно-издательского проекта.

Показатели по производству издательской продукции, использования оборудования.

Выбор оптимального варианта технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции.


5.1.Разработка бизнес-плана издательского проекта.

Книжный бизнес в последнее десятилетие занял особое место в экономической и социально-культурной области жизни российского общества. Поэтому важно определить, какое значение в деловой сфере имеет планирование. Практика показывает, что в бизнесе очень важно прогнозировать, т.е. уметь предвидеть, что поможет, а что воспрепятствует достижению поставленных целей. Планирование в бизнесе предполагает учет множества аспектов, касающихся как внутренней среды организации, так и внешней.

^Планирование - это одна из основных функций анализа хозяйственной деятельности. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия, без обоснованных прогнозов на перспективу, изучения, развития экономики предприятия, выявления недочетов и ошибок нельзя разработать обоснованный план и выработать оптимальный вариант управленческого решения. Получение и обработка информации о внешней и внутренней среде предприятия с использованием методов системного анализа, а также составление возможных сценариев для учета неопределенности и риска, является основой перспективного планирования. Для успешной работы любой организации недостаточно повысить конкурентоспособность производимых изделий, услуг. Необходимо обеспечить заинтересованность покупателей, то есть, выбрав направление деятельности, необходимо тщательно спланировать ее организацию

Перед началом любого нового проекта необходимо составить так называемый бизнес-план, который определит жизнеспособность проекта с точки зрения наличия финансовых, людских и материальных ресурсов, правового обеспечения, а также возможности получения прибыли. Бизнес-план позволяет оценить качество проработки идеи проекта, спрогнозировать ожидаемые риски, определить коммерческую и бюджетную эффективность проекта. Он также необходим для разработки мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия или расширению бизнеса. Но бизнес-план представляет собой не только обоснование будущего проекта. Одновременно он является инструментом управления, поэтому ведущую роль в его составлении и воплощении в жизнь играют менеджеры. Цель их действий - формирование идеи и донесение ее до участников проекта и потенциальных инвесторов; создание команды единомышленников; анализ и сбор информации; контроль за выполнением бизнес-плана и его корректировка.

В зависимости от масштабности задуманного проекта бизнес-план может быть небольшим и развернутым, простым и сложным. Это документ, разрабатываемый для внутреннего пользования, иногда он может даже быть закрытым для широкого доступа, если содержит секретную информацию, о которой не должны узнать конкуренты.

Бизнес-план является постоянно работающим документом: он систематически обновляется, в него вносятся корректировки в связи с переменами, происходящими как внутри издательства, так и вне его - на рынке, где распространяется продукция, и в экономике в целом.

Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, направленной на изучение конкретного направления деятельности (подготовка, издание и распространение книг) на определенном рынке, в данных социально-экономических условиях. Он объединяет в себе следующие аспекты:

· конкретный проект книгопроизводства, связанный с созданием нового типа книги;

· всесторонний анализ организационной, производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности книгоиздательской организации, целью которого является выделение сильных и слабых сторон специфики книжного дела;

· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конечных задач книгоиздания.

Бизнес-план является одним из документов, определяющих стратегию развития фирмы. Он базируется на общей концепции развития, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспекты стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составляющих комплексную систему взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен в зависимости от типа издания и его тиража.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей издательства. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Такие проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и быть достаточно полно проработанными, показывать уровень затрат на их реализацию и возможный экономический эффект. Степень инновационности и уровень рискованности проекта в бизнес-плане можно определить лишь в том случае, если выявлены и охарактеризованы источники его финансирования.

По мнению специалистов в области менеджмента, бизнес-план издательства должен включать следующие основные моменты:

· обоснование необходимости издания книги (серии книг) определенного объема и тиража;

· определение потенциальных покупателей;

· изучение книжного рынка для выяснения целевого сегмента и наличия конкурентов;

· определение конкурентоспособности предполагаемой к выпуску книжной продукции по целям и качеству;

· выявление источников финансирования проекта и определение ресурсов, необходимых для его осуществления.

Главной целью бизнес-плана является определение, обоснование и повышение конкурентоспособности фирмы в условиях рынка. При этом анализируются и учитываются перспективы деятельности издательства (стратегические направления), его позиции в конкурентной борьбе, пути воплощения целей проекта, возможности по формированию авторских коллективов и групп редакторов для создания новых, оригинальных изданий, которые будут пользоваться спросом у читателей.

Если проект предполагает быстрый рост объема производства, то главные цели будут следующими:

· увеличение чистого дохода;

· повышение качества книжной продукции;

· снижение общей себестоимости выпуска;

· снижение удельных затрат (затрат на каждую единицу продукции).

В том случае, если издательство собирается выпускать совершенно новую продукцию (товар рыночной новизны) по тематике, оформлению, адресной направленности (определенные группы покупателей), то цели сводятся к снижению сроков освоения этой продукции, постепенному увеличению тиражей, завоеванию индивидуальной рыночной ниши.

Для каждого последующего бизнес-плана выбирается своя цель, формируется своя стратегия, отбираются свои приемы достижения тактических целей, т.е. разрабатываются конкретные мероприятия и назначаются сроки их выполнения и ответственные лица. При этом очень важно ранжировать цели по срочности и важности и для каждой цели формулировать задачи.

Бизнес-план выполняет две основные функции:

1) планирование всей хозяйственной деятельности фирмы, активизация работы всех ее подразделений и коллектива в целом, направленные на повышение эффективности использования всех видов производственных ресурсов: материально-технических, трудовых и финансовых;

2) обеспечение инвестиционной привлекательности бизнеса данной фирмы.

В идеале один и тот же бизнес-план должен выполнять обе названные функции, но на практике бизнес-план, ориентированный на получение внешнего финансирования, и бизнес-план для внутреннего пользования имеют существенные различия как по структуре, так и по содержанию.

Рассмотрим подробнее на принципах составления бизнес-плана для подготовки получения финансовых ресурсов извне.

Бизнес-план - это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении такого бизнес-плана нужно, прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп спонсоров различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

Кредитор, предоставляющий заемные средства на определенный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна, и он сможет вовремя получить назад вложенные средства и проценты по ним. Его мало интересует, каковы размеры прибыли от проекта в целом, поскольку он заинтересован лишь в том, чтобы эта прибыль позволила фирме выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.

Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли.

Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор - с точки зрения его доходности.

Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является требование, согласно которому его составители должны ориентироваться не на товар или услугу, производимые их предприятием, а на выбранный ими рынок и удовлетворение потребности покупателя.

5.2. Состав, структура и объем бизнес-плана

Бизнес-план в настоящее время разрабатывается практически каждым предприятием независимо от формы собственности, масштабов деятельности, территориального положения, вида и ассортимента выпускаемой продукции.

Существует множество методических рекомендаций по разработке бизнес-плана. Однако строго регламентированной формы и структуры бизнес-плана не существует. Как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса; характеризуется специфика продукции предприятия (издательства) и удовлетворения им потребностей рынка; дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах; определяется организационная и производственная структура; формируется финансовый проект бизнеса, включая стратегию финансирования и предложения по инвестированию; описываются перспективы развития предприятия (издательства).

Наиболее типичной является следующая структура бизнес-плана:

Описание бизнес-плана

Описание фирмы и проектируемой продукции

Анализ рынка сбыта

План маркетинга

План производства и реализации продукции издательства

Организационный план

План риска

Финансовый план и стратегия финансирования

Описание ( резюме бизнес-плана)

Этот раздел, как правило, составляется после окончания разработки бизнес-плана. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть написан таким образом, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или кредитора. В этом разделе содержатся все сведения, данные, показатели, характеризующие деятельность фирмы. Главное внимание в резюме уделяется объему, ассортименту продукции, возможным регионам ее сбыта и сегментам рынка. Кроме того, здесь могут быть представлены:

· структура фирмы;

· суть и способ реализации проекта;

· совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании;

· возможные источники финансирования;

· уровень рентабельности проекта.

Описание фирмы и проектируемой продукции:

Данный раздел в бизнес-плане дает общее представление о предприятии (издательстве), чтобы потенциальные инвесторы, партнеры, спонсоры и заинтересованные организации могли оценить его внутренние возможности по всем параметрам: финансовым, производственно-сбытовым, творческим, кадровым, управленческим. Информация должна быть подкреплена определенными качественными показателями.

Особенно важно подчеркнуть те положительные стороны издательства, которые могут благоприятно повлиять на реализацию проекта, т.е. раскрыть все его потенциальные возможности.

На первом этапе дается краткое описание сферы, в которой действует издательство или в которую намеревается войти; указывается, кто является главным покупателем его книжной продукции или потенциальным потребителем. Отмечаются дата регистрации проекта, а также реквизиты организации. Если издательство работает в течение нескольких лет и ему потребовалось расширение объемов финансирования, необходимо описать его историю, перечислить крупнейшие прибыльные контракты и операции. Если издательство терпело убытки или неудачи в последние годы, следует упомянуть их и указать, что намерено предпринять руководство для преодоления возникших трудностей и улучшения положения.

Отдельно следует сказать о предстоящих изменениях в управлении фирмой, если таковые предполагаются в связи с внедрением нового проекта. При подсчете собственности издательства определяются возраст и стоимость основных средств, товарно-материальных ценностей; сроки погашения задолженностей и состояние основных производственных фондов.

На следующем этапе дается характеристика выпускаемой или планируемой к выпуску продукции. Потенциальный инвестор или спонсор, прежде всего, хочет выяснить, что издательство собирается выпускать и реализовывать, какова степень защищенности продукции, ее достоинства и возможные недостатки. Поэтому необходимо детально рассмотреть ассортимент книг и учебников, их отличительные особенности, позволяющие получить полезный эффект. Важнейшим вопросом является описание полезного эффекта от достижения конечной цели выпуска. Целесообразно отметить новые или даже уникальные качества предлагаемых книг, указать причины интереса к ним покупателей. Можно также сделать упор на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.

Важно обратить внимание на целевое использование финансовых ресурсов. Следует подчеркнуть разницу между тем ассортиментом книжной продукции, который уже имеется на рынке, и тем, который собирается выпускать издательство. На продукцию необходимо представить краткие функциональные характеристики, а если необходимо, составить проспекты и аннотации, дать краткое содержание изданий.

Анализ рынка сбыта:

Цель данного раздела - получить достаточную информацию о конкурентоспособности данного проекта с соответствующим обоснованием. Оценка рынка сбыта включает в себя:

1. Определение основных характеристик рынка

а) емкость рынка;

б) степень насыщенности рынка;

в) тенденции изменения емкости и насыщенности на ближайшую перспективу;

г) тенденции спроса.

1. Сегментирование рынка

а) принципы сегментирования и наиболее перспективные сегменты рынка;

б) основной критерий привлекательности продукта для типичного покупателя данного рынка (цена, качество, дизайн).

1. Определение наиболее перспективных рынков и уровня прогнозируемых продаж

а) выбор наиболее перспективных рынков;

б) прогноз объема продаж на следующий год и в ближайшей перспективе;

в) прогнозируемые цены.

1. Организация сбыта продукции в условиях конкуренции.

План маркетинга:

Выбор маркетинговой стратегии является определяющим на всех стадиях бизнеса - от появления замысла нового продукта до его продвижения и реализации на рынке. Маркетинговая стратегия издательства основана на исследовании и оценке рынка книжной продукции. План маркетинга имеет свои подразделы: товарная, сбытовая, ценовая и коммуникационная политика фирмы. Более подробно содержание плана маркетинга будет рассмотрено позже.

План производства и реализации продукции издательства:

Разработка этого плана начинается после написания плана маркетинга и целиком опирается на выводы из него.

В плане выпуска и сдачи продукция разбивается по видам и разделам литературы. Здесь приводятся количественные показатели плана: число изданий, объем выпуска в издательских листах и тираж, а также число печатных листов-оттисков изданий. Все эти показатели рассчитываются на 3 года, в том числе на первый год - с поквартальной разбивкой, а по ряду показателей и по месяцам. На второй год, как правило, производятся расчеты только с поквартальной разбивкой, а на третий - данные приводятся в целом за год.

Вторым документом этого плана является план художественно-технического оформления изданий.

Планы выпуска продукции и художественно-технического оформления являются базой для расчета потребности в ресурсах: оборудовании, материалах и трудовых ресурсах.

Предполагаемый объем выпуска продукции должен быть соотнесен с прогнозируемым уровнем затрат.

Организационный план

Этот план определяет основные направления кадровой политики:

а) организационная структура издательства;

б) потребность в персонале (количество, профиль деятельности, квалификация);

в) система и формы оплаты труда и материального стимулирования;

г) характеристика управленческого персонала;

д) потребность в привлечении внешних экспертов.

План риска

В этом плане приводятся данные о видах риска, а также стадиях, на которых определяются риски и их уровень. Затем разрабатываются мероприятия, направленные на снижение уровня риска.

Финансовый план и стратегия финансирования

Этот план содержит:

а) расчет потребности в капитальных вложениях;

б) предполагаемые источники и формы получения инвестиций (кредитов);

в) предполагаемые сроки и степень окупаемости капитальных вложений;

г) план-график прибыли.

Бизнес-план призван сочетать интересы фирмы-изготовителя, фирм-поставщиков оборудования, сырья, материалов, фирм-потребителей продукции и муниципальных органов, находящихся на данной территории.

В конечном итоге бизнес-план представляет собой документ, состоящий из текстовой (описательной) части и расчетов в виде таблиц, графиков и форм с соответствующими пояснениями и формулами.

Рассмотрим более подробно каждый раздел бизнес-плана применительно к проектам в книгоиздании.

Анализ рынка сбыта

Это особенно важный раздел в составе бизнес-плана, поэтому многие специалисты рекомендуют составлять его в первую очередь. Это связано с тем, что целью данного раздела является предоставление инвестору необходимой и убедительной информации о конкурентоспособности фирмы и обоснованности самого проекта.

Рыночные оценки бизнес-проектов должны быть основаны на маркетинговых исследованиях. Они оказывают влияние на:

· объемы производства;

· ассортимент производимой продукции;

· потребности в инвестициях для расширения производства, обновления продукции, повышения ее качества;

· динамику спроса на производимую фирмой продукцию за последние годы;

· уровень цен;

· уровень доходов и т.д.

Книжный рынок в целом подчиняется всем рыночным законам, однако он имеет свою специфику - это рынок интеллектуальной продукции. Книгу нельзя причислить к товарам повседневного спроса, но практически каждый человек ежедневно ею пользуется. Книга - духовная пища, без которой человечество не может обойтись, несмотря на стремительное и повсеместное развитие компьютерной системы информации.

В условиях компьютеризации книжного дела и одновременно углубления противоречий российской экономики, когда отмечается тенденция постоянного роста цен, падения покупательной способности рубля и, как следствие, снижения жизненного уровня подавляющего большинства населения, все издательства страны оказались перед сложной проблемой - определение оптимального соответствия между ценами на книги и спросом на них. Следовательно, нужно четко определить, каков спрос на продукцию издательства на рынке.

Характеристика заказчиков и торговых партнеров

Среди них особое место отводится наиболее крупным заказчикам - покупателям. Если предприятие (организация) реализует свою продукцию через посредников, то они тоже являются объектами изучения, и информация о наиболее важных из них отражается в бизнес-плане. По каждой такой фирме приводятся следующие данные: сфера деятельности; местонахождение; структура; численность персонала; основные показатели деятельности.

Применительно к рынку книжной продукции особую важность приобретает изучение спроса на конкретные виды литературы среди определенных социально-экономических групп населения. Поэтому потенциальные покупатели издательской продукции классифицируются по ряду признаков: возраст, пол, национальность, увлечения, хобби; образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, жизненный цикл семьи, уровень доходов и т.д.

По указанным критериям Российская книжная палата проводит периодические исследования потенциальных рынков сбыта печатной продукции. При этом выясняются потребности в наиболее важных видах литературы, например, в научно-технической литературе, учебниках, научно-популярных изданиях и др.

Но заинтересованный покупатель - еще не конечная цель выпуска книг. Успех издательству обеспечен, если этот покупатель будет иметь возможность получить на руки книги по своему желанию. Обеспечить это должна система продвижения товара на рынок. Объемы и динамика сбыта

Этот подраздел бизнес-плана составляется для издательств, существующих уже несколько лет и имеющих перечень сводных данных, по которым можно проанализировать и сопоставить объемы реализуемой продукции за ряд лет. Здесь целесообразно предоставить информацию за последние 3 года о динамике продаж производимой продукции. На основании этого выстраивается прогноз возможных продаж продукции при реализации данного бизнес-проекта. Прогноз составляется также на три последующих года, в том числе за первый год приводятся детальные сведения о продажах (помесячно), за второй год - поквартально, а за третий - только в целом за год.

Для вновь создаваемой фирмы в бизнес-план может входить подраздел, в котором содержатся расчеты возможных объемов продаж на ближайшие три года (при условии полного инвестирования проекта и отсутствии негативного влияния внешних факторов).

В книжной отрасли в настоящее время при существующем числе издательств, книжный рынок ожидает дальнейшее обострение конкуренции.

Поэтому издательствам необходимо готовиться к таким процессам, как выход на новые рынки и ведению конкурентной борьбы за читателей. А для этого прежде всего необходимо провести оценку конкурентной среды.

Исследование конкурентной среды происходит по следующим направлениям:

· выявление основных конкурентов издательства по ассортименту, сегментам рынка, ценовой политике и каналам сбыта;

· определение стратегии конкурентов и методов, которые они используют в борьбе за рынок;

· изучение (по возможности) организационной структуры и финансового состояния конкурирующих издательств;

· анализ политики конкурентов в области ценообразования и продвижения книжной продукции на рынке;

изучение каналов сбыта, которые используют основные

Комплексное и тщательное изучение конкурентов поможет в определении или некоторой трансформации собственной маркетинговой стратегии в нужном направлении, в более эффективном использовании основных маркетинговых инструментов: финансовых, организационных, рекламно-информационных. А главное, на что направлено исследование в данной области, - это повышение конкурентоспособности своей книжной продукции в плане расширения ассортимента, улучшения интеллектуально-информационных свойств и художественного оформления. Правильные и эффективно примененные приемы изучения конкурентной среды, в конечном счете, могут обернуться увеличением продаж и ростом прибыли, что является одной из основных целей издательского бизнеса.

Проанализировав ситуацию на рынке и выбрав оптимальные каналы сбыта, издательство может начать конструировать собственную систему распространения книг. При этом необходимо наладить связи с конкретными предприятиями книжной торговли.

Организационный план

Этот план определяет основные направления кадровой политики. Одним из них является формирование организационной структуры издательства. Форма организации частного издательства выбирается его учредителями, поскольку они, как правило, входят в состав руководства (директор, главный редактор). Структура издательства зависит от многих факторов: от его типа, объема выпускаемой продукции и характера изданий, от организации редакционно-издательского процесса, созданной системы маркетинга и т.д.

Организационная структура издательства

Существуют два типа издательств: универсальные и типизированные (специализированные). Универсальное издательство выпускает несколько видов продукции (книги, журналы, альбомы по искусству) и литературу различной тематики. Специализированное издательство выпускает один вид продукции (например, книги) и вид литературы (художественная).

Издательства первого типа (как правило, большие по размеру) имеют разветвленную организационную структуру, сложные и многообразные связи с книготорговыми организациями, рекламными службами и средствами массовой информации. Таковы, например, издательства «ЭКСМО», «АСТ», «ИНФРА-М».

Издательства второго типа (чаще всего среднего и небольшого размера) ориентированы на профессионального читателя, на определенные возрастные группы или неоднородные целевые группы, которые определяются по потребностям, религиозным, национальным или культурным интересам. Организационная структура таких издательств строится по принципу производимого продукта, т.е. зависит от специфики книжного продукта. Примером таких издательств являются «Финансы и статистика», «Юристъ», «ЮНИТИ».

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура горазда проще, но и в ней должны быть заложены основы для дальнейшего роста и дифференциации.

Единой организационной структуры, пригодной для всех издательств, не существует, поэтому выбор ее для конкретной фирмы является сложным процессом. Структура формируется руководством издательства и управленческим персоналом в соответствии с общим предназначением, целями, задачами фирмы. Одновременно устанавливается соотношение иерархий и подсистем управления, чтобы издательство функционировало и развивалось как единое целое.

Организация - сложный процесс, требующий от менеджеров учета всех факторов производства и управления. Особенно это касается работы с персоналом, поскольку от правильной расстановки кадров и умелого руководства ими во многом зависит успех бизнеса.

При разработке концепции управления любой организацией, в том числе и издательством, необходимо учитывать следующие факторы:

· человеческий потенциал - совокупность таких качеств, как интеллектуальный уровень, образование, физическое и душевное здоровье, творческие способности, умение адаптироваться в коллективе;

· мотивация - побуждение человека к сознательной и плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей организации;

· отбор, обучение, аттестация - поддержание общего качественного уровня персонала путем конкурсного отбора при приеме на работу, повышения квалификации, использования системы качественной и количественной оценки результатов труда;

· планирование численности - определение затрат времени на выполнение каких-либо функций (нормирование), использование метода совмещения обязанностей, изучение конъюнктуры рынка с целью сохранения рационального штатного состава;

· организация управления персоналом - изучение форм, методов и процедур, обеспечивающих результативную работу всего персонала.

Разработка кадровой политики издательства включает в себя комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

· подбор сотрудников (редакторов, менеджеров, верстальщиков, других специалистов и работников) в соответствии с выбранной стратегией;

· подготовка и адаптация персонала;

· анализ и оценка профессиональных качеств работников;

· обеспечение рациональных условий труда, создание оптимальной социально-психологической атмосферы в коллективе;

· планирование заработной платы, премий и других вознаграждений;

· мероприятия по обеспечению профессионального и административного роста;

· профилактика и ликвидация конфликтов в коллективе.

От правильного проведения кадровой политики в значительной степени зависит будущее организации, т.е. сохранение стабильности и получение прибыли. С этой целью нужно четко решить, сколько работников, какой квалификации и на каких участках потребуется принять на работу, как оценивать профессионализм персонала в соответствии с организационной структурой, каковы издержки на его содержание и как они соотносятся с прибылью. Каждый сотрудник издательства должен иметь соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие его деятельность, т.е. знать свои права и обязанности.

.

Команда управления является ключом к внедрению хорошей идеи в успешный бизнес.

Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки. Обычно этот раздел бизнес-плана вызывает первостепенный интерес у потенциальных инвесторов и оказывает определяющее влияние на их решение об участии в проекте. Поэтому в данный раздел необходимо включить описание ключевого управленческого персонала и его основных функций, организационную структуру и состав Совета директоров.

Список ключевых управленческих должностей и лиц, предлагаемых на каждую из них, можно представить в виде таблицы, включающей образование, опыт, послужной список и достижения работника в выполнении сходных функций. Успехи должны определяться конкретно, например, полученная благодаря данному сотруднику высокая прибыль, увеличение объема продаж, хорошее управление, высокие производственные и технические показатели, способность к выполнению определенных функций и т.д. Здесь же указываются полученные работником поощрения, рост заработной платы, продвижение по службе и т.д.

Вероятность получения финансирования на начальном этапе мала, если команда руководителей, создающих проект, не готова удовольствоваться довольно скромным первоначальным жалованьем. Если основатели требуют для себя слишком высокого вознаграждения, это выглядит как их приоритетная цель, и потенциальный инвестор сделает вывод, что их амбиции слишком велики, чтобы вести вместе с ними серьезный бизнес. Поэтому необходимо указать жалованье каждого конкретного члена администрации и сравнить его с тем, которое он получал на предыдущем месте работы. Управление персоналом является камнем преткновения для многих фирм, вследствие чего в бизнес-плане желательно указать специалиста по системе управления, найму и подготовке кадров (менеджера по персоналу).

Кроме этого, следует отметить сильные и слабые стороны предлагаемой администрации и Совета директоров, обсудить порядок и время обучения управленцев, а также необходимость техническихи управленческих консультаций в первые три года осуществления проекта и стоимость каждой консультации.

Любому инвестиционному проекту, в том числе и в издательском бизнесе, необходима поддержка профессиональных услуг. Мощные, обладающие высокой репутацией и хорошо известные организации (юридические, бухгалтерские, рекламные, страховые, банковские, маркетинговые) могут обеспечить не только непосредственно прямую профессиональную поддержку, но и принести проекту кредит доверия. Кроме того, тщательно выбранные профессиональные организации помогают установить хорошие деловые связи, определить потенциальных инвесторов и помочь с получением финансирования.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенной долей риска. Каждая фирма в процессе составления бизнес-плана должна оценить возможный уровень риска своей деятельности на ближайшие 2 - 3 года.

Для оценки уровня рисков составляется их перечень, затем определяется удельный вес каждого вида риска в общей их совокупности, дается оценка вероятности наступления события, вызывающего определенный риск, затем разрабатываются мероприятия, направленные на снижение уровня риска или его предотвращения.

В число издательских рисков входят следующие:

· выбор наименования и тематики книг и учебников, намечающихся к изданию;

· формирование авторских коллективов для написания книг;

· выбор структуры и оформления издания, определение его тиража;

· конкуренты и их продукция;

· некоторые потенциально неблагоприятные производственные и финансово-экономические тенденции;

· завышенная стоимость разработки и производства нового вида продукции;

· недостижимость планов реализации (продаж);

· невыполнение графика выпуска книжной продукции;

· сложности и задержки в получении необходимых ресурсов и материалов;

· трудности при получении необходимых банковских кредитов;

· более высокая, чем планировалось,стоимость внедрения и развития проекта в связи с изменениями финансового и организационного характера.

· Для определения степени риска существует обязательная процедура экспертной оценки

Финансовый план

Этот раздел является итоговым. Он основан на расчетах показателей, полученных в предыдущих разделах бизнес-плана, и предназначен для их обобщения и представления в стоимостном выражении. Бизнес-план предусматривает расчет потенциала проекта и графика его финансирования; он может также служить оперативным планом для финансового управления проектом.

В составе финансового плана разрабатывается несколько документов:

1) Прогноз объема реализации продукции

2) Баланс денежных расходов и поступлений (анализ денежных потоков)

3) Таблица доходов и затрат (прогноз прибылей и убытков)

4) Сводный баланс активов и пассивов предприятия

5) График безубыточности (прибыльности).

Прогноз объемов продаж

Прогноз объемов продаж должен дать представление о той доле рынка, которую намеревается завоевать издательство своей продукцией. Обычно такой прогноз составляется на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, а для третьего отмечается общая сумма продаж за 12 месяцев. Такая система прогнозирования сбыта объясняется тем, что для начального периода производства уже известны потенциальные оптовые покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная же со второго года, разумеется, приходится заниматься прогнозными расчетами объемов реализации. Но эти прогнозы должны строиться на серьезном и многоступенчатом изучении рынка, потому что в соответствии с объемами реализации предприятие планирует затраты на приобретение оборудования, расходы на рекламу, заработную плату работников, собственные финансовые вложения. Соответственно, если предварительные «прикидки» сделаны неточно, проект может не окупиться в запланированные сроки.

Прогноз прибылей и убытков

Прогноз прибылей и убытков включает расчет следующих показателей:

1) доходы от продажи продукции (выручка от реализации);

2) издержки производства продукции;

3) суммарная прибыль от реализации (стр. 1 - стр. 2);

4) общепроизводственные расходы (по видам);

5) балансовая прибыль (стр. 3 - стр. 4);

6) чистая прибыль (стр. 5 - налог на прибыль).

Задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться ваша прибыль: для первого года прогноз прибылей и убытков составляется помесячно, для второго и третьего - поквартально.

В данном разделе используются ранее составленные прогнозы размеров сбыта. Одновременно должны предусматриваться ассигнования на покрытие производственных издержек. Уровень производства или управления определяется прогнозами сбыта, а также выполнением требований инвесторов. Потребности в материальных, трудовых и производственных ресурсах должны быть представлены в стоимостной форме. Желательно также разделение этих затрат на постоянные и переменные статьи. При определении эффекта от продаж необходимо также учесть производственные расходы и затраты на приобретение оборудования. Из-за важности планов прибылей и убытков для определения финансовой привлекательности проекта для потенциальных инвесторов очень важно, чтобы спорные положения были полностью раскрыты и документально оформлены. Такие спорные положения могут включать размеры долгов и процентные ставки торговых издержек, общие и административные расходы, составляющие фиксированный процент от объема продаж. Желательно указать также специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.

Форма прогноза прибылей и убытков представлена в табл. 11.

Статьи 1-й год, месяцы 2-й год, кварталы 3-й год, кварталы
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 I II III IV I II III IV
Сбыт: скидки безнадежные долги использованные материалы Непосредственный труд Производственные издержки Другие производственные расходы (в том числе аренда оборудования) Общая стоимость проданной продукции Общая прибыль (убыток) Торговые издержки Общие и административные издержки Текущая прибыль (убыток) Прочие издержки (выплата процентов, снижение цены) Прибыль (убыток) до уплаты налогов Сумма выплаченных налогов Прибыль (убыток) после уплаты налогов        

Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков)

Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков). Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей. Этот документ позволяет оценить суммы, необходимые для осуществления проекта, начиная со стадии его подготовки и заканчивая получением первого положительного эффекта .Главная задача этого баланса - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, определить будущую ликвидность предприятия при осуществлении данного проекта. Под ликвидностью в данном случае понимается способность предприятия своевременно погашать задолженность перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Часть необходимого финансирования может быть получена за счет средств фирмы (это отражается в бизнес-плане), часть - за счет банковских кредитов на 1 - 3 года и за счет краткосрочных кредитов.

Детализированный прогноз, который понятен и применим для руководства, может способствовать привлечению внимания к проекту, несмотря на периодическое возникновение денежных затруднений (в связи с влиянием сезонности, требованием оплаты капитальных вложений наличными). Прогнозы денежных потоков предусматриваются на каждый месяц первого года и по кварталам второго и третьего годов.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические моменты, например, при низком накоплении средств и предполагаемом снижении продаж. Это позволяет проверить чувствительность бюджета баланса к изменению различных факторов: объемов производства, отпускных цен, нормы рентабельности, величины вложенных средств и т.д.Баланс движения денежных средств позволяет также определить эффективность отдачи от вложенного капитала.

Форма баланса денежных потоков представлена в таблице:

Форма баланса денежных потоков (руб., СКВ)

Статьи 1-й год, месяцы 2-й год, кварталы 3-й год, кварталы
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 I II III IV I II III IV
Средства на начало периода Приход: поступление средств накопление полученных кредитов различные поступления продажа товара        
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ        
Расходы: выплаты оплата продаж трудовые затраты производственные затраты аренда оборудования торговые издержки общие и административные издержки приобретение дополнительного имущества Уплата налогов Выплата процентов по кредитам Погашение кредитов Другие выплаты        
ВСЕГО ВЫПЛАТ        
Увеличение (уменьшение) средств        
Средства на конец периода        

Форма баланса денежных потоков (руб., СКВ)

Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Сводный баланс активов и пассивов предприятия детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы просматривают планируемые бухгалтерские балансы, устанавливая размер рабочего капитала, текущих издержек, товарного оборота, и в зависимости от этого определяют размер финансовых вложений в проект. Форма бухгалтерского баланса может быть подготовлена на начало проекта и на конец каждого года из 3 - 5 лет работы.

Бухгалтерский баланс (руб.)

Активы и текущие обязательства Начало работ 1-й год 2-й год 3-й год
Имеющиеся активы: наличность ценные бумаги полученные кредиты материальные ресурсы готовая продукция        
Всего материальных ресурсов        
В том числе оплаченных        
Всего текущих активов:        
типографское и офисное оборудование, за вычетом:        
накопленное        
амортизация        
чистая масса типографского и офисного оборудования        
отсроченные платежи        
другие активы        
ВСЕГО АKТИВОВ        
Обязательства и выплаты акционерам:        
выплаты банкам        
подлежащие оплате счета        
проценты        
налоги (федеральные и местные)        
прочие выплаты        
Всего текущих обязательств:        
долгосрочные обязательства        
краткосрочные обязательства        
общие запасы        
остаток капитала        
нераспределенная прибыль        
ВСЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЫПЛАТ АКЦИОНЕРАМ        

График безубыточности показывает уровень продаж (производства), необходимый для покрытия расходов. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (оплата труда производственного персонала, расходы на материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, выплата процентов, заработная плата административно-управленческого персонала и т.д.). Уровень продаж (реализации), при котором покрываются все расходы, называется уровень безубыточности (график безубыточности издательства и пояснения к нему приведены в плане маркетинга). Для инвесторов и руководителей полезно знать точку безубыточности и определить трудность ее достижения. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем уровень безубыточности. Следует также показать эффект от снижения себестоимости на графике безубыточности.

Стратегия финансирования - это последний, заключительный раздел бизнес-плана, в котором излагается план получения средств для создания или расширения предприятия (издательства). Финансовая стратегия дает возможность определить следующие основные аспекты:

1) предполагаемый объем необходимых средств для осуществления текущей деятельности, модернизации производства, его технического оснащения, повышения конкурентоспособности продукции, завоевания новых рынков сбыта;

2) источники и формы получения финансов; соотношение собственных и заемных средств в проекте;

3) срок окупаемости проекта; момент получения инвесторами первых прибылей на вложенный капитал, размер этих прибылей.

Что касается первого вопроса, то он был полностью выяснен в финансовом плане. Во втором пункте финансовой стратегии речь практически идет о том, какую долю средств можно и нужно получить в виде кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала учредителей предприятия (издательства). Соотношение этих двух источников финансирования - задача, не имеющая однозначного решения. Основная проблема здесь состоит в том, что банковские структуры обычно стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны главным образом владельцы предприятия и инвесторы-акционеры.

Поэтому финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и прибыльных) предприятиях. С одной стороны, от таких фирм банкиры не будут требовать повышенных процентов за кредит, так как риск вложений здесь меньше, чем для вновь создаваемой фирмы, а с другой - для такого предприятия не составит труда найти материальное обеспечение кредитов, в качестве которого могут выступить уже имеющиеся активы.

Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Для них привлечение кредита может представлять даже определенную опасность. Дело в том, что кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат основной суммы долга и процентов по кредиту в течение срока, указанного в договоре кредитования. Между тем для нового предприятия соблюдение такого календарного графика выплат может оказаться не по силам из-за постепенного увеличения доходов от реализации. В такой ситуации даже вполне перспективные проекты, способные в будущем принести крупные прибыли, могут обанкротиться лишь потому, что не смогут обеспечить свою ликвидность в первые годы.

Средства же, полученные от партнеров или акционеров, лишены приведенных выше недостатков (несмотря на то, что собрать их намного сложнее, чем получить ссуду в банке). Новое предприятие в первые годы своей деятельности может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если убедить их в том, что прибыль будет постоянно инвестироваться в развитие фирмы, что приведет к повышению курса ее акций и укреплению позиций на рынке.

Наконец, что касается третьего аспекта раздела финансовой стратегии - оценки сроков возврата заемных средств, то это требует проведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, дающих возможность определить срок окупаемости вложений.

Из содержания основного документа развития и осуществления издательской деятельности, каким является бизнес-план, видно, что самой актуальной и важной задачей в процессе его создания является определение всех видов разновременных экономических эффектов, т.е. результатов и затрат. От точности расчета этих величин зависит надежность, эффективность и конкурентоспособность данного инвестиционного проекта.

Наши рекомендации