Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине 4 страница

ТОВАР –экономическая категория, продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи. Т. может быть не только продукция в вещественной форме, но и разнообразные работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, природные богатства.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ –средства и способы, которые применяются для ее производства.

ФОНД АМОРТИЗАЦИОННЫЙ –денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов; имеет двойственную экономическую природу, т.е. одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс их расширенного воспроизводства.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ– показатель количества производственных фондов, приходящихся на одного занятого в материальном производстве.

ФОНДОЕМКОСТЬ – отношение стоимости производственных основных фондов к стоимости произведенной продукции, валовой или товарной.

ФОНДООТДАЧА – количество (объем) валовой или товарной продукции на рубль производственных основных фондов; один из показателей экономической эффективности.

ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА –общая сумма средств, начисленных предприятием всему персоналу за выполненную работу или отработанное время. Включает средства на оплату труда основного персонала (в промышленности – промышленно-производственного персонала) и прочего персонала, т.е. занятых в состоящих на балансе предприятия профилактории, доме отдыха, жилищно-коммунальном, подсобном сельском хозяйстве и т.п. Преобладающая часть средств на оплату труда основного персонала относится на себестоимость продукции. Не относятся на себестоимость продукции и выплачиваются из прибыли предприятий суммы компенсации удорожания стоимости питания в столовых, единовременные поощрения отдельным работникам за выполнение особо важных производственных заданий, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, премии за создание, освоение и внедрение новой техники и др. Часть расходов на оплату труда, которая относится к затратам на производство и реализацию продукции, нормируется.

ФОНДЫ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ –фонды, которые функционируют в различных отраслях непроизводственной сферы, т.е. предназначенные для целей непроизводственного потребления.

ФОНДЫ ОБРАЩЕНИЯ –совокупность материальных и денежных ресурсов, функционирующих в сфере обращения и обслуживающих процесс обмена.

ФОНДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБОРОТНЫЕ –часть производственных фондов предприятия, представленных в каждый данный момент предметами труда (сырье, вспомогательные материалы, топливо, запасные части для ремонта, быстроизнашивающиеся предметы, хозяйственный инвентарь и др.). Они обладают такими признаками: полностью потребляются в конце каждого производственного цикла, изменяя свою натуральную форму; образуют прямо или косвенно вещественное содержание готового продукта; переносят всю свою стоимость на готовый продукт на протяжении одного производственного цикла и требуют после этого полного возмещения потребленных предметов труда.

ФОНДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ –часть производственных фондов, выступающих в натуральной форме как средства труда. Они прямо или косвенно используются для превращения предметов труда в готовую продукцию; обслуживают производство в течение длительного времени, не меняя своей натуральной формы; вещественно не входят в продукт труда, их стоимость переносится на продукцию по частям, постепенно; требуют замены в первоначальной натуральной форме лишь через определенный промежуток времени. К основным производственным фондам относятся: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, стоимость которых ограничена минимальной стоимостью или срок службы которых не менее одного года, и др.

ФУНКЦИИ РЫНКА –направления и формы воздействия рынка на развитие народного хозяйства, предприятий, организаций. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства с потреблением, решая при этом такие задачи, как удовлетворение спроса на товар и услуги, предоставляя возможность сбыта продукции и обеспечения производства материально-техническими ресурсами и рабочей силой. Через механизм конкуренции, изменяя соотношения между спросом и предложением, рынок стимулирует рост производства, улучшение качества продукции и услуг, снижение издержек производства. В случае превышения средних общественных издержек товаропроизводитель оказывается под угрозой банкротства. Под влиянием изменения спроса происходит перелив финансовых, материальных и трудовых ресурсов из одной отрасли в другую, из одного региона в другой. Рынок объективно оценивает результаты деятельности предприятий. Он обладает широкими информационными возможностями. Не решая проблем, требующих больших капиталовложений при длительных сроках окупаемости или связанных с реализацией крупных научно-технических программ и фундаментальных исследований, рынок тем не менее формирует восприимчивость участников рыночных отношений к нововведениям.

ЦЕНА –денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления Ц. под общественно необходимыми затратами понимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет. Различают следующие функции Ц.: учетную, стимулирующую и распределительную. Учетная функция состоит в отражении в Ц. общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Ц. выполняет роль оценки затрат и результатов производства. Стимулирующая функция Ц. позволяет использовать ее для стимулирования научно-технического прогресса, ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции. Распределительная функция предусматривает учет в Ц. акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и др. формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на общенародные нужды. При переходе к рыночной экономике Ц. выполняет функцию учета спроса и предложения.

ЦЕНА ОПТОВАЯ –цена, по которой государственные предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию другим государственным, а также кооперативным предприятиям и организациям, организациям снабжения и сбыта, оптовой торговли, т.е. всем категориям покупателей, кроме населения.

ЦЕНА ПАРИТЕТНАЯ – цена на продукты сельского хозяйства, позволяющая их производителю за неизменный объем продукции иметь денежный доход, достаточный для приобретения «потребительской корзины» – стабильного набора потребительских благ и услуг.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ (РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА) –цена при условии равенства объема предложения объему спроса. Для отдельных товаров Ц.р. является частным случаем ценообразования и устанавливается на короткое время. С точки зрения совокупного предложения и совокупного спроса Ц.р. означает общее состояние равновесия и является элементом рыночного механизма. Ц.р. – результат взаимодействия многих факторов. Она информирует покупателя, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать и по какой цене. Одновременно Ц.р. информирует производителя, в каком объеме следует производить данный товар и доставлять его на рынок. В условиях развитой рыночной экономики повышение Ц.р. происходит относительно медленно в силу действия ряда факторов: хорошей информированности производителей и покупателей о количестве товаров и ценах на них, развития международной торговли готовой продукцией и комплектующими изделиями. Механизм образования Ц.р. заключается в следующем: на конкурентном, т.е. немонопольном, рынке в результате колебаний объема спроса на товары по конкретной цене и объема предлагаемых по определенной цене товаров устанавливается на какой-то период цена равновесия; через некоторое время она меняется.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения и ситуации, когда цена продавца и покупателя в результате последовательных уступок совпадают.

ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ – 1) курс, по которому покупатель (владелец опциона) может покупать (или продавать) ценные бумаги при реализации опциона; 2) цена, по которой товар продан или продается, реализуется.

ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ –цена, по которой товары продаются населению, а также предприятиям и организациям, приобретающим их в розничной сети и в торговле. Применяются свободные рыночные Ц.р. и государственные (фиксированные, регулируемые, предельные).

ЦЕНА РЫНОЧНАЯ –последняя официально сообщенная цена, по которой продаются акции, или облигации, или осуществляется текущая котировка.

ЭКОНОМИКА – 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; 2) народное хозяйство страны в целом или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства; 3) экономическая наука, изучающая секторы и отрасли хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторые функциональные аспекты экономических отношений.

ЭКОНОМИКА РЫНОЧНАЯ –совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. В Э.р. координация хозяйственной жизни и управление ею осуществляются через систему рынков, цен, прибылей и убытков в условиях действия конкуренции. В реально существующей Э.р. возникает, естественно, целый ряд отклонений от абстрактной модели. Эти отклонения связаны: 1) с появлением и функционированием различного рода монополий, деформирующих процесс рыночного ценообразования; 2) с затруднениями в свободном перемещении капиталов и трудовых ресурсов; 3) с инфляцией, искажающей действие рыночного механизма; 4) с цикличностью экономического развития; 5) с перепроизводством; 6) с безработицей, превышающей естественный уровень; 7) с ошибками в определении конъюнктуры рынка, в т.ч. из-за отсутствия полной и достоверной экономической информации, и т.д.

ЭКОНОМИКА ТЕНЕВАЯ –совокупность неучтенных, нерегламентированных, а также противоправных видов деятельности по производству товаров и оказанию услуг. В целом сектор теневой экономики можно условно разделить на две крупные, взаимодействующие друг с другом группы деятельности: полулегальная (в большей части без нарушения действующего уголовного законодательства, но при несоблюдении правил, инструкций, нормативов, уклонении от уплаты налогов, использовании неформальных, личностных связей, фиктивной работе) и преступная (с нарушением норм уголовного законодательства, предусматривающих наказание за хищения, взяточничество, поборы и рэкет, спекуляцию и др. криминальные действия). Особый подход требуется к вопросу о спекуляции, поскольку соответствующая статья исключена из уголовных кодексов многих государств, а само указанное действие переквалифицируется как коммерция.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов различных категорий населения страны.

Экономический прогноз – совокупный расчет деятельности хозяйственных единиц на текущий или последующий период (обычно в пределах года) в рамках данной территории (как правило, государства, метрополии). Экономический прогноз представляет собой инструмент, позволяющий предвидеть условия общего экономического равновесия в течение рассматриваемого периода. Он служит как для указания направлений и подготовки решений экономической политики, так и для оценки их возможных результатов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – это показатель, свидетельствующий о постоянном процессе увеличения масштабов производства материальных благ на основе использования совокупности факторов производства, взаимосвязанных между собой. Экономический рост выражается в увеличении потенциального и реального ВНП, возрастании общего экономического богатства страны. Количественно экономический рост измеряется двумя способами: увеличение реального ВНП и его рост на душу населения. Основными факторами экономического роста служат факторы предложения (природные, трудовые, материальные ресурсы, объем основного капитала, технология), факторы спроса (уровень совокупных расходов), а также факторы распределения (эффективное использование ресурсов). Современный экономический рост носит преимущественно инновационный характер.

ЭФФЕКТ –конечный положительный результат какого-либо вида производственной, коммерческой, финансовой и т.д. деятельности, полученный в результате сопоставления прибыли и издержек.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ –обобщающая характеристика качества экономического роста, соотношение между результатами (эффектом) и затратами или ресурсами. Повышение эффективности производства выражается в увеличении конечных результатов при абсолютном или относительном сокращении затрат. Принято различать экономическую и социальную эффективность производства. В первом случае в качестве результата выступают объем продукции или национального дохода, полученная в производстве прибыль, технико-экономические параметры продукции. При определении социальной экономии ориентиром служит улучшение условий труда, сокращение рабочего времени, сохранение среды обитания человека. Важнейшим и обобщающим показателем экономии производства является производительность общественного труда, измеряемая как отношение физического объема национального дохода к численности работников материального производства. В производительности общественного труда отражается суммарная экономия как живого, так и овеществленного труда. Ее уровень и динамика в решающей степени предопределяют как экономический, так социальный и духовный прогресс общества. Наряду с ростом производительности труда для измерения эффективности производства используется целая система показателей, в т.ч. фондоемкость (производство национального дохода или продукции на рубль основных фондов), материалоемкость (обратный показатель, характеризующий величину затрат на единицу продукции или национального дохода) и др. Для оценки эффективности работы предприятия широко используется показатель рентабельности – отношение прибыли к объему основных фондов и материальных оборотных средств. На повышение эффективности производства влияют многочисленные факторы, которые могут быть объединены в три основные группы: научно-технические факторы (внедрение принципиально новой техники и технологии, техническое перевооружение производства и т.д.); организационно-экономические факторы (совершенствование структуры и организации производства, повышение надежности хозяйственных связей, применение действенных форм экономического стимулирования и ответственности, укрепление дисциплины); социальные факторы (активизация инициативы и самодеятельности масс, их участие в управлении производством).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ –соотношение затрат государства на расширенное воспроизводство основных фондов и получаемых от этого результатов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА –рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наши рекомендации