Финансово – кредитное регулирование экономики
План
1. Государственный бюджет как инструмент ГРЭ
2. Налоги как средство государственного влияния на социально- экономическое развитие страны
3. Государственные ассигнования и дотации
4. Пошлины и таможенные налоги в системе ГРЭ
5. Финансовая политика государства и ее особенности в период становления рыночных отношений
6. Задачи и функции Национального банка в осуществлении денежно- кредитного регулирования.
Ключевым инструментом ГРЭ является бюджетная политика. Государственное регулирование с помощью денежно-кредитных инструментов является наиболее известным и распространенным в странах с рыночной экономикой.
В общем понимании бюджет – это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Государственные доходы – это доля ВВП, которая используется государством для осуществления своих функций. Они создаются за счет поступлений от уплаты юридическими и физическими лицами налогов, сборов, обязательных платежей и других предусмотренных законодательством поступлений. Налоги обеспечивают около 90 % доходов любого государства.
Расходы государственного бюджета играют важную роль в удовлетворении потребностей социально – экономического развития страны. Содержание расходов обуславливается способом производства, политическим строем страны и функциями государства. Государственные расходы – это государственные платежи, которые не подлежат возврату, не создают и не погашают финансовых потребностей.
Консолидированный бюджет страны – бюджет центрального правительства и бюджеты местных органов власти.
Дефицит государственного бюджета – сумма, отражающая превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит государственного бюджета – превышение доходов над государственными расходами.
Основные пути покрытия дефицита государственного бюджета :
- дополнительная эмиссия наличных денег;
- продажа государственных ценных бумаг;
- государственные займы;
- усиление налогообложения.
Налоги – это система обязательных платежей предприятий, организаций и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.
Налоги выполняют фискальную, социальную и регулирующию функции.
Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика направлена на поддержание высоких темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, обеспечение высокого уровня жизни граждан. Сдерживающую политику проводят с целью снижения уровня инфляции, сокращения объемов производства. Налоговая система в Украине базируется на двух основных налогах: на добавленную стоимость и на прибыль предприятий. Среди средств влияния государства на процесс функционирования экономики большое значение имеют государственные ассигнования, которые надежно обеспечивают деятельность всех субъектов хозяйствования.
Государственные ассигнования – это определенные суммы средств, выделенных из централизованных и децентрализованных источников, финансовых ресурсов для покрытия расходов на определенные цели. С помощью бюджетных ассигнований государство целенаправленно влияет на хозяйственные объекты, предоставляя прямую государственную помощь в реализации определенных мероприятий. В зависимости от экономической роли средства государственного влияния имеют соответствующие характеристики:
- субвенции – средства, которые выделяются из государственного бюджета местным бюджетам;
- трансфертные платежи – любые прямые выплаты из государственного бюджета населению или предприятиям, которые осуществляют в виде субсидий, пенсий и помощи на социальные потребности, оплаты процентов за государственный долг;
- субсидии – финансовая помощь (прямая или непрямая), которую предоставляют населению или хозрасчетным предприятиям и организациям.
Государственные дотации – средства, которые направляют на возмещение разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен.
Государственное регулирование открытости экономики и ее экономической безопасности отражается на такие средства, как пошлина и таможенные налоги. Пошлина – это налог, который устанавливают на импортные, а в отдельных случаях и на экспортные товары. Выделяют два вида пошлины: фискальная и протекционистская. Защита национального рынка – основная цель таможенных тарифов.
Экономическое и социальное развитие Украины, создание необходимых предпосылок перехода к рыночному хозяйствованию значительной мерой зависит от финансовой политики.
Финансовая политика является составной частью экономической политики и охватывает совокупность мер, которые осуществляет государство на всех уровнях управления по организации и использованию финансов с целью осуществления своих функций и разрешения неотложных конкретных задач.
Финансовое законодательство включает налоговое и бюджетное законодательство, законодательные нормы по вопросам функционирования страхового дела, государственного финансового контроля, валютных отношений, формирование и использование кредитных ресурсов.
Бюджетное законодательство регулирует бюджетное устройство и процесс. Нормы бюджетного законодательства определяют структуру бюджетной системы, виды и размеры доходов соответствующих бюджетов, нормативы и целевое назначение бюджетных расходов по звеньям бюджетной системы, а также нормативы создания резервных фондов.
Основными задачами финансовой политики Украины в период становления рыночных отношений является:
- создание и обеспечение предпосылок равноправного функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности;
- активизация приватизационных процессов;
- обеспечение условий для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов;
- выработка оптимального соотношения и пропорций в распределении доходов между субъектами хозяйствования и государством;
- определение основных направлений, структуры и пропорций в расходовании государственных средств;
- выработка соответствующего механизма для достижения поставленной цели.
Успех реформирования экономики определяет эффективная работа финансово-кредитного комплекса, основой деятельности которого является банковская система.
Национальный банк является главным органом, применяющим денежно-кредитные инструменты государственного регулирования экономики.
Вопросы для самопроверки
1.Составляющие финансовой системы страны.
2.Понятие бюджета и основных его параметров.
3.Доходы и расходы госбюджета.
4.Налоги и их функции.
5.Дотации, их сущность и значение.
6.Таможенные налоги их роль в защите отечественного производителя.
7.Финансовая политика и ее элементы.
8.Национальный банк, его функции.
Литература: [10, 14, 20, 23, 29].