Оценка российского образования
В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.
Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.
Из возможных и ближайших по времени направлений решения этих проблем наиболее важными для российского образования являются: обеспечение конкурентоспособности отечественной системы высшего профессионального образования как на общеевропейском, так и на мировом рынках труда; выработка общих подходов к созданию нового поколения стандартов в России и Европе (стандартизация образовательных программ и результатов обучения, и др.); согласование условий для взаимного признания степеней и квалификаций; введение сопоставимой двухуровневой системы обучения студентов (бакалавр-магистр); разработка набора критериев оценки эффективности образовательной деятельности (нагрузка, уровень, результаты образовательных достижений, компетентности и компетенции, профиль); обоснование принципов оценивания и создание национальной системы оценки качества образования на всех его уровнях.
Поэтому очень важно знать, как в настоящее время студенты оценивают российское образование.
В блоке вопросов об оценке студентами российского образования были заданы вопросы о конкурентоспособности российского образования с зарубежным, о заинтересованности российского государства в улучшении системы образования, о необходимости проведения реформ института образования в России, о необходимости перенимать зарубежный опыт и об оценке условий обучения, в которых находятся студенты в России.
В начале студентам предлагалось оценить конкурентоспособность российского образования по отношению к зарубежному. Вопрос был таким: «Считаете ли Вы Российское образование конкурентоспособным по отношению к зарубежному?»
[Z15]
Половина студентов придерживается точи зрения о том, что российское образование может конкурировать с зарубежным. Доля ответивших противоположно составляет четверть студентов.
Если сопоставить ответы на вопрос о конкурентоспособности и пол отвечающих, можно заметить, что российское образование считают неконкурентоспособным по большей части девушки, а не мужчины. А конкурентоспособным – наоборот.
мужской | женский | |
конкурентоспособно | ||
скорее конкурентоспособно | ||
затрудняюсь ответить | ||
скорее неконкурентоспособно | ||
неконкурентоспособно |
Таблица 5.1
Зависимость мнения о конкурентоспособности российского
образования от пола студентов, %[Z16]
Российское образование | Пол | |
Мужской | Женский | |
Конкурентоспособно | ||
Скорее конкурентоспособно | ||
Затрудняюсь ответить | ||
Скорее неконкурентоспособно | ||
Неконкурентоспособно |
Как мы видим из таблицы, 16% девушек и только 9% юношей считают российское образование неконкурентоспособным. И 26% юношей и 19% девушек считают его способным конкурировать с зарубежным.
При ответе на вопрос о заинтересованности государства в системе российского образования, мнения разделились. Вопрос звучал так: «Как Вы считаете, заинтересовано ли государство в улучшении системы образования?»
Доля затруднившихся ответить оказалась довольно велика. 36% студентов считают, что государство не заинтересованно в улучшении системы образования и 40% считают, что заинтересованно.
Если вновь провести анализ пола представителей группы, получаем, что опять же большая часть считающих, что государство не заинтересовано в улучшении системы образования – девушки, их число составляет 21%, а юношей – 15%. При этом количество затруднившихся ответить практически одинаково.
Таблица 5.2
Зависимость мнения о заинтересованности государства в улучшении образования от пола студентов, %
Заинтересованность государства | Пол | |
Мужской | Женский | |
Заинтересовано | ||
Скорее заинтересовано | ||
Затрудняюсь ответить | ||
Скорее не заинтересовано | ||
Не заинтересовано |
На вопрос «По Вашему мнению, институт образования в России требует реформ?» больше половины студентов – 85% – ответили положительно. Только 3% студентов ответили отрицательно, и очень небольшой процент студентов, затруднившихся ответить на данный вопрос – 12%. Это говорит о том, что практически все студенты уверены в необходимости проведения реформ института образования.
При сопоставлении курсов, на которых учатся студенты, и ответов на данный вопрос получились следующие результаты.
Таблица 5.3
Зависимость мнения о необходимости проведения реформ
в институте образования России от курса обучения студентов, %
Необходимость реформ | Курс | ||||
Да | |||||
Скорее да | |||||
Затрудняюсь ответить | |||||
Скорее нет | |||||
Нет |
Из таблицы видно, что студенты, считающие, что российский институт образования требует проведения реформ, в своем большинстве, учатся на третьем курсе – 23%. Меньше всего ответивших положительно – студенты пятого курса – 14% студентов, а так же студенты первого курса – 15%.
81% студентов, принявших участие в опросе, считают, что российский институт образования нуждается в проведении реформ, при этом половина студентов говорит о том, что российское образование может конкурировать с зарубежным. Значит, образование в других странах тоже требует усовершенствования и изменений.
Таблица 5.4
Взаимосвязь между мнениями о необходимости проведения реформ в институте образования России и о конкурентоспособности российского образования, %
Российское образование | Необходимость реформ | ||||
Да | Скорее да | Затрудняюсь ответить | Скорее нет | Нет | |
Конкурентоспособно | |||||
Скорее конкурентоспособно | |||||
Затрудняюсь ответить | |||||
Скорее неконкурентоспособно | |||||
Неконкурентоспособно |
Получаем, 51% ответивших, что российское образование требует реформ, считают его вполне конкурентоспособным. И только 20% из них считают его неконкурентоспособным. И вновь велика доля тех, кто затруднился ответить – 35%.
Мнения при ответе на вопрос о необходимости перенимать иностранный опыт разделились. Вопрос был таким: «В этой связи считаете ли Вы нужным перенимать иностранный опыт?»
На этот вопрос многие из студентов – 29% – затруднились ответить и 49% считают нужным перенимать зарубежный опыт. Хотя в предыдущем вопросе 85% студентов сказали, что российскому институту образования необходимы реформы. Получается, что, по мнению 36% студентов, изменения в российском образовании должны быть, но не путем заимствования у зарубежных стран. Такая разница в цифрах произошла из-за того, что многие затруднились ответить на вопрос о необходимости заимствования иностранного опыта.
Таблица 5.5
Взаимосвязь между мнениями о необходимости проведения реформ в институте образования России и о необходимости заимствовать иностранный опыт в сфере образования, %
Заимствование иностранного опыта | Необходимость реформ | ||||
Да | Скорее да | Затрудняюсь ответить | Скорее нет | Нет | |
Да | |||||
Скорее да | |||||
Затрудняюсь ответить | |||||
Скорее нет | |||||
Нет |
Из таблицы видно, что 20% из тех, кто видит необходимость в изменении российской системы образования считают, что эти изменения не должны опираться на иностранный опыт. 33% студентов не смогли определиться и затруднись ответить.
При анализе пола студентов и ответов на вопрос о необходимости перенимать иностранный опыт мы получили, что именно представители мужского пола гораздо чаще отвечали, что не стоит заимствовать зарубежные традиции.
Таблица 5.6
Зависимость мнения о необходимости заимствовать иностранный опыт от пола студентов, %
Заимствование иностранного опыта | Пол | |
Мужской | Женский | |
Да | ||
Скорее да | ||
Затрудняюсь ответить | ||
Скорее нет | ||
Нет |
Получаем, что 15% юношей считают, что не нужно заимствовать иностранный опыт и 21% считают, что нужно. Девушки придерживаются противоположной точки зрения – 27% говорят, что стоит опираться на иностранный опыт и лишь 8%, что нет.
Мнение студентов о необходимости проведения реформ в российской системе образования подтверждаются тем, что более половины студентов считают условия обучения, в которых они находятся, удовлетворительными и лишь 8% считают их хорошими. Вопрос выглядел таким образом: «Как Вы считаете, условия обучения, в которых находятся российские студенты в России:»
Таблица 5.7
Взаимосвязь между мнениями о необходимости проведения реформ в институте образования России и об условиях обучения, в которых находятся студенты в России, %
Условия обучения | Необходимость реформ | ||||
Да | Скорее да | Затрудняюсь ответить | Скорее нет | Нет | |
Хорошие | |||||
Удовлетворительные | |||||
Затрудняюсь ответить | |||||
Неудовлетворительные | |||||
Плохие |
44% студентов, считающих, что институт образования в России требует реформ, говорят, что условия обучения, в которых они находятся, удовлетворительные, и 7% считают их неудовлетворительными. Вероятно, что студенты, говоря о необходимости изменений в сфере образования имеют в виду именно улучшение условий обучения, в которых они находятся.
Если анализировать ответы на вопрос об условиях обучения студентов в России и те курсы, на которых студенты учатся, мы получим следующую таблицу.
Таблица 5.8
Зависимость мнения об условиях обучения, в которых находятся студенты в России от курса обучения студентов, %
Условия обучения | Курс | ||||
Хорошие | |||||
Удовлетворительные | |||||
Затрудняюсь ответить | |||||
Неудовлетворительные | |||||
Плохие |
Как мы видим из таблицы, самыми категоричными при оценке условий обучения в России оказались студенты третьего курса. 14% из них считают условия их обучения удовлетворительными, 3% - плохими и 0% - хорошими. Тогда как 4% пятикурсников говорят, что условия их обучения хорошие и 1% - плохие.
Далее, студентам предлагалось сравнить условия, в которых учатся они с теми условиями, в которых учатся, по их мнению, иностранные студенты. Мы сопоставили ответы на этот вопрос с мнением студентов о конкурентоспособности российского образования.
Таблица 5.9
Взаимосвязь между мнениями об условиях обучения, в которых находятся студенты в России и о конкурентоспособности российского образования, %
Российское образование | Условия обучения за рубежом | |||
Лучше, чем у нас | Такие же, как у нас | Хуже, чем у нас | Затрудняюсь ответить | |
Конкурентоспособно | ||||
Скорее конкурентоспособно | ||||
Затрудняюсь ответить | ||||
Скорее неконкурентоспособно | ||||
Неконкурентоспособно |
Мы наблюдаем противоречие – 31% студентов считает, что российское образование вполне может конкурировать с зарубежным, но при этом они думают, что условия обучения за рубежом лучше, чем в России. Однако так же считают 19% тех, кто уверен, что российское образование не является конкурентоспособным. И только 8% студентов считают условия обучения за рубежом не хуже и не лучше, чем в России.
Так, мы видим, что ровно половина студентов убеждена, что российское образование вполне может конкурировать с зарубежным, причем 26% из этих студентов – мужчины. Далее, 40% студентов считают, что государство не заинтересовано в улучшении системы образования в России, 21% из которых – девушки.
Затем, 85% студентов говорят, что российский институт образования требует реформ, 23% из этих студентов – третьекурсники. При этом, 51% ответивших, что российское образование требует реформ, считают его вполне конкурентоспособным. Следовательно, зарубежное образование так же нуждается в изменениях.
Примерно половина студентов считает нужным перенимать иностранных опыт в сфере образования, хотя 85% студентов сказали, что российскому институту образования необходимы реформы. Получается, что, по мнению 36% студентов, изменения в российском образовании должны быть, но не путем заимствования у зарубежных стран. И 20% из тех, кто видит необходимость в изменении российской системы образования считают, что эти изменения не должны опираться на иностранный опыт.
Далее, 15% юношей считают, что не нужно заимствовать иностранный опыт и 21% считают, что нужно. Девушки придерживаются противоположной точки зрения – 27% говорят, что стоит опираться на иностранный опыт и лишь 8%, что нет. А так же 54% студентов считают условия обучения, в которых они находятся, удовлетворительными, 7% считают их плохими и лишь 8% – хорошими.
Кроме того, 44% студентов, считающих, что институт образования в России требует реформ, говорят, что условия обучения, в которых они находятся, удовлетворительные, и 7% считают их неудовлетворительными. Вероятно, что студенты, говоря о необходимости изменений в сфере образования имеют ввиду именно улучшение условий обучения, в которых они находятся.
Затем, 14% третьекурсников считают условия их обучения удовлетворительными, 3% - плохими и 0% - хорошими. Тогда как 4% пятикурсников говорят, что условия их обучения хорошие и 1% - плохие. Кроме того, мы наблюдаем противоречие – 31% студентов считает, что российское образование вполне может конкурировать с зарубежным, но при этом они думают, что условия обучения за рубежом лучше, чем в России.