Теории экономического цикла. Теория «длинных волн»
Экономическая цикличность — это объективная форма развития рыночной экономики. Она представляет собой волнообразное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активности) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Именно цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия. Цикличность представляет собой сложный многофакторный процесс,и исследование ее причин неизбежно вызывает множественность теоретических концепций.
К. Маркс одним из первых ученых-экономистов в 60-х годах XIX в. обратил внимание на трансформацию капитала как непосредственную причину периодичности кризисов, которая связана с процессом массового обновления основного капитала, обусловленного в свою очередь средним сроком функционирования его наиболее активного элемента — промышленного оборудования. Этот процесс обновления, порождаемый прогрессом науки и техники, он назвал «материальной основой» экономического цикла. При этом сами кризисы К. Маркс рассматривал как результат временного и частного разрешения основного противоречия капитализма — противоречия между растущим общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов (т.е. частной собственностью). Он считал, что данное противоречие может быть полностью разрешено только при смене капитализма социализмом, опирающимся исключительно на общественную собственность на средства производства.
В XX в. экономисты начали связывать периодичность кризисов с обновлением отдельных элементов не только основного, но и оборотного капитала (в частности, товарных запасов). Английский экономист Дж. Китчин выдвинул концепцию «малых циклов» продолжительностью от двух с половиной до четырех лет. Подход к цикличности с точки зрения процессов обновления, вызываемых в конечном счете научно-техническим прогрессом, был распространен в дальнейшем даже на так называемые «основные фонды» домашних хозяйств, куда включались потребительские блага длительного пользования.
В рамках данного направления представляет интерес теория «длинных волн экономической активности», разработанная русским экономистом Н.Д.Кондратьевым в сложных условиях становления советской экономической науки. Проведя развернутое исследование экономического развития Англии, Франции и США с конца XVIII в., Н.Д. Кондратьев сумел обнаружить в мировом хозяйстве три больших цикла: I — с 1787 по 1814 г. (повышательная волна) и с 1814 по 1851 г. (понижательная волна); II — с 1844 по 1875 г. (подъем) и с 1870 по 1896 г. (спад); III — с 1896 по 1920 г. (новая повышательная волна).
Средняя продолжительность «циклов Кондратьева» составляла 50—60 лет, а в их основу автор положил скачкообразный характер научно-технического прогресса, периодические революции в технике и технологии производства. Возникновение «длинных волн» связано с тем, что «пучки» крупных инноваций (например, изобретение двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета и т.д.) дают импульс экономической активности на несколько десятилетий, пока их влияние не сходит на нет.
В конце 30-х годов XX в. австрийский экономист Й. Шумпетер выдвинул общую теорию циклов разной продолжительности, которые при своем сочетании обеспечивали определенную амплитуду макроэкономических колебаний. Эта теория также опиралась на научно-технические факторы экономического прогресса.
И. Фишер рассматривал кризис как результат нарушения равновесия между спросом на деньги и их предложением, а само регулирование денежного обращения считал главным механизмом воздействия на колебания рыночной конъюнктуры. Денежно-кредитные факторы оказались эпицентром внимания и монетарной теории цикла Ф. Хайека, удостоенного Нобелевской премии по экономике в 1974 г. Важное место в этой теории занимает проблема избыточного или недостаточного инвестирования, а в качестве решающей причины экономического спада называется кредитно-денежная экспансия, проводимая банковской системой. Следовательно, непосредственным фактором, вызывающим переход от бума к кризису, становится отказ банков от дальнейшего расширения кредитов, и даже какое-либо дополнительное впрыскивание денег в осуществляемые инвестиционные проекты может, по мнению Ф. Хайека, лишь отсрочить «час расплаты».
Начиная с 70-х годов XX в. большое распространение получает денежная концепция цикла американского экономиста М. Фридмена, заслужившего звание лауреата Нобелевской премии в 1976 г. В соответствии с этой концепцией главную роль в динамике цикла играет нестабильность предложения денег, основным виновником которой является само государство. Взамен государственной антициклической политики, приводящей к резким колебаниям денежной массы в обращении, предлагается ее жесткое регулирование с допустимым приростом в 3—4% в год Английский экономист Дж. Кейнс, а в дальнейшем такие его последователи, как английские ученые Р. Харрод и Дж. Хикс и американские — П. Самуэльсон и А. Хансен, исследовали цикл с позиции взаимодействия между динамикой национального дохода, потребления, сбережений и инвестиций.
В предельно кратком изложении кейнсианская концепция цикла заключается в утверждении, что сама цикличность обусловлена в первую очередь колебаниями эффективного совокупного спроса, охватывающего частное потребление домашних хозяйств, валовые частные инвестиции и государственное потребление. Между потреблением, сбережениями, инвестициями и уровнем национального дохода возникают устойчивые связи, определяемые двумя ключевыми коэффициентами: мультипликатора (отношение прироста национального дохода к приросту инвестиций) и акселератора (отношение прироста инвестиций к приросту национального дохода). Именно эта концепция легла в основу ряда математических моделей цикла, где одной их первых была модель Самуэльсона—Хикса. Ее экономическое содержание состояло в том, что она доказывает неизбежность колебаний совокупного спроса при реальных, взятых из практики, значениях коэффициентов, отражающих соотношение ряда макроэкономических показателей.
Фазы: В первой фазе(кризис) происходит падение (сокращение) производства до определенного наименьшего уровня; во второй(депрессия) приостанавливается падение производства, но пока еще отсутствует какой-либо рост; в третьей(оживление) наблюдается увеличение производства до уровня его наивысшего предкризисного объема; в четвертой(подъем) рост производства выходит за пределы предкризисного уровня и перерастает в экономический бум. В данном случае три фазы (кризис, депрессия и оживление) представляют собой своеобразный «провал» на пути восхождения производства к более высокой количественной отметке. Очевидно, что и любой цикл, и каждая его фаза имеют определенную продолжительность. Следовательно, даже чисто количественная характеристика цикла вместе с входящими в него фазами позволяет выяснить скачкообразную динамику экономики как отдельно взятой страны, так и группы стран. При этом каждая из четырех фаз отличается специфическими и достаточно типичными чертами.
В период кризисасокращается спрос на основные факторы производства, а также на потребительские товары и услуги, возрастает объем нереализованной продукции. В результате уменьшения сбыта снижаются цены, прибыли предприятий, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета, растет ссудный процент (деньги дорожают), сокращаются кредиты. При увеличении неплатежей нарушаются кредитные связи, стремительно падают курсы акций и других ценных бумаг, что сопровождается паникой на фондовых биржах, происходят массовые банкротства фирм и резко растет безработица.
В период депрессиинаступает застой в экономике, прекращается сокращение инвестиционного и потребительского спроса, уменьшается объем нереализованной продукции, сохраняется массовая безработица при низком уровне цен. Но начинается процесс обновления основного капитала, внедряются более современные технологии производства, постепенно формируются предпосылки для будущего экономического роста при возникновении так называемых «точек роста».
В период оживленияувеличивается спрос на факторы производства и потребительские блага, ускоряется процесс обновления основного капитала, снижается ссудный процент (деньги дешевеют), растет сбыт готовой продукции и цены, сокращается безработица.
В период подъемаускорение сказывается на динамике совокупного спроса, производства и сбыта, на обновлении основного капитала. На этой фазе происходит активное строительство новых предприятий и модернизация старых, снижаются ставки процента, растут цены и увеличиваются прибыли, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета. Циклическая безработица уменьшается до своего минимума.
23. Стабилизационная политика государства и её реализация на разных фазах эк.цикла.
Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Путей государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.
Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. Экономическая теория выделяет два вида экономической политики, которую может проводить государство.
Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги.
Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются.
Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьезным дисбалансом в государственном бюджете. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объём инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны.
Монетарная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги.
Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов.
Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная.
Вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.
Период времени стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени.
Данные промежутки времени, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:
1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.
2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.