Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ
задание 1.
на тему «формальные и неформальные Отношения»
Прочитайте кейс[27]. Ответьте на вопросы.
1. Проанализируйте возможные причины формирования таких отношений в рабочей бригаде.
2. Какие типы групп существуют в данном случае?
3. Охарактеризуйте сложившиеся неформальные отношения в бригаде.
4. Каковы неформальные роли членов бригады и Сергея?
5. Охарактеризуйте нормы поведения, сформировавшиеся в бригаде.
6. Как можно изменить сложившуюся ситуацию и отношение бригады к работе? Обоснуйте предложенные Вами варианты.
Сергей после окончания первого курса университета летом подрабатывал на обувной фабрике в родном городе. Его определили в бригаду, которая занималась погрузкой готовой продукции и разгрузкой привозимых на фабрику материалов. Через пару недель Сергей заметил, что бригада выполняет маленький объем работ и много времени тратит на разговоры и перекуры. Иногда Сергей один разгружал грузовик, а другие члены бригады занимались своими делами и даже прятались. Сергей решил поговорить с сослуживцами, но они дали понять «новичку», что если ему что-то не нравится, то он может уходить, а если пожалуется начальству, то пожалеет об этом. После этого разговора Сергей неформально был исключен из жизни бригады: в перерывах он оставался один, по пятницам его не приглашали пить пиво. Сергей подошел к старшему в бригаде и сказал: «Вы что, ребята? Я просто стараюсь делать свою работу, за которую хорошо платят. Поэтому не слоняюсь без дела. И честно говоря, я рад тому, что не такой как вы». Рабочий ответил ему: «Сынок, если бы ты побыл здесь с мое, то стал таким же».
задание 2.
на тему «Отношения в организации. Межгрупповые конфликты»
Прочитайте кейс[28].
Вы работаете в консалтинговой фирме и специализируетесь по межгрупповым конфликтам. К вам обратился руководитель фирмы, действующей в сфере игорного бизнеса. Он рассказал вам, что стал новым совладельцем с 1997 года. Для увеличения доходов он предложил ряд изменений, но его предложения не были приняты. Конфликт продолжается до сих пор.
Вы должны подробно ознакомиться с ситуацией, которая сложилась на фирме, и подготовить рекомендации для выхода из конфликта, который тормозит ее развитие.
***
В марте 2000 г. у организации, действующей в сфере игорного бизнеса с 1997 года, появился новый совладелец. Это событие повлекло за собой следующие изменения:
1) изменение видения организации;
2) полную смену администрации (вплоть до директора);
3) частичную смену персонала (38,5%) (29,6% из вновь принятых на работу составляют сотрудники, работавшие ранее в другой фирме под руководством этих новых директора и генерального менеджера казино);
4) изменение системы оплаты труда персонала;
5)изменение графика работы персонала.
В течение полутора лет у сотрудников данной организации был график работы: четыре рабочих ночи и три выходных. Поскольку при данном графике выходные дни стабильны по отношению к дням недели, то для того чтобы все работники были в равных условиях, то есть имели бы выходные дни в разные дни недели, в конце каждого месяца была «пересменка», то есть смещение выходных дней.
В апреле 2000 г. «пересменка» была отменена по просьбе части сотрудников, что вызвало недовольство среди остальных сотрудников, которые пытались противодействовать, убеждая руководство в несправедливости данного решения. На момент проведения исследования вопрос о «пересменка» оставался все еще открытым.
Результаты исследования выявили противостояние двух равнозначных групп сотрудников.
Большинство сторонников «пересменка» (72,7%) работали таким образом в течение длительного времени и устроились на работу в организацию до смены руководства.
Среди противников «пересменка» большинство (54,5%) работало в организации 1- 2 месяца. Многие работали при «пересменка» 1 месяц и пришли в казино вместе с новым руководством или не застали «пересменки» и были приняты на работу уже при новом руководстве.
И сторонники, и противники «пересменка» хотели бы иметь хотя бы один из выходных дней в субботу или в воскресенье.
Подавляющее большинство противников «пересменка» (72,7%) уже имеют выходной день в субботу или воскресенье, более половины из них (54,5%) имеют выходные дни и в субботу, и в воскресенье одновременно, чем объясняется их ярко выраженное нежелание изменять свои выходные дни (90,9 %). Нежелание противников «пересменки» изменять свои выходные дни может быть связано и с их потребностью в большей регламентации жизни (это наиболее часто отмечаемая ими причина, по которой не следует вводить «пересменка», — 54,5%), а также со стремлением к большей стабильности.
Большинство сторонников «пересменка» имели на момент исследования выходные дни в будни (63,6%), и ни у одного из них не было выходных дней в субботу и в воскресенье одновременно.
Как для группы в целом, так и для сторонников и противников «пересменки» характерна ориентация на не конфронтационные методы преодоления данного конфликта. Причем ориентация на компромисс у сторонников и противников «пересменка» одинаково выражена (45,5%), однако у сторонников «пересменки» ярче, чем у противников, выражена ориентация на сотрудничество (54,5 и 36,4% соответственно).
Однако у противников «пересменки» ярче, чем у сторонников, выражена ориентация на конфронтационные методы разрешения конфликта (18,2 и 9,1% соответственно): среди отмечаемых противниками «пересменки» причин, по которым не следует вводить ее, фигурирует следующая - чтобы дать отпор сторонникам такого метода среди коллег (18,2%), в то время как аналогичная причина отмечается сторонниками «пересменки» в 9,1% случаев.
Сторонники «пересменки» наиболее часто выделяют три равно значимые для них причины, по которым следовало бы ввести такую форму: чтобы все были в равных условиях (90,9%), чтобы выходные дни хотя бы иногда совпадали с выходными днями друзей (90,9%), семьи (90,9%).
На основании этого можно говорить, что интересы сторонников «пересменки» состоят в том, чтобы больше времени проводить с семьей, друзьями и иметь равные условия с противниками такой формы выходных.
Сопоставляя желание сторонников «пересменки», чтобы все были в равных условиях, и выбор ими в качестве предпочитаемых способов преодоления данного конфликта компромисса (45,5%) и сотрудничества (54,5%), можно говорить о том, что сторонники такой формы выходных готовы к компромиссу и консенсусу, что составляет основу для выстраивания коммуникации между сторонниками «пересменки» и ее противниками.
Однако представления противников «пересменки» об интересах ее сторонников были искаженными.
Противники «пересменки» также чаще других в качестве причин, по которым следовало бы ввести такую форму выходного дня., выделяют: чтобы все были в равных условиях (54,5%), чтобы выходные дни хотя бы иногда совпадали с выходными днями друзей (54,5%), семьи (36,4%).
Однако показатели группы противников «пересменки» в отношении основных причин, по которым следовало бы ввести такую форму выходного для, существенно ниже соответствующих показателей сторонников «пересменки» (90,9%), а также ниже, чем общегрупповые показатели.
Интересы противников «пересменки» заключаются в желании большей стабильности, регламентированности жизни.
Это обстоятельство наряду с ярко выраженным нежеланием противников «пересменки» менять свои выходные дни (90,9%), а также наряду с тем, что 18,2% противников такой формы выходного дня не работали при «пересменке», а 36,4% - работали при ней 1 месяц, а на прежнем месте работы ее не было, говорит об определенном сопротивлении противников предлагаемым изменениям. Сопоставляя это с описанным ранее стремлением сторонников «пересменки» к прежнему привычному образу жизни, можно говорить о контринновационном аспекте данного конфликта.
Также среди причин, по которым не следовало бы вводить «пересменку», ее противники выделяют следующие:
1) чтобы дать отпор сторонникам такой формы выходных среди коллег (18,2%), что в сочетании с предпочтением в 18,2% случаев конфронтационных методов преодоления данного конфликта, а также нежеланием (90,9%) изменять свои выходные дни, которые близки к желаемым, свидетельствует о том, что у ее противников наблюдается ориентация на свои интересы в ущерб интересам сторонников «пересменки»;
2) чтобы показать, что руководство прислушивается к «моему» мнению (18,2%), что в сочетании с предпочитаемым способом преодоления данного конфликта посредством вмешательства руководства (9,1%) свидетельствует о том, что у противников «пересменки» наблюдается ориентация на руководство;
3) определить степень адекватности представления противников «пересменки» о своих интересах с точки зрения ее сторонников не представляется возможным, поскольку у ее сторонников представление об интересах противников такой формы выходных не сформировано. Сопоставляя представление противников «пересменки» о своих интересах, с точки зрения сторонников, с представлением противников такой формы выходных., с их собственным представлением о своих интересах, можно говорить, что как противники «пересменки», так и сторонники, приписывают противоположной стороне иное, отличное от собственного, видение своих интересов.
задание 3. Управление социальными отношениями в обществе
Гармония отношений в социальных системах и в целом обществе достигается в условиях, когда социальные роли четко понимаются индивидами и социальными группами. Осознание социальной роли позволяет членам социальных групп выстраивать бесконфликтные отношения, а также придерживаться определенных норм поведения.
Социальная роль «налогоплательщик» пока не интернизирована (не внедрена) в сознание большинства российских собственников. Соответственно у некоторых россиян отсутствует осознание необходимости соблюдения норм, когда одна из сторон отчисляет установленные налоги, а другая сторона (представители власти) исполняет свой долг: получает эти средства и направляет их по назначению, в том числе для оказания различных социальных услуг. Одним из подтверждений отсутствия понимания и принятия этой социальной роли являются российские шутки и анекдоты. Приведем один из анекдотов.
«Проходит мужик мимо кладбища.
Вдруг слышит: что такое? Песни разудалые, пляски, гармонь играет! Видит, идет могильщик:
- Что тут происходит-то?
- Да начальника ГАИ хоронят.
- Что-то не по-христиански, уж больно весело!
- Это что, вот позавчера начальника налоговой инспекции хоронили, так семь раз на «бис» закапывали»!»
Предложите комплекс мероприятий, направленных на интернизацию (внедрение) в сознание социальной роли «налогоплательщик». Объекты - собственники предприятий. Также предлагаемые вами мероприятия должны быть направлены на достижение бесконфликтных отношений власти и бизнеса, выполняющего социальную роль «налогоплательщик».
РАЗДЕЛ 5 «МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
ТЕМА 3 «ОСОБЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА»
задание 1.
Прочитайте фрагмент из книги Елены Горяевой «Социальный маркетинг, или как продвигать общественную организацию»[29]. Ответьте на вопросы:
1.Чем социальный маркетинг отличается от коммерческого маркетинга?
2. Каким образом менеджеры по маркетингу могут продемонстрировать социальную ответственность организации?
3. Относятся ли такие виды деятельности как проекты, несущие полезные изменения в обществе; международные кампании по вакцинации детей от дифтерии, против СПИДА, наркотиков к социальному маркетингу?
4. Может ли быть предметом социального маркетинга убеждение членов общества в чем – либо, например, что курение опасно?
5. Может ли быть предметом социального маркетинга распространение конкретной социальной практики, например, отказ от курения?
6. Может ли быть предметом социального маркетинга распространение конкретного социального продукта, например, улучшение здоровья нации?
7. Есть ли отличие социального маркетинга от пропаганды?
8. Есть ли особенности в деятельности организаций, осуществляющих некоммерческий маркетинг?
9. Какие организаций, осуществляющие некоммерческий маркетинг, известны Вам? Приведите примеры.
Глава 1. Что такое социальный маркетинг и чем он может быть полезен некоммерческим организациям