Неопределенность и риск в рыночной экономике. Пути снижения риска
Характерной чертой рыночной экономики, как отмечалось выше, является асимметрия и неполнота информации, то есть участники рыночного процесса имеют неравный доступ к информации, и при этом та информация, которой они обладают, чаще всего, не является исчерпывающей. Такая ситуация приводит к возникновению неопределенности и риска, и как следствие отрицательно влияет на эффективность работы экономики, так как серьезно затрудняет поиск и принятие правильного решения.
Неопределенность– недостаток информации о вероятных будущих событиях, что делает эти события не поддающимися оценке.
Риск– это ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода нельзя все же точно предсказать конечный результат.
Вероятность– возможность получения определённого результата.
Следует различать объективнуюи субъективнуювероятность. Объективная вероятность– это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность– это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.
В литературе существуют три основные точки зрения, признающие или субъективную, или объективную, или субъективно-объективную природу риска. При этом преобладает последняя – о субъективно-объективной природе риска.
Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода – в этом его субъективная сторона. Помимо этого, она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину риска в силу различия психологических, нравственных, идеологических ориентации, принципов, установок и т. д.
Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обусловливает вероятностная сущность многих природных, социальных и технологических процессов, многовариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-экономической жизни.
Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.
Субъективно-объективная природа риска определяется тем, что он порождается процессами, как субъективного характера, так и такими, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.
Как указывалось, существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. В первую очередь это неопределенность внешней среды. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность.
Наличие неопределённости и риска может изменить ситуацию на рынке негативным образом, как для продавца, так и для покупателя. Для примера возьмем рынок страхования. Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний, прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль «высокая цена – опасные клиенты» усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.
Моральный риск– поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью или даже с избытком покрыты страховой компанией.
Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным людям за счет честных и порядочных. Это тем более относится к таким людям, которые в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают надоевшую машину и даже убивают родственников.
Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компании пытаются минимизировать моральный риск:
1. Осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые взносы);
2. Не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживавшимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).
3. Идя на частичное возмещение ущерба (т. е. разделяя с клиентом опасность морального риска).
Очевидно, что полностью устранить риск невозможно, так как нельзя устранить его основную причину возникновения – асимметрию и неполноту информации. Однако риск можно значительно снизить. Существует четыре способа (метода) снижения риска: 1) диверсификация;
2) объединение риска или страхование; 3) распределение риска; 4) поиск информации.
Диверсификация(diversification) – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного товара означает снижение риска от покупки (или продажи) другого товара.
Объединение риска (risk pooling) – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование. Люди во всем мире страхуют жизнь и имущество от непредвиденных обстоятельств.
Распределение риска (risk spreading) – это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирования крупных проектов или новых направлений НИОКР.
Поиск информациитакже способствует снижению риска. Мы уже отмечали, что большинство ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее может значительно снизить величину риска. Информация – редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому, чтобы определить количество и цену необходимой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельную выгоду (MB) и ожидаемые предельные издержки (МС), связанных с ее получением. Если ожидаемая выгода от покупки информации не превышает ожидаемых предельных издержек (MB > МС), то такую информацию необходимо приобрести. Если же наоборот (MB < МС), то от покупки такой дорогой информации лучше отказаться: дешевле будет сделать некоторые ошибки.