Преддипломной практики и дипломного проектирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра государственного и муниципального управления
В.Г. Игнатов
В.А. Сологуб
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Методические рекомендации
Ростов-на-Дону
Северо-Кавказская академия государственной службы
Кафедра государственного и муниципального управления
Игнатов В.Г., В.А.Сологуб
Дипломное проектирование и оценка его результатов: Методические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. 44 с.
В пособии рассматриваются различные аспекты организации дипломного проектирования и оценки его результатов, а также излагаются нормативные требования и рекомендации по подготовке и завершению выпускной квалификационной работы, включая вопросы выбора и оформления темы, сбора исходного материала и его структуризации, методики написания отдельных обязательных разделов работы, порядка оформления и представления к защите, процедуры защиты выпускной квалификационной работы перед Государственной аттестационной комиссией и критерии оценки дипломных проектов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», а также преподавателей.
Печатается по решению кафедры.
Протокол № 8 от 15 апреля 2010 г.
Задачи дипломного проектирования
Дипломное проектирование является одним из заключительных этапов обучения (наряду со сдачей комплексного государственного экзамена). Дипломный проект – это выпускная квалификационная работа менеджера по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Проект должен показать имеющиеся у выпускника навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления, особенно в сфере вопросов, соответствующих избранной теме исследования.
Дипломный проект характеризует глубину теоретических знаний выпускника и умение применять эти знания на практике, готовность будущего специалиста к самостоятельной управленческой деятельности. Теоретический уровень и практическая ценность дипломного проекта должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта, позволять Государственной аттестационной комиссии присвоить дипломнику по итогам защиты проекта квалификацию менеджера.
Требования эти сводятся к следующему:
- в процессе проектирования дипломник должен продемонстрировать умение самостоятельно выполнять административно-управленческую работу на практике, используя и углубляя знания, полученные при изучении дисциплин и во время прохождения им практик;
- дипломник должен показать умение четко формулировать квалификационные характеристики дипломного проекта, его цель и задачи, объект и предмет, а также метод исследования, грамотно излагать суть рассматриваемых вопросов, обосновывать предлагаемые им решения.
Дипломный проект должен соответствовать современным представлениям о нормативно-правовом обеспечении и целенаправленности управленческих решений, опираться на наилучшие отечественные и зарубежные образцы управленческой практики в сфере государственного и муниципального управления.
Календарный план преддипломных
Теоретико-методологических исследований,
преддипломной практики и дипломного проектирования
Дипломное проектирование состоит из двух этапов: предварительного и основного.
Целью предварительного этапа является предоставление студентам возможности заранее выбрать направление будущего дипломного проекта и углубить свои знания в выбранном направлении. Для этого в IX и X семестрах на кафедре проводятся консультации теоретико-методологической направленности ведущих педагогов кафедры, а также ответственных работников структурных подразделений органов власти и управления различного уровня, в которых академия организует учебно-производственную или преддипломную практику.
Основной этап состоит из преддипломной практики, продолжающейся 8 недель, и собственно дипломного проектирования.
Тематика дипломного проектирования разрабатывается на кафедре, а также предлагается государственными или муниципальными органами и их структурными подразделениями, являющимися потенциальными работодателями. В зависимости от выбранной темы студенты могут быть направлены на преддипломную практику в соответствующие организации (администрации муниципальных образований, структурные подразделения органов государственной власти субъекта РФ, аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и субъекте Российской Федерации и т.д.). Распределение студентов на практику проводится в начале X семестра.
Для студентов, проходящих практику в органах государственного и муниципального управления, назначается руководитель практики (куратор) от кафедры, в функции которого входят также научное консультирование, контроль и руководство подготовкой проекта, формирование задания на дипломный проект.
В ходе практики на основании представленных студентом материалов научный руководитель дипломного проекта уточняет полноту собранных материалов и их соответствие утвержденной теме проекта.
Преддипломная практика
Цель практики – получение исходных данных и подбор материалов для выполнения дипломного проекта.
При подготовке материалов для дипломного проектирования студент обязан детально ознакомиться со всеми аспектами поставленной перед ним задачи, перспективными разработками в данной области, нормативно-правовой документацией и литературой, изучить возможные варианты решения, провести их сравнительный анализ, рассмотреть методологические приемы исследования для достижения проектного замысла.
В ходе преддипломной практики студент совместно с руководителем участвует в составлении конкретного задания на дипломный проект, формулирует цель исследования.
В оговоренные календарным планом сроки студент представляет на утверждение руководителю практики результаты выполнения индивидуальных заданий по проекту и промежуточный отчет, содержащий обоснование актуальности темы, квалификационные характеристики проекта, степень разработанности заявленной темы и структуру.
По окончании практики студент представляет полный отчет о проделанной работе и сдает экзамен в форме защиты отчета. К отчету прилагаются отзывы руководителя по месту прохождения практики и руководителя от академии.
К дипломному проекту прилагается подробный отзыв научного руководителя, в котором содержится характеристика объема и качества выполненной работы с рекомендацией о допуске проекта к защите и возможной (предлагаемой) оценкой.
По окончании практики студенты защищают подготовленный ими отчет о практике, демонстрируют достаточность и качество собранных для дипломного проектирования данных и иных материалов. По результатам защиты отчета научный руководитель дипломного проекта, одновременно выполняющий функции руководителя практики от академии, оценивает результаты в формате "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично".
Во время защиты отчета по практике научный руководитель решает, может ли студент выполнить дипломный проект на базе собранного за время практики материала в соответствии с утвержденной темой и индивидуальным заданием. По решению руководителя студент приступает непосредственно к дипломному проектированию.
В ходе защиты отчета по преддипломной практике научный руководитель может принять решение об уточнении отдельных пунктов задания на дипломный проект. Скорректированный вариант утверждается руководителем практики (научным руководителем).
При неудовлетворительных результатах оценки представленного отчета о практике, собранных в нем данных научный руководитель может принять решение о невозможности дальнейшего выполнения дипломного проекта.