Торговые отношения в европе
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения хозяйства, предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле, Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС. Примерная схема торговых отношений в Западной и Центральной Европе представлена на рис. 6.1.
Бенилюкс
Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:
о свободном передвижении лиц по территориям трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);
протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.);
введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.
Государства-члены — Бельгия, Люксембург, Нидерланды.
Местонахождение — Брюссель (Бельгия).
Основными целями Бенилюкса являются:
свободное движение товаров, услуг, капитала и лиц, т.е. ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничений; устранение экономических и финансовых препятствий, мешающих свободной циркуляции услуг на территории Бенилюкса; устранение препятствий, мешающих свободному перемещению капитала между странами Бенилюкса; свободное передвижение граждан стран Бенилюкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профессиях);
координация экономической, финансовой и социальной политики;
проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Бенилюкс имеет следующую структуру:
Комитет министров;
рабочие группы;
Совет Экономического союза;
комиссии;
генеральный секретариат;
объединенные службы;
Межпарламентский консультативный комитет;
Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;
арбитражная коллегия;
судебная палата.
Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).
На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры. Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана по решению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и решения Комитета министров.
Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.
На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение лиц, вопросы юстиции, координирование статистики, сравнение бюджетов государственных и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридической сферах).
Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей; состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей. Политическая роль генерального секретариата значительно выросла. С 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.
Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.
Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет полномочен решать не только экономические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.
Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия — Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург — Экономико-социальный совет; Нидерланды — Социально-экономический совет).
Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.
Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам государственных чиновников.
Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.
Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.
В 1930—1932 гг. предпринимались попытки экономического сближения БЛЭС и Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматривающую стабилизацию с последующей ликвидацией таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия экономического кризиса и давление ряда стран во главе с Великобританией свели на нет эти усилия и положения Конвенции не были реализованы.
21 октября 1943 г. эмиграционные правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, находящиеся в Лондоне, подписали валютное соглашение с целью регулирования взаимных платежей в послевоенный период и укрепления экономических отношений между ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).
5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.
В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Административный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о предварительном экономическом союзе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами путем ликвидации количественных и иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.
В 1950—1953 гг. интеграционные процессы в странах Бенилюкса замедлились в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.
24 июля 1953 г. в Гааге три страны подписали Протокол об ускорении процесса координации экономической и социальной политики.
9 декабря 1953 г. они подписали Протокол о проведении единой торговой политики в отношении импорта и экспорта в торговле с третьими странами. Подписание этого Протокола имело большое значение для торговли импортными товарами внутри стран Бенилюкса. Впоследствии положения Протокола о единой торговой политике полностью вошли в текст договора об Экономическом союзе Бенилюкс.
8 июля 1954 г. было подписано Соглашение о свободном движении капитала между тремя странами, а в мае 1955 г. — Соглашение о постепенном урегулировании сельскохозяйственной политики.
5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса.
В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального страхования.
С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торговые договоры с третьими странами.
По мере развития Бенилюкса возникла необходимость сформулировать в едином документе методы и формы сотрудничества и зафиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой международной группировки странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:
· ликвидация Бенилюкса свела бы на нет результаты долгих лет сотрудничества;
· существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;
· малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;
· приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;
· три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.
В статье 223 Договора о создании ЕЭС оговорено: «Положения настоящего Договора не являются препятствием для существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора».
25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса подписали Договор о создании ЕЭС.. В середине июля 1957 г. началась работа над проектом договора об экономическом союзе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно с ним было подписано Соглашение о переходном периоде.
Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за передвижением лиц между странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регулирующая права граждан стран Бенилюкса, пребывающих на территории других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала свободу проживания граждан одной страны на территории другой страны Союза при подтверждении наличия средств существования в этой стране.
Деятельность Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в которое с 1 января 1958 г. вошли все три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС,
Все препятствия к свободному передвижению товаров между тремя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были устранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение товаров, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением Союза является проведение единой торговой политики в отношении третьих стран.
Страны Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сообществ по возможности единым блоком, где выступают за расширение наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западноевропейских и международных организаций.
Европейский Союз (ЕС)
Структура и развитие
Договор о Европейском Союзе был подписан в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.*
* В настоящем издании не рассматриваются очень важные стороны функционирования ЕС, например валютная система, социальная политика, внешняя политика, политика в области безопасности и др., поскольку это выходит за рамки курса «Международная торговля».
Местонахождение:
Совет Европейского Союза — Брюссель (Бельгия);
Европейская комиссия — Брюссель (Бельгия);
Европейский парламент — Люксембург (Люксембург).
Члены ЕС — Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
Основными целями Европейского Союза являются:
образование тесного союза народов Европы;
содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством:
создания пространства без внутренних границ;
усиления экономического и социального взаимодействия;
образования экономического и валютного союза и в перспективе единой валюты;
утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;
развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
сохранение и приумножение общего достояния.
ЕС имеет следующую структуру:
Европейский совет;
Европейский парламент;
Совет ЕС;
Европейская комиссия;
Европейский суд.
Членами Европейского совета являются главы государств и правительств государств-членов и председатель Европейской комиссии, их заместителями — министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Европейский совет заседает не менее двух раз в год под председательством представителя государства-члена, председательствующего в данное время в Совете ЕС.
Депутаты Европейского парламента (626 депутатов) избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. Они контролируют деятельность Комиссии и Совета, участвуют в законодательном и бюджетном процессах и выдвигают политические инициативы. Постоянные комитеты по различным областям деятельности, а также подкомитеты, временные комитеты и следственные комитеты готовят материалы к пленарным заседаниям Европейского парламента, которые проходят, как правило, один раз в месяц в Страсбурге во Дворце Европы.
Совет ЕС, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие государств-членов в процессе принятия решений. Состав Совета может изменяться в зависимости от рассматриваемого вопроса. В последнее время обычными стали заседания отраслевых министров. Председательствующий, уполномоченный определять основные принципы совместной политики в различных отраслях, сменяется каждые шесть месяцев. Совет в своей деятельности опирается на Комитет постоянных представителей, который подготавливает материалы к заседанию Совета и координирует предварительную работу рабочих групп, на рабочие группы и генеральный секретариат. Великобритания, Германия, Италия и Франция имеют по 10 голосов, Испания — 8, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия — по 5, Австрия и Швеция — по 4, Дания, Ирландия и Финляндия — по 3, Люксембург — 2.
Европейская комиссия, состоящая из 20 членов (Великобритания, Германия, Италия и Франция — по 2) и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом. За каждым членом комиссии закреплена определенная сфера деятельности. Решения принимаются большинством голосов. Члены комиссии независимы от указания своих правительств и контролируются Европарламентом.
Комиссия наблюдает за применением норм договоров органами ЕС, представляет Европейскому совету предложения по развитию различных отраслей, претворяет в жизнь политику ЕС на основе решений Совета или путем непосредственной реализации принятых им постановлений.
Европейский суд в Люксембурге состоит из 15 судей. Он следит за соблюдением права по интерпретации и применением норм договоров. Суд разрешает споры между государствами-членами, между органами сообщества и государствами-членами, между органами, между сообществом и частными лицами, подготавливает экспертные заключения и отвечает за предварительные решения (по ходатайству национального суда).
Первоначально шесть стран-основательниц (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) на основе Парижского договора от 18 апреля 1951 г. образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), которое начало функционировать с августа 1952 г. Эта организация была учреждена для создания единого рынка четырех продуктов горнорудной промышленности стран-участниц — угля, железной руды, стали и металлолома, а также для коллективного регулирования объемов производства, уровня цен и инвестиционных программ в этих отраслях.
Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме эти страны заключили еще два договора: об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые начали функционировать с весны 1958 г. Первая организация имела целью создание еще одного совместного отраслевого рынка — сырья и оборудования для атомной энергетики, а также объединение усилий стран-членов в области ядерных исследований, поощрение инвестиций в эту отрасль и т.п. Вторая же преследовала более глобальные цели: создание единого для всех стран-участниц рынка промышленных и аграрных товаров, осуществление координации и унификации хозяйственной политики и, наконец, преобразование экономического союза в политический, т.е. в некое сверхгосударство федеративного или конфедеративного типа.
Из трех указанных объединений «шестерки» решающая роль принадлежала ЕЭС. Два других как бы были оттеснены на задний план. Это проявлялось и в удельном весе согласований и решений, касавшихся ЕЭС, и в сотрудничестве государств — членов трех Сообществ, и в доле ассигнований, выделяемых на его программы из совместного бюджета, и в той роли, которую ЕЭС играло на мировой арене.
Во второй половине 60-х гг. в институциональной структуре трех сообществ произошли важные изменения. Первоначально каждое из них имело собственные органы (ЕОУС — совет министров, верховный исполнительный орган, общую ассамблею (парламент) и суд; ЕЭС и Евратом — советы министров и исполнительные комиссии). Что касается парламентов и судебных инстанций, то на основе Конвенции, подписанной в Риме (март 1957 г.), были учреждены единые для всех трех Сообществ Европейская парламентская ассамблея (переименованная в 1962 г. в Европейский парламент) и Суд Европейских сообществ.
Таким образом, уже с 1957 г. в институциональной структуре трех интеграционных организаций появились совместные органы. К тому же при основании ЕЭС и Евратома был предусмотрен единый
Экономический и социальный комитет — консультативный орган, состоящий из представителей деловых кругов и трудящихся (ЕОУС имеет собственный Консультативный комитет с аналогичными составом и функциями). Однако главные руководящие и исполнительные органы каждого из трех Сообществ в течение десяти лет действовали самостоятельно.
По мере расширения областей координации хозяйственной политики и увеличения нагрузки на советы министров их самостоятельное функционирование становилось все более неудобным, тем более что заседали в них одни и те же представители. Нерациональным и дорогостоящим было и содержание трех различных исполнительных институтов. В этой связи государства-члены 8 апреля 1965 г. подписали договор об учреждении единых Совета министров Европейских сообществ и Комиссии Европейских сообществ (КЕС). С 1 июля 1967 г. договор вступил в силу и, таким образом, завершилось слияние основных институтов трех Сообществ в единую структуру.
С этого времени они образуют, по существу, единую международную правительственную организацию с одним руководящим органом — Советом министров и одним исполнительным — Комиссией Европейских сообществ. Эта институциональная структура стала еще более монолитной после создания в 1975 г. высшего директивного органа — Европейского совета, в состав которого вошли главы государств и правительств стран-участниц. Не входя официально в систему институтов группировки, Совет, тем не менее, является главной инстанцией, разрабатывающей ее стратегическую линию и разрешающей наиболее трудные проблемы.
Создание Европейского Союза в 1993 г. не ликвидировало трех различных договоров об основании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с соответствующими дополнениями, предусмотренными Маастрихтским договором, являются основой ЕС. Членами всех этих организаций являются одни и те же страны, которые имеют единые руководящие органы.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ (ЕОУС)
Договор о создании Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community (ECSC) был подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 25 июля 1952 г.
Основной целью образования ЕОУС является содействие экономическому развитию, повышению занятости и уровня жизни населения стран-участниц посредством создания общего рынка сырья и продукции угольной, железорудной и металлургической промышленности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
обеспечение регулярных поставок необходимого количества угля и стали, а также железной руды, металлолома и кокса;
предоставление всем потребителям одинаковых условий доступа к источникам производства угля и стали;
установление наименьшей цены на уголь и сталь при поддержании доходов от капиталовложений на нормальном уровне;
создание условий, стимулирующих расширение и совершенствование производства при рациональном использовании сырья;
поддержка развития международного обмена и т.п.
Решение вышеуказанных и иных задач, вытекающих из целей ЕОУС, предполагает:
ликвидацию таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и продукцией указанных отраслей между странами-участницами;
устранение препятствий в свободном передвижении рабочей силы, занятой в этих отраслях;
установление в рамках ЕОУС единых транспортных тарифов на сырье и продукцию данных отраслей;
обеспечение свободной конкуренции.
При создании ЕОУС не предполагалось, установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.
История создания ЕОУС тесно связана с образованием НАТО в 1949 г. и распространением в то же время федералистских тенденций в Европе. США и Великобритания рассчитывали, что основную роль в НАТО на территории Европы будет играть ФРГ, и стремились к ликвидации в этой стране ограничений на производство стали, установленных после второй мировой войны. Это могло поставить Францию перед угрозой экономической экспансии ФРГ и лишить ее постоянных поставок западнонемецкого угля. Поэтому Франция в 1949 г. была категорически против вступления ФРГ в НАТО. Однако, понимая, что рано или поздно ФРГ войдет в военно-политическую систему Запада и, соответственно, возродится ее металлургическая промышленность, Франция неоднократно выступала с проектами, которые в данных условиях могли бы защитить ее экономические интересы. 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Р. Шуман предложил проект создания ЕОУС, опирающийся на проекты формирования наднациональных группировок для определенных отраслей западноевропейских стран, которые в то время разрабатывались в различных европейских кругах.
Реализация «плана Шумана» должна была обеспечить равноправие ФРГ с другими участниками этого соглашения в области производства угля и стали при одновременном установлении над этими отраслями в ФРГ контроля, осуществляемого органом, независимым от инструкций отдельных стран, в том числе и ФРГ.
План был поддержан официальными кругами ФРГ, Италии и США. Страны Бенилюкса отнеслись к нему несколько прохладно, а Великобритания решила не вступать в новую организацию, хотя идею поддержала.
Основные аргументы сторонников «плана Шумана» сводились к тому, что создание ЕОУС:
а) станет первым шагом к западноевропейской интеграции, которая охватит также и ФРГ, и одновременно позволит ликвидировать угрозу западнонемецкой экспансии;
б) позволит странам-участницам решать региональные экономические проблемы и повысит их независимость и конкурентоспособность в мировой экономике и политике;
в) будет важным шагом к формированию в Западной Европе силы, способной самостоятельно противостоять СССР.
Договор был подписан 18 апреля 1951 г., а 25 июля 1952 г. вступил в силу. Особенностью создания ЕОУС явилось то, что оно имело органы, отсутствовавшие в то время в других международных организациях, а его главный орган состоял не из представителей стран, а из международных функционеров и имел наднациональные компетенции, т. е. суверенность стран-участниц в значительной степени ограничивалась.
Деятельность ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 февраля 1953 г. — угля и железной руды; 15 марта 1953 г. — железного лома; 1 мая 1953 г. — чугуна и стали; 1 августа 1954 г. — специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали был значительно выше, а падение производства угля и цен на него — значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы. В 70-е и 80-е гг. развитие данных отраслей в рамках ЕОУС не отличалось от общемирового развития.
ЕОУС активно оказывает предприятиям финансовую помощь как в форме кредитов, так и безвозмездно; проводит экономические исследования; разрабатывает перспективные прогнозы развития производства, потребления, импорта и экспорта угля и стали; поддерживает научно-исследовательские работы в сфере производства и потребления угля и стали; организует консультации и др.
ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (ЕВРАТОМ)
Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (European Atomic Energy Community, Euratom) был подписан 25 марта 1957 г. в Риме (одновременно с Договором о создании ЕЭС) и вступил в силу 1 января 1958 г.
Положения Договора касаются европейских территорий стран-участниц и заморских территорий, находящихся под их юрисдикцией, а также европейских территорий, которые в международных отношениях представлены какой-либо страной-участницей.
Основной целью образования Евратома явилось создание необходимых условий для развития атомной промышленности посредством:
проведения исследований и распространения научно-технических достижений;
установления единых норм безопасности для санитарной охраны населения и работников, а также наблюдения за выполнением этих норм;
поощрения капиталовложений и создания совместных предприятий, необходимых для развития атомной энергетики в рамках Евратома;
контроля за справедливым снабжением всех потребителей Евратома материалами и ядерным топливом, а также за использованием атомного сырья только в определенных целях;
предоставления широких рынков сбыта и доступа к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка сырья и оборудования, свободного перемещения капитала и специалистов в рамках Евратома;
развития контактов с другими странами и международными организациями, способными содействовать прогрессу в мирном использовании атомной энергии.
В первой половине 50-х гг. Западную Европу охватил энергетический кризис. Он был вызван не столько исчерпанием энергоресурсов, сколько технологическими изменениями в промышленности и транспорте. По расчетам экспертов, в 1955 г. спрос на энергоносители с учетом тенденции к его росту можно было бы удовлетворять в течение 340 лет за счет каменного угля из европейских источников, но в результате технологических изменений возрос спрос на нефтепродукты и газ, который не мог быть удовлетворен в полной мере. К тому же основная часть газа и нефтепродуктов западноевропейскими странами импортировалась, что в будущем не могло не сказаться на их платежных балансах. В этих условиях начались поиски новых источников энергии.
Многие западноевропейские страны заинтересовались атомной энергией. Стремясь играть роль так называемой третьей силы в мире наряду с США и СССР. Однако большинство этих стран понимали, что исследования в .области атомной энергии и ее использование превышают их возможности. По инициативе стран Бенилюкса в июне 1955 г. прошла конференция министров иностранных дел стран-участниц ЕОУС, на которой было достигнуто согласие о создании (наряду с Экономическим сообществом) организации по мирному использованию атомной энергии.
Общий рынок ядерных материалов был официально открыт 1 января 1959 г., но на ряд товаров были установлены количественные ограничения и различного рода сборы до конца 60-х гг.
В результате выполнения первой пятилетней программы исследований и подготовки кадров (1958—1962 гг.) были созданы исследовательские центры в Италии, Бельгии и Германии. Вторая пятилетняя программа исследований действовала в период с 1963 по 1967 г. Вследствие противоречий между странами-участницами, касающихся направлений и темпов исследований в период с 1967 по 1972 г., Евратом оказался не в состоянии выработать новую программу. Только в 1973 г. была принята программа на 1973-1976 гг. В результате энергетического кризиса, начавшегося в 1973 г., роль Евратома в процессе западноевропейской интеграции возросла. Возникла острая необходимость в расширении и интенсификации научных исследований, что в свою очередь привело к модификации действующей уже программы к увеличению финансовых средств на ее реализацию.
Главным органом Евратома является Совет министров, который утверждает программу исследований Евратома; издает инструкции; касающиеся техники безопасности, санитарной охраны, сохранения тайны; создает совместные предприятия; устанавливает цены на расщепляющиеся материалы; утверждает бюджет и размер членских взносов; дает согласие на заключение Комиссией от имени Сообщества международных договоров; учреждает вспомогательные органы; может вносить изменения в договор.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО(ЕЭС)
Договор о создании Европейского экономического сообщества был подписан в Риме 25 марта 1957 г. и вступил в силу 1, января 1958 г.
Основными целями ЕЭС являются гармоничное развитие Сообщества и повышение жизненного уровня посредством:
ликвидации в торговле между странами-участницами таможенных пошлин и количественных ограничений;
установления единого таможенного тарифа и проведения единой торговой политики по отношению к третьим странам;
устранения препятствий между странами-участницами в свободном перемещении лиц, услуг и капитала;
проведения единой политики в области сельского хозяйства и транспорта;
обеспечения свободной конкуренции в общем рынке;
координации политики стран-участниц в области экономики и обеспечения равновесия платежных балансов;
проведения социальной политики и др.