Глобальна інформатизація і економічний розвиток
Глобальная информатизация становится одним из определяющих факторов в развитии цивилизации в XXI веке. В связи со стремительным нарастанием возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий складывается информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, формируется информационное общество
Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Информатизация – это процесс широкомасштабного использования инфокоммуникаций во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества, главная задача которого – повысить эффективность использования информации для управления государством, удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций, а также создания предпосылок перехода государства к информационному обществу. определяющим фактором для глобализации явилось развитие информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), именно ИКТ лежат в основе этого явления. По этой причине, на наш взгляд, ошибочно говорить об информационной глобализации, так как глобализация сама по себе основана на изменениях в информационной сфере. Правильнее будет охарактеризовать происходящие изменения как глобальную информатизацию. Стоит подчеркнуть, что информатизация является лишь одной из многочисленных характеристик глобализации наряду с размыванием национальных границ, растущей экономической взаимозависимостью мира, культурной универсализацией и др., то есть глобализация - процесс более масштабный.
Под глобальной информатизацией общества понимается совокупность
взаимосвязанных пообеспечивают свободный доступ каждому члену мирового сообщества к любым источникам информации во всем мире (кроме составляющих государственную и коммерческую тайну). Наступление данных условий носит объективный характер и обусловлено переходом к информационному обществу.
Изменения, происходящие сегодня в мире, в полной мере укладываются в концепцию смены научных парадигм.
Понятие парадигмы и научной революции можно найти в работах Т. Куна [1].
Под парадигмами Кун подразумевает «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».
Парадигмы по Куну обладают несколькими особенностями:
— каждая наука создает свои особенные парадигмы, соответствующие задачам-
головоломкам этой отрасли знаний и достаточно автономные от парадигм других наук;
— их создание является беспрецедентным, чтобы привлечь на длительное время
группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований;
— они достаточно открыты, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.
Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития.
Начало НТР принято относить к середине 40-х — началу 50-х гг. XX в.; обычно считают, что она продолжается и сегодня, хотя в ряде исследований говорится о наблюдающемся затухании НТР, падении темпов научно-технического прогресса.
Среди предпосылок НТР можно выделить две основных составляющих: внутринаучную и социальную. Внутринаучные связаны, прежде всего, с достижениямиточных и естественных наук конца прошлого — начала нынешнего столетия, совпавшие по времени с активным развитием научного позитивизма. В этот же период, под влиянием позитивистских настроений в философии и методологии, произошло существенное методологическое взаимообогащение наук, сформулированы точные основания математической логики и логики суждений. Однако фундаментальные открытия в области естествознания, охарактеризованные как «революция в естественных науках» поставили под сомнение ряд оснований науки Нового времени, и заставили обратиться к общим основаниям и механизмам построения аксиоматических и гипотетико-дедуктивных научных теорий, а также к языковым формам представления научного знания. Рефлексия науки к Социальные процессы, обусловившие и сопровождавшие НТР, в основном вписываются в рамки общей теории модернизации. Становление развитых индустриальных обществ сопровождалось постепенной интернационализацией экономики, появлением разветвленных транснациональных корпораций.
Модернизационные социальные процессы, связанные с распространением демократии, построенной на универсалистской системе законов, повышением социальной мобильности, основанной на достижениях престижных личных статусов, появлением системы высокоспециализированных профессий, ростом уровня общего образования
способствовали значительному повышению статуса и престижа научной деятельности. В 40-х гг. исследования в области атомной энергии (а затем в освоении космоса) привели к созданию первых крупных государственных проектов в области соединения науки и промышленности, созданию масштабных научно-производственных комплексов. Это положило начало активному вниманию развитых индустриальных государств (как капиталистических, так и социалистических) к развитию науки. Осуществление крупных государственных инвестиций в науку, развитие государственного планирования в области науки, интеграция науки с производством, а затем и с образованием способствовали не только быстрому расширению сети научно-технических учреждений, но и резкому ускорению процесса внедрения научных достижений в техническую практику, увеличению числа прикладных научных разработок, росту числа высококвалифицированных специалистов, ориентированных на научно-техническую деятельность. Существенное влияние на НТР оказало быстрое развитие электронных технологий, способствовавшее автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ, а затем — комплексной автоматизации производственных процессов.
Анализируя развитие НТР, можно выделить ряд значимых характеристик, свойственных этому процессу:
— превращение науки в решающий фактор общественного развития, реализующееся через непосредственное влияние научно-технических достижений на все сферы совместной деятельности людей (производство, потребление, коммуникацию, образование, рекреацию);
— интенсификация производства, образования и управления на базе применения и распространения достижений науки и техники;
— интенсификация научных исследований, взаимообмена наук (как на внутринаучном, так и на межгосударственном уровнях), значит, усиление роли исследований прикладного характера;
— высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая ускорение темпов технического прогресса;
— комплексная автоматизация производства, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества);
— огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией;
— ведущая роль государства в планировании, организации и управлении научными исследованиями;
— повышение уровня общего и специального образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники;
— усиление роли социальных наук и эффективности применения их исследования в практической деятельности.
С. Степин выделили 4 научные революции:
I. с XVII в. Классическая механистическая наука простые системы
II. конец XVIII — первая половина XIX в.в. классическая дисциплинарно организованная наука - сложные системы.
III. конец XIX — середина XX в.в. неклассическая наука, кибернетика, общая теория систем - сложные саморегулирующиеся системы.
IV. последняя треть XX в. постнеклассическая наука, синергетика - сложные саморазвивающиеся системы.
По аналогии с Куном, выделение четырех глобальных научных революций может свидетельствовать о смене четырех глобальных, общенаучных парадигм.
В соответствии с логикой научных революций, на смену третьей общенаучной парадигме должно прийти представление и методика исследования сложных самоорганизующихся систем. Наиболее известны работы по самоорганизующимся системам исследователей И. Пригожина и Г. Хакена. Прежде всего, они занимались процессами самоорганизации в химических и физических системах, но затем распространили свои выводы и на общественные системы.
Решающим фактором для третьей и четвертой научных революций послужило развитие информационно-коммуникационных технологий. Возможность передавать значительные объемы информации и как следствие своеобразное «сжатие» земного шара позволили рассмотреть все обществкак единую сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Глобализация в этом случае – это современное состояние мира, зафиксированное в определенных рамках для более удобного изучения.
Третьей промышленной революции сопутствовало изменение системы знаний. В этой связи возникла так называемая двойная парадигма - нематериальная и сетевая. Действительно, растущая дематериализация индивидуальной работы человека, которая стала возможной благодаря замене ручного труда машинным, а впоследствии и благодаря развитию сферы услуг и, наконец, благодаря цифровой революции и приходу виртуальной реальности, привела к появлению общества, в котором владение областью нематериального приносит все больше стратегических козырей и, следовательно, больше власти над областью материального. Таким образом, знания и покорение области нематериального делают возможным, например, создание и использование спутников, обеспечивающих людям беспрецедентное доминирование над земным пространством. В то же время, сочетание процесса глобализации, объединяющей мировые рынки, и технологических новшеств, сокращающих стоимость коммуникаций и значительно увеличивающих скорость и объем передачи информации, привело к появлению того, что Мануэль Кастеллс в своих работах называет «сетевым обществом». Естественно, в любой социальной организации существует система сетей, внутри которых люди поддерживают привилегированные отношения, будь то семейные, этнические, экономические, профессиональные, социальные, религиозные или политические образования. Однако в условиях информационной революции появились новые организационные формы, которые более не вписываются в логику централизации пространства и обычных центров принятия решений.
На смену традиционным вертикальным иерархиям приходит рост горизонтальных отношений, которые очень часто пересекают социальные и национальные границы.
Однако повсеместное распространение сетей не означает, что к ним можно получить доступ и принять участие в их деятельности из любой точки, будь то страны Севера или
страны Юга. Наоборот, мы констатируем, что крупные сети формируют локализуемые «узлы», которые неразрывно связаны с новой городской реальностью таких «глобальных городов», как Токио, Лондон или Нью-Йорк и которые развивают взаимодействие между собой благодаря механизмам международных инвестиций, трансграничных транзитов или финансовых обменов.
Масштаб технологических преобразований, которым за последнее десятилетие подверглись средства создания, передачи и обработки знаний, заставляет некоторых экспертов сделать вывод о том, что мы, по всей видимости, находимся в преддверии нового века знаний. Придя на смену системам знаний, основанных на устном, письменном и печатном слове, развитие цифровых технологий способствовало беспрецедентному распространению сетей по двум направлениям: горизонтальному – ускорение скорости передачи - и вертикальному – уплотнение подключений. Мы входим в век, где необходимо общаться все больше и больше и, в особенности, все быстрее и быстрее, чтобы существовать, выживать и не выбыть из гонки.
Развитые государства уже в полной мере осознали происходящие изменения. С целью изучения нового феномена, использования преимуществ и предотвращения возможных рисков создаются многочисленные национальные и международные институты, конференции, форумы и организации.
Глобализация экономики неразрывно связана с усилением роли информации, знаний и информационно-коммуникационных технологий в экономической деятельности. Технико-научные коммуникации представляют одну из наиболее успешных форм бизнеса в информационной экономике, основанную на использовании современных технологий для организации потоков информации и создания знаний.
Интернет-экономика (сетевая экономика, электронная экономика) представляет «глобальную сетевую, сложно организованную, многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через Интернет и другие телекоммуникационные сети»
Значительная часть информационного сектора экономики ориентирована на удовлетворение потребностей сетевой экономики. К сетевой экономике относятся такие сегменты информационного сектора, как создание новых информационно-коммуникационных технологий, программных продуктов, оказание телекоммуникационных и провайдерских услуг, а также электронный бизнес, электронные рынки и биржи, электронные платежные системы. Неслучайно технологическая составляющая стоит на первом месте, поскольку именно она позволяет странам и отдельным компаниям получать существенные доходы в информационной экономике, носящей инновационный характер. «Технология — это сумма знаний (технических или в области менеджмента), используемых в производстве и маркетинге. Часть этих знаний воплощена в разработке проектов технологических линий, оборудования, машин. Однако большая часть проявляется в форме человеческих навыков, эффективных методов управления, организационных структур и методов организациидеятельности»
Tаким образом, в понятие «технология», раскрытое в докладе экспертов Организации Объединенных Наций, наряду со знаниями, воплощенными в машинах, оборудовании (средствах производства), включаются знания, существующие в форме документации, программ, а также знания специалистов, работников в различных сферах хозяйственной деятельности — от разработки до послепродажного обслуживания продукта. Именно постоянное развитие технологий способствует снижению зависимости от невоспроизводимых ресурсов, повышению общественного богатства и эффективности экономики в целом. Новые знания открывают новые возможности использования ресурсов, материалов, неизвестные источники сырья, что создает предпосылки для экономии ресурсов, создания эффективных ресурсосберегающих технологий с пониженным негативным воздействием на окружающую среду. Так, последствия нефтяных кризисов привели к активизации исследований и разработок в области ресурсосберегающих технологий, что позволило снизить потребление нефти до15%
Для активного технологического развития необходима эффективная система накопления и использования информации и знаний, поскольку именно она обеспечивает ученых теоретической и практической базой для успешной деятельности в области создания и развития технологий. «Не менее значимым представляется наличие качественных человеческих ресурсов, активно участвующих в экономической деятельности. При этом отметим, что даже некачественные характеристики работников, занятых разработкой технологий, являются определяющими в современной экономике. Единственное сравнительное преимущество развитых стран — большое число работников, владеющих знанием»
При этом необходимо обеспечить переход данного количественного преимущества в качественное развитием системы управления инновационнойдеятельностью, разработкой эффективных методов отбора перспективных идей и проектов, созданием благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности.
Наличие капитала как фактор конкурентоспособности имеет не столь существенное значение по сравнению со знаниями. Это объясняется тем, что при наличии технологий, качественных человеческих ресурсов наряду с возможностями выхода на высокотехнологичные рынки и рынки информации, знаний приток капитала будет обеспечен. Инвесторы стремятся вкладывать средства именно в компании и страны, где экономический рост основан на технологических инновациях, эффективном использовании информации и качественных человеческих ресурсах.
Одним из основных факторов, определяющих инновационные возможности и их развитие, являются накопленные базы знаний. Порог знаний характеризуется тремя составляющими:
• общенаучным заделом. Это опубликованные результаты фундаментальных исследований, плюс собственные накопленные наработки, еще практически не апробированные;
• специальным научным заделом, образующимся из результатов прикладных исследований и разработок и оформляемых правами на интеллектуальную собственность;
• научным фоном в областях общенаучных и специальных знаний, в которых заинтересована данная страна (компания).
Порог знаний определяет потенциальную способность страны (фирмы) самостоятельно организовывать целевые НИОКР, следовательно, эффективно удовлетворять потребности рынка, а также создавать принципиально новые товары и услуги. Технические и технологические достижения, основанные на накопленных и эффективно используемых знаниях, наряду с оптимальным использованием информационных ресурсов — ключевой фактор улучшения качества товаров и услуг, экономии ресурсов, повышения производительности труда, а также совершенствования подходов в области управления и бизнеса.
Информационная экономика на данном этапе больше развита в отдельных странах. Между тем представление об информационной экономике, как о новой ступени развития общества размыто и противоречиво. С нарастанием коренных изменений в социально-экономической сфере проявляются негативные последствия, связанные с повышением значимости информационных факторов, развитием информационных технологий. В частности, следует выделить усиление цифрового неравенства, а также рост информационного давления на членов общества. Наряду с экономическим, социальным, культурным неравенством все более заметным становится так называемое цифровое неравенство (разрыв), которое существует внутри отдельных стран и на мировом уровне. Под цифровым неравенством понимают неодинаковые возможности использования информационно-коммуникационных технологий, доступа к сети Интернет, другие технические и технологические проблемы. Однако даже повсеместное распространение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий не обеспечивает эффективность национальных экономик, поскольку главная причина цифрового разрыва заключается в экономическом неравенстве.