Составьте сравнительную таблицу, сопоставляющую экономику доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества по 3-5 критериям.
Институт экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Контрольные задания предмета «Экономическая теория» по вариантам
Работу выполнил учащийся 1 курса магистратуры, направления «система ГМУ», группы 18101.80. Бахута Н. В.
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Кононова Е. Н.
САМАРА 2016
Вариант
Составьте сравнительную таблицу, сопоставляющую экономику доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества по 3-5 критериям.
Критерии | Доиндустриальное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Основной способ ведения хозяйства | Сельское хозяйство, с применением 3-х польной системы вспашки почвы и с использованием железных орудий труда. Как отдельная отрасль хозяйства: изготовление сельскохозяйственных орудий (ремесленничество). | Высокоуровневое производство средств товарного типа (то есть создание материальных благ, которые могут удовлетворить социальные потребности человеческого общества (различные типы машин, выполняющие определённые работы на производстве), которое в большей мере, проживает в городах. | Частичный отказ от машинно-конвейерного производства материальных благ индустриального общества. Динамичное развитие производства средств высоких технологий (различного рода компьютеров и средств хранения, обработки, защиты и передачи информации), для отрасли информационно-интеллектуальных услуг современного человеческого общества. |
Главная сфера экономики | Аграрное производство (выращивание зерновых, бахчевых и масленичных (оливы, подсолнечника) культур, животноводство, пчеловодство) | Промышленное производство (изготовление высокоуровневых средств производства (автомобилей, фабричных и заводских станков, различного механических машин) | Производство информации (то есть производство различных совокупностей сведений об окружающем человека мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами) |
Главные институты обществ | Церковь и монархические структуры управления, которые регулировали производство, обмен и потребление продукции аграрного производства | Институты ограниченной монархии и парламента, объединений коммунального (цехового) и трестового типов (например, такие крупные промышленные концерны, как «Krupp» (Германская империя) и «Ford» (США), производили машины определённого типа, но выполняли обмен продукции по типу продажи, без участия государства, лишь выплачивая таможенные пошлины его органам управления) | Университеты, академии, научно-практические объединения, которые производят различного вида совокупности информаций, а также средства их хранения, защиты и передачи |
Главный фактор управления экономики обществ | Физическое принуждение и фактор смерти от голода | Товарно-денежные отношения, фактор достижения успеха вхождения человека в наиболее экономически благополучный слой социума | Знание об определённой сфере окружающего мира и человеческого общества, как ведущая сила развития постиндустриального (информационного) общества |
Источник выполнения задания: информация данной заполненной таблицы, полностью была создана автором;
2) Раскройте смысл функционального и нефункционального спроса:
Функциональный спрос –это особый вид спроса на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя[1].
(Пример функционального спроса: смартфон фирмы «Samsung Electronics» типовой линии «Galaxy S6», стал наиболее продаваемым высокотехнологичным продуктом для передачи информации в 2015 году, чем смартфон Apple Iphone S5, так как по мнению большинства потребителей, смартфон фирмы «Samsung» обладает более мощным процессором обработки информации чем его прямой конкурент, а также наиболее большей картой памяти);
Нефункциональный спрос –это особый вид спроса, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на него[2].
(Пример: коньяк французской фирмы «Remy Martin» по мнению большинства потребителей, был лучшим коньячным продуктом на алкогольном рынке РФ в 2014 году. Но согласно экспертам и дегустаторам в сфере проверки высококачественной алкогольной продукции, было установлено, что коньяк «Багратион» Кизлярского коньячного завода республики Дагестан, ни в чём не уступает коньячной продукции фирмы «Remy Martin». Таким образом, продукция французского производителя продаётся лучше, чем продукция отечественного, из-за «культурного мифа» российского населения о том, что продукция иностранных производителей по большей мере всегда превосходит продукцию отечественных производителей, не зависимо от различных направлений изготовления наиболее покупаемых товаров).
3.1) Макроэкономика представляет собой:
а) национальное хозяйство как единое целое; согласно Н. Р. Тереховой: «Макроэкономикакак наука изучает условия, факторы и результаты развития только национальной экономики». Значит, она призвана выяснить два момента:
1) как функционирует хозяйственная система в целом;
2) какой должна быть экономическая политика государства в конкретных условиях[3].
Следовательно, макроэкономика в общем смысле, представляет собой национальное хозяйство как единое целое.
3.2) Для кейнсианской теории сбережения и потребления верны соотношения:
а) MRS=MRC;
б) MRS+MRC=1;
Согласно Кэмпбеллу Р. Макконнеллу, соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению. МРС=DC/DV. Значит MPC=MPS. С увеличением дохода общие расходы на потребление растут, но не такими же темпами, какими растет доход. Абсолютно растут и потребление и сбережения, но относительная доля потребления все больше и больше сокращается, а доля сбережений увеличивается[4].
Величина МРС в соответствии с основным психологическим законом находится в интервале между 0 и 1 (0<МРС<1). Если общий доход растет, то одна часть этого прироста направляется на потребление, а другая - на сбережения. Отсюда доля любого прироста дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению. MPS= DS/DV. Сумма изменения потребления и сбережения должна быть равна изменению дохода. DC+DS =DV. Но тогда DC/DV+DS/DV=1. Следовательно, МРС+MPS=1[5].
3.3) Закон Оукена выражает взаимосвязь:
в) отклонения объёма ВВП от потенциального при отклонении фактического уровня безработицы от естественного;
Согласно Б. А. Райзенбергу, закон Оукена - это экономический закон, в соответствии с которым при небольшом ежегодном росте реального ВНП (не превышающем 2,5%) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2% его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1%. Следовательно, данный закон может определить отклонение объёма ВВП от потенциального при отклонении фактического уровня безработицы от естественного[6].
3.4) Факторы, обеспечившие указанный на графике сдвиг кривой совокупного предложения:
б) рост числа производителей;
в) рост цен на конечную продукцию;
г) снижение цен на сырьё;
Совокупное предложение -это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен. Повышение уровня цен на продукцию, создает для предпринимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня цен на продукцию, приводит к сокращению объема производства. Следовательно, уровень цен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой, или положительной зависимости друг от друга[7].
Таким образом, повышение цен на конечную продукцию, снижает цены на сырьё: хорошим примером такой экономической ситуации может послужить добыча сланцевой нефти в штате Техас (США). Цены на разработку мест добычи сланцевой нефти и цены на продукцию переработки данного вида полезных ископаемых (имеется в виду бензин, дизельное топливо), раз от раза увеличивается, а цены на продажу сланцевой нефти как сырья, держатся на низком уровне.
3.5) ВВП может быть использован на цели:
в) инвестиции в производство;
г) потребление государственных учреждений и институтов;
ВВП (Валовый внутренний продукт) –это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономики (внутри страны) в течение одного года[8].
ВВП может быть использован в целях инвестиций в основной капитал, который состоит из удовлетворения расходов фирм на покупку оборудования и на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения), может быть использован в целях инвестиций в жилищное строительство и незавершённое производство[9].
ВВП может быть использован на цели государственного потребления, к которому относят, во-первых, расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру и, во-вторых, оплату услуг (жалование) работников государственного сектора, а также на государственные инвестиции, т.е. инвестиционные расходы государственных предприятий[10].
3.6) Внешнеторговая протекционистская политика предполагает:
б) рост таможенных пошлин на импорт;
в) снижение таможенных пошлин на экспорт;
Внешнеторговая протекционистская политика предполагает ввод высоких таможенных пошлин на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики[11].
3.7) Распределите признаки инфляции по их видам:
1) подавленная, скрытая инфляция: в) обесценивание денег не сопровождается ростом цен при их государственном регулировании;
2) сбалансированная инфляция: а) цены на все товары растут одинаковыми темпами;
3) инфляция спроса: д) толчок к обесценению денег дает превышение спроса над предложением товаров;
4) инфляция издержек: б) возникает в следствие всеобщего роста затрат на производство;
Скрытая (подавленная) инфляция –это вид инфляции, которая возникает вследствие того, что государство принимает меры, направленные на непосредственное сдерживание цен на экономические блага, с одной стороны, и доходов населения - с другой[12];
Сбалансированная инфляция –это вид инфляции, при которой цены различных товаров неизменны или растут одинаково, относительно друг друга[13];
Инфляция спроса –это особый вид инфляции, вызванный избыточным спросом, который приводит к росту цен на постоянный реальный объём продукции и приводящий к снижению предложения реального объёма продукции[14];
Инфляция издержек – это вид инфляции, который обусловлен при определённом уровне совокупных расходов на производство, неспособность рынка поглотить полный объём реального продукта из-за повышения уровня цен производственных затрат[15].
3.8) Рыночный спрос:
б) отражает платежеспособные потребности;
Рыночный спрос –это общий объем спроса, предъявляемого всеми покупателями данного товара или услуги[16].
3.9) Положительный эффект от масштаба производства:
г) наблюдается при росте объемов производства более быстрыми темпами, чем растут общие издержки;
Положительный эффект от масштаба производства –это положительный темп (скорость) роста издержек, который не превышает и является частично меньше, чем темп роста производства. Положительный эффект на крупных фирмах складывается под влиянием следующих факторов:
1) фирма получает экономию на масштабе производства - экономия на специализации;
2) крупные фирмы экономят на финансах, т.к. могут получить кредит в банке под меньший процент, чем мелкие фирмы;
3) экономия на маркетинге и рекламе. При росте объёмов производства расходы на маркетинг и рекламу, как правило, не увеличиваются;
4) крупные фирмы собирают отходы производства и производят из них дополнительную продукцию, получая при этом дополнительный доход[17].
3. 10) Совершенная конкуренция как тип рынка характеризуется:
в) множеством продавцов и покупателей;
г) свободным входом на рынке;
Совершенная конкуренция –это модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция, между неспособными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителями стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками. (Пример совершенной конкуренции как модели рынка: зона производства и торговли сельскохозяйственной продукции)[18].
Задача 1.
Определите постоянные, средние переменные и средние общие издержки фирмы. Действуют ли на данном предприятии эффекты от масштабов производства?
Нам известно, что в течении 5-ти циклов производства, фирма произвела следующий объём продукции (в шт.): 10 единиц. TC (общие издержки) за 5 циклов производства фирмы составили 140 тыс. руб. (20 000 + 24 000 + 28 000 + 32 000 + 36 000 = 140 000). Но постоянные издержки (FC) - это те затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции или услуги. Сколько бы фирма не произвела продукции, величина постоянных издержек не меняется. Даже если фирма не произвела ни одной единицы продукции за один цикл производства, она несёт издержки. Значит, каждый цикл производства, имеет индивидуальные общие издержки, значения которых изменяемы и не постоянны[19].
Получаем: общие издержки (TC (0)) = 20 тыс. руб;
ТС (1) = 24 тыс. руб;
ТС (2) = 28 тыс. руб;
ТС (3) = 32 тыс. руб;
ТС (4) = 36 тыс. руб.
Таким образом, FC при любом объёме выпуска будут равны 20 тыс. руб. Выявив константу FC для всех 5-ти циклов производства фирмы, следует выявить значения её средних переменных издержек.
Как нам известно, переменные издержки (VC) - это затраты, которые изменяются при изменении объёма выпускаемой продукции или услуги. В сумме с постоянными издержками, они равны величине общих издержек (TC). Сначала узнаем переменные издержки 5-ти циклов производства фирмы. Применим формулу: TC = FC + VC. Преобразуем её в следующий вид: VC = TC - FC[20].
Получаем: VC (0) = 20 000 – 20 000 = 0;
VC (1) = 24 000 – 20 000 = 4 000;
VC (2) = 28 000 – 20 000 = 8 000;
VC (3) = 32 000 – 20 000 = 12 000;
VC (4) = 36 000 – 20 000 = 16 000.
Получив значения переменных издержек 5-ти циклов производства фирмы, преступим к одной из главных наших задач: к выявлению средних переменных издержек (AVC). Как нам известно, AVC - это переменные издержки на производство одной единицы продукции. Применим формулу: AVC (средние переменные издержки) = VC (переменные издержки) ÷ Q (единица продукции)[21].
Получаем:
AVC (0) = 0;
AVC (1) = 4 000 ÷ 1 = 4 000;
AVC (2) = 8 000 ÷ 2 = 4 000;
AVC (3) = 12 000 ÷ 3 = 4 000;
AVC (4) = 16 000 ÷ 4 = 4 000.
Последнее дело, которое нам осталось сделать, это выяснить значения средних общих издержек фирмы за её пять циклов производства. Средние общие издержки (AТС) - это издержки на производство одной единицы продукции. Применим формулу ATC (средние общие издержки) = TC (общие издержки) ÷ Q (единица продукции)[22].
Получаем: ATC (0) = 0;
ATC (1) = 24 000 ÷ 1 = 24 000;
ATC (2) = 28 000 ÷ 2 = 14 000;
ATC (3) = 32 000 ÷ 3 = 10 667 (число было округлено);
ATC (4) = 36 000 ÷ 4 = 9 000.
Ответ 1:
Объём производства (шт.) | Общие затраты фирмы (ТC), (тыс. руб.) | Постоянные издержки (FC) | Средние переменные издержки (AVC) | Средние общие издержки (AТС) |
10,667 | ||||
Ответ 2:
На данном предприятии фирмы-собственника, мы наблюдаем положительный эффект масштаба производства. Следовательно, на данный момент, положительный эффект масштаба производства данного предприятия, был достигнут увеличением объёма производства этого предприятия, постоянные и средние переменные издержки стали держатся на одинаковом уровне, но при этом, средние общие издержки неуклонно снижались.
Задача 2.
Определите величину экспорта из страны, если известно, что ВВП - 2000 денежных единиц, потребительские расходы граждан - 1200 денежных единиц, государственные закупки - 600 денежных единиц, частные инвестиции - 150 денежных единиц, импорт - 150 денежных единиц.
Нам известны значения ВВП, как ВВП по расходам: 2000 ден. ед;
Потребительские расходы граждан (С): 1200 ден. ед;
Государственные закупки товаров и услуг (G): 600 ден. ед;
Валовые частные инвестиции (I(gross)): 150 ден. ед;
Импорт (Im): 150 ден. ед;
Сначала узнаем величину чистого экспорта, посредством использования формулы: ВВП по расходам = С (потребительские расходы граждан) + I(gross) (валовые частные инвестиции) + G (государственные закупки товаров и услуг) + Xn (чистый экспорт)[23];
Преобразуем формулу и заменяем переменные числовыми значениями:
Xn = ВВП по расходам – (С + I(gross) + G) = 2000 – (1200 + 150 + 600) = 50.
Следовательно величина Xn = 50. Осталось узнать величину общего экспорта, через использование формулы: Xn (чистый экспорт) = Ех (общий экспорт) – Im (импорт)[24].
Преобразуем формулу и заменяем переменные числовыми значениями: Ex = Xn + Im = 50 + 150 = 200. Значит величина Ex = 200.
Ответ:Ex (величина экспорта) = 200.
Библиографический список
1) Базилевич В. Д. Рыночная экономика: основные понятия и категории. Киев, 2008.
2) Любимова Н. Г. Поведение потребителя. Владивосток, 2004.
3) Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, 1999.
4) Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. М, 2007.
5) Мэнкью Н., Тейлор М. Экономикс. Спб, 2013.
6) Осадчая И. М. Экономика. М, 2000.
7) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М, 2006.
8) Сажина М.А.,Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М, 2007.
9) Терехова Н. Р. Макроэкономика. М, 2009.
10) Фаминский И. П. Внешнеэкономический торговый словарь. М, 2001.
[1] Мэнкью Н., Тейлор М. Экономикс. Спб, 2013. С. 87.
[2] Мэнкью Н., Тейлор М. Указ. соч. С. 88.
[3] Терехова Н. Р. Макроэкономика. М, 2009. С. 5.
[4] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, 1999. С. 187.
[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Указ. соч. С. 187.
[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М, 2006. С. 332.
[7] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Указ. соч. С. 236-237.
[8] Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. М, 2007. С. 54.
[9] Матвеева Т. Ю. Указ. соч. С. 61.
[10] Матвеева Т. Ю. Указ. соч. С. 63.
[11] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Указ. соч. С. 826.
[12] Базилевич В. Д. Рыночная экономика: основные понятия и категории. Киев, 2008. С. 46.
[13] Сажина М.А.,Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М, 2007. С. 318.
[14] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Указ. соч. С. 170.
[15] Там же. С. 176.
[16] Любимова Н. Г. Поведение потребителя. Владивосток, 2004. С. 108.
[17] Фаминский И. П. Внешнеэкономический торговый словарь. М, 2001. С. 228.
[18] Фаминский И. П. Указ. соч. С. 145.
[19] Осадчая И. М. Экономика. М, 2000. С. 85.
[20] Осадчая И. М. Указ. соч. С. 87.
[21] Там же. С. 88.
[22] Осадчая И. М. Указ. соч. С. 89.
[23] Матвеева Т. Ю. Указ. соч. С. 63.
[24] Там же. С. 63.