Тема 14. Экономическая политика в открытой экономике. Проблемы переходной экономики 5 страница
а) циклическим безработным;
б) фрикционным безработным;
в) добровольно безработным;
г) работающим.
9. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:
а) Занятые
б) Безработные
в) Не включаемые в состав рабочей силы
1. Работник, уволенный по собственному желанию.
2. Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
3. Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.
4. Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.
5. Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
10. Циклическая безработица также называется:
а) безработицей ожидания;
б) безработицей поиска;
в) сезонной безработицей;
г) безработицей недостаточного спроса.
11. Трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации:
а). «Фрикционно» безработных;
б). «Структурно» безработных;
в). «Циклически» безработных;
г). Все ответы верны?
12. Фактор, непосредственно влияющий на уровень выпуска
продукции и безработицу, это:
а) структура потребительских расходов;
б) отношение государственной и частной продукции;
в) уровень общих расходов;
г) размер рабочей силы;
д) уровень оптовых цен.
13. Кто из следующих людей является безработным:
а) Студент, который хотел бы работать, но еще не начинал поиска работы.
б) Студент, который условился приступить к работе через 6 недель и, естественно, прекратил поиски работы.
в) Пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы.
г) Человек, который ищет работу в течение 6 месяцев, а затем прекращает поиски, решив дождаться улучшения экономической конъюнктуры.
д) Человек, временно уволенный с работы и ожидающий возвращения на ту же работу и поэтому не начинающий поисков другой работы.
е) Человек, который потерял работу 3 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой.
14. К каким формам безработицы относятся следующие ее проявления:
а) Увольнение с работы в связи с уходом за детьми.
б) Увольнение в период кризиса перепроизводства.
в) Увольнение в связи с началом учебы.
г) Увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернаивных источников энергии?
15. Кейнсианцы не признают эластичность цен и зарплаты как механизм достижения полной занятости, т.к.:
а) монополистические силы в экономике вызывают неэластичность цен и зарплаты, и снижению зарплаты соответствует снижение расходов;
б) процентная ставка уравновешивает планы сбережений и инвестиций;
в) в современном капитализме слишком жесткая конкуренция, чтобы допустить эластичность цен и зарплаты;
г) обладатели зарплаты и устанавливающие цены принадлежат к разным доходным группам.
16. Если безработица = 9%, то:
а) экономика в высшей фазе экономического цикла;
б) потенциальный ВВП больше фактического ВВП;
в) фактический ВВП больше потенциального ВВП;
г) фактический ВВП равен потенциальному ВВП.
17. Уровень инфляции определяется как:
а) номинальный доход “-“ реальный доход;
б) индекс цен данного года “-“ индекс цен прошлого года;
в) ;
г)
18. Предположим, что индекс цен на потребительские товары учитывает только два товара: еду и жилье. Доля продуктов питания – 0,33, а жилья – 0,67. Цены на продукты питания выросли на 20%, а на жилье снизились на 2%. Каков темп инфляции за год?
19. Имеются три страны, о которых есть следующая информация:
Страна | Рост денежной массы, % | Реальный экономический рост, % | Рост скорости обращения денег, % |
А | |||
В | -1 | ||
С |
Каков уровень инфляции в каждой из указанных выше стран?
20. Между 1967 и 1977 гг. уровень цен удвоился. На основании этого мы можем сказать, что среднегодовой уровень инфляции за этот период был:
а) 10%; б) 7%; в) 4%; г) 2%; д) 1%;
21. В экономике, характеризующейся стабильной дефляцией:
а) потенциальный ВВП обязательно превысит фактический ВВП;
б) изменения в номинальном ВВП могут как преувеличить, так и преуменьшить изменения в реальном ВВП;
в) изменения в номинальном ВВП преуменьшают изменения в реальном ВВП;
г) изменения в номинальном ВВП точно отразят изменения в реальном ВВП.
22. Классическая экономика утверждает, что недостаток общих расходов:
а) вызовет падение цен и зарплаты, но не выпуска и занятости;
б) опустит график потребления вниз, таким образом, направляя
экономику к полной занятости;
в) поднимет процентные ставки и вызовет более высокий уровень инвестиций;
г) вызовет снижение выпуска и занятости.
23. Инфляция влияет:
а) и на уровень, и на распределение дохода;
б) не влияет ни на уровень, ни на распределение дохода;
в) на распределение, но не на уровень дохода;
г) на уровень, но не распределение дохода.
24. Темпы инфляции составляют 100 % в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц:
а). Служащий, имеющий постоянный доход;
б). Кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год род 75 % годовых;
в). Заемщик, взявший заем под 75 % годовых;
г). Пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %;
д). Квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличится на 75 % за год.
25. При росте инфляции, вызванной нарушением механизма предложения, кривая совокупного предложения:
а) смещается вправо;
б) смещается влево;
в) движение идет вдоль неизменной кривой;
г) все ответы неверны.
Необходимо обосновать ответ.
26. Какое из названных мероприятий нежелательно проводить в период усиления инфляции:
а) сокращать государственные расходы;
б) увеличивать государственные расходы;
в) увеличивать налоги;
г) увеличивать ставку процента.
27. Что из нижеследующего верно:
а) реальные и номинальные доходы изменяются в одном направлении;
б) инфляция увеличивает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает номинальный доход;
в) инфляция уменьшает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает реальный доход;
г) инфляция уменьшает покупательную способность рубля, но не обязательно уменьшает реальный доход.
28. Если бы Вам пришлось бы выбирать между:
а) полной занятостью с 6% ежегодным уровнем инфляции; б) стабильностью цен с 8% уровнем безработицы, что бы Вы выбрали? Почему?
29. Постройте график по данным следующей таблицы и поясните, какую зависимость он характеризует:
Годы Инфляция, % Безработица, %
1990 12 1
1991 10 2
1992 9 4
1993 5 5
1994 4 7
1995 2 8
Эссе
А. Характерные черты для циклического развития России.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Насколько обоснована теория "длинных волн" Н. Кондратьева? Аргументы "за" и "против".
· Экстернальные и интернальные теории циклов. Возможен ли синтез?
· Имеется ли скрытая безработица в России?
· Сохраняет ли кривая Филлипса свое значение как теоретическая модель взаимосвязи безработицы и инфляции? Обоснуйте свой ответ.
· Можно ли рассматривать кризис трансформации, имевший место в России как структурный кризис особого рода?
· Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство общества?
· Как объяснить существование в современных условиях наряду с безработицей вакантных рабочих мест? С каким видом безработицы связано это явление?
· Каковы могут быть последствия государственной макроэкономической политики полной занятости в краткосрочном и долгосрочном периодах?
· Объясните, почему макроэкономическая политика государства, направленная на снижение безработицы, оборачивается, как правило ростом цен?
· Почему инфляционное ожидания имеют макроэкономическую природу и макроэкономические последствия?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 15
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Дайте понятие экономического роста. Каковы его количественные показатели?
2. Что понимается под качеством экономического роста? Идентичны ли понятия "экономический рост" и "экономическое развитие"?
3. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?
4. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.
5. Дайте понятие макроэкономической эффективности. Каковы ее основные показатели?
6. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.
7. Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба-Дугласа?
8. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели Харрода-Домара?
9. Каков вклад Р.Солоу как представителя неоклассического направления в анализ проблем экономического роста?
10. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как его можно определить?
11. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?
Б. Заполните свободные клетки таблицы
Факторы экономического роста
Факторы предложения | Факторы спроса | Факторы распределения |
Модель технического прогресса Д.Хикса
Капиталосберегающий НТП | |
Трудосберегающий НТП | |
Нейтральный НТП |
В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.
Экономический рост -
Экстенсивный рост-
Интенсивный рост -
Производительность труда-
Капиталоемкость -
Капиталоотдача -
Материалоемкость-
Энергоемкость -
Венчурный капитал -
"Золотое правило" накопления
Функция Кобба-Дугласа
Модель Харрода-Домара
Тесты и задачи
1. Экономический рост может быть отображен как:
а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;
б) сдвиг влево кривой производственных возможностей;
в) движение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;
г) движение от одной точки на кривой производственных возможностей к другой точке на данной кривой.
2. Реальный ВВП в стране в первом году составил 30 млн. ден. ед., а в следующем возрос до 31,2 млн. ден. ед. При этом население увеличилось со 100 до 102 тыс. чел. Определить темпы роста ВВП в целом и в расчете на душу населения.
3. Интенсивный тип экономического роста достигается за счет:
а) увеличения использования ресурсов;
б) более эффективного использования всех факторов производства;
в) более эффективного использования фактора “труд”.
4. Реальный ВВП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%. Определить тип экономического роста и выяснять, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? Считать, что структура ВВП не изменилась.
5. Какой из перечисленных финансовых инструментов наиболее сильно ограничит рост экономики:
а) сбалансированный бюджет;
б) бюджетный излишек как неиспользованный денежный запас;
в) бюджетный дефицит, покрываемый изготовлением новых денег;
г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;
д) бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов.
6. В экономике с полной занятостью высокие темпы экономического роста говорят о:
а) низком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
б) высоком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
в) высоком уровне и сбережений, и инвестиций;
г) низком уровне сбережений и высоком уровне инвестиций.
7. Достижение полной занятости приведет к:
а) снижению производительности труда;
б) уменьшению уровня инвестиций в процентах к ВВП;
в) полностью использованы все трудовые ресурсы страны;
г) не окажет никакого влияния на темпы роста реального ВВП.
8. Снижение темпов экономического роста страны ведет к:
а) снижению роста уровня жизни;
б) уменьшению инвестиций;
в) снижению конкурентоспособности продукции;
г) всему вышеперечисленному.
9. Согласно Шумпетеру, деятельность новатора:
а) встречает поддержку окружающих;
б) состоит в повторении апробированных прошлым опытом приемов хозяйствования;
в) нарушает рутинный кругооборот;
г) возможна только в крупных корпорациях.
Эссе
А. В чем особенности макроэкономических показателей эффективности в России?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Может ли разворачиваться действие эффекта мультипликатора-акселератора в современной России?
· Реальна ли концепция нулевого экономического "роста"?
· В чем состоит концепция устойчивого экономического развития?
· Как интерпретируются инновации в теории Й.Шумпетера?
· Почему уровень, качество и продолжительность жизни называют метаэкономическими показателями экономической эффективности?
· Объясните движение ставок ссудного процента по фазам экономического цикла.
Б. Экономического роста стран на современном этапе развития.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· История кризисов перепроизводства показывает, что в процессе его развития возможны два варианта динамики цен: на протяжении XIX века и первой половины ХХ века в период кризисов происходило общее снижение уровня цен. В 50-90-х годах в ходе кризисов цены повышались. Объясните роль динамики цен в механизме развития кризиса и выхода из него.
· Как связаны между собой цели и тип экономического роста? Можно ли при длительном преобладании в стране экстенсивного типа экономического роста рассчитывать на устойчивое повышение уровня жизни?
· История свидетельствует, что социальные потрясения происходят, как правило, на повышенной фазе длинного цикла. Предложите возможные объяснения этого факта.
· Темпы экономического роста: цель или средство? Подумайте о критериях оптимальности темпов экономического роста.
· Объясните, каким образом тип экономического роста влияет на структуру общественного производства.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 16
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы
1. В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?
3. Что понимается под экстернальными, или побочными издержками в экономике?
4. Какова роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики?
5. Государство как собственник и предприниматель. В чем состоят проблемы государственных предприятий?
6. Когда, где и почему нужна приватизация или национализация?
7. В чем единство и различия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?
8. Каковы основные направления государственного регулирования экономики?
9. Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?
Б. Заполните пропуски в схемах.
Экономическая политика
Субъекты | |
Цели | |
Инструменты |
В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.
Общественные товары -
Экстернальные издержки-
Национализация -
Приватизация -
Экономическая политика государства-
Государственное регулирование экономики -
Индикативное планирование-
Закон Вагнера -
Эссе.
А. Проблемы и противоречия государственного регулирования в России.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Ваучерная приватизация в России: ход, результаты и противоречия.
· В чем заключается противоречивость положения государственной собственности в рыночной экономике?
· Когда государству целесообразно прибегать к приватизации, а когда к национализации?
· Чем отличается политика государственных доходов от политики государственных расходов?
· В чем заключаются институциональные аспекты государственного регулирования?
· Какая роль определяется государству в России в настоящее время?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 17
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы
1. Охарактеризуйте финансы как экономическую категорию.
2. Из каких элементов состоит финансовая система?
3. Какова структура государственного бюджета?
4. Объясните эффекты вытеснения и привлечения инвестиций, связанные с государственными расходами.
5. Как решаются проблемы дефицита государственного бюджета?
6. Что представляет собой налог как экономическая категория?
7. Какие виды налогов Вы знаете? Каковы их функции?
8. В чем состоит эффект А. Лаффера?
9. Рассмотрите механизм действия мультипликатора госрасходов.
10. Каков механизм действия налогового мультипликатора?
Б. Заполните нижеприведенные графики и таблицы
Функции финансового хозяйства
Дайте графическую интерпретацию эффекта А.Лаффера.
"Встроенные стабилизаторы"
В доходной части бюджета | В расходной части бюджета |
Покажите графически потенциальное воздействие роста и снижения налогов на совокупный спрос и совокупное предложение.
В. Выпишите следующие определения понятий и категорий.
Финансы-
Госбюджет -
Дефицит госбюджета -
Профицит госбюджета -
Налог -
Прямые налоги-
Косвенные налоги-
Налог на добавленную стоимость-
Прогрессивные налоги-
Регрессивные налоги-
Пропорциональные налоги-
Тесты и задачи
1. При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину:
а) ВВП сократится;
б) ВВП останется неизменным;
в) ВВП увеличится;
г) ни одно из названных положений не верно.
2. Регулирование экономики с помощью фискальной политики в основном осуществляется:
а) федеральным правительством;
б) совместно правительствами областей и местными администрациями;
в) только правительствами областей;
г) только местными администрациями.
3. Влияние излишков государственного бюджета на равновесный уровень ЧВП в целом такое же, как:
а) уменьшение сбережений;
б) увеличение сбережений;
в) увеличение инвестиций;
г) увеличение потребления.
4. Действие встроенных стабилизаторов экономики можно увеличить путем:
а) уменьшения правительственных закупок, линия закупок опускается вниз параллельно прежней;
б) изменить налоговую систему, налоговая линия опускается вниз параллельно прежней;
в) изменить налоговую систему, чтобы график имел больший наклон;
г) изменить государственные расходы, чтобы линия расходов имела положительный наклон.
5. Какой из нижеприведенных инструментов вызовет наибольший рост экономики:
а) сбалансированный бюджет;
б) бюджетные излишки как неиспользованный денежный запас;
в) бюджетный дефицит, финансируемый за счет изготовления новых денег;
г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;
д) бюджетный дефицит, финансируемый государственными займами.
6. Функция потребления имеет вид: С=100+0,8(Y-T), где у - уровень национального дохода; т - величина налогов. Налоги сократились на 100 млн. рублей. Как при этом изменится равновесный уровень доходов?
7. В закрытой экономике сокращение налогов на 10 млрд. рублей привело к росту ВВП на 40 млрд. Размеры инвестиций и налогов не зависят от размеров ВВП. Определить величину мультипликатора расходов.
8. ВВП составляет 2500 млрд. руб. Правительство увеличило расходы государственного бюджета на 10 млрд. руб. Склонность к потреблению 0,75. Определите, какое влияние окажет данное изменение государственных расходов на уровень ВВП, если средства для этого получены:
а) за счет увеличения налогов
б) дополнительной эмиссией денег.
9. Государственные расходы сокращаются на 50 ден. ед. МРС = 0,8. Ставка налогообложения 0,15. Что при этом произойдет с уровнем национального дохода и сальдо госбюджета?
10. Предположим, что в исходном состоянии государственный бюджет был сбалансирован, а государственные расходы составили 250 ед. МРС = 0,75. Налоговая ставка 0,2. Государственные расходы возросли на 100 ед. Определить:
а) величину национального дохода до и после увеличения государственных расходов
б) прирост налоговых поступлений в государственный бюджет, если ставка налогов не изменилась
в) величину дефицита государственного бюджета после повышения государственных расходов.
Эссе
А. Состояние финансовой системы России на современном этапе?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· На каких принципах должна строиться финансовая система? В чем сущность финансового федерализма?
· Как стоит в настоящее время проблема государственного долга в России?
· В чем состоит разница между кейнсианским и монетаристским подходами к налогообложению?
· Каковы причины частого изменения налогового законодательства в России? Каковы последствия такой нестабильности?
· Оправдало ли себя введение 13% налога на прибыль в России?
· Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом? Опасны ли эти явления для экономики страны?
· Одним из факторов снижения эффективности фискальной политики является «эффект вытеснения». Объясните его суть и дайте графическую иллюстрацию. Каким образом возникновение данного эффекта в настоящем может ухудшить экономическую ситуацию в стране в будущем?
· Предположим, рассматривается предложение сократить налоги, чтобы стимулировать экономику и способствовать ее выходу из кризиса. Имеет ли значение, какие налоги сократить: с населения или с предприятий? Обоснуйте свой ответ.
· Объясните, почему в экономике, где действует правительство, в точке экономического равновесия сумма сбережений не обязательно будет равна сумме планируемых инвестиций? Как это связано с состоянием государственного бюджета?
· Объясните и покажите графически почему повышение ставки пропорциональных налогов уменьшает величину мультипликатора? Используйте свой ответ чтобы объяснить, почему пропорциональные налоги могут выступать в качестве автоматических стабилизаторов?
· При каком состоянии экономики проведение экспансионистской фискальной политики сопряжено со значительным ростом цен? Ответ проиллюстрируйте графически
· Предположим, что правительство хочет одновременно сократить совокупный спрос и увеличить инвестиции. Может ли оно сделать это средствами фискальной политики?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 18
ДЕНЬГИ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения.
2. Какие причины вызывала бартеризацию российской экономики? Почему этот процесс пошел на убыль?
3. Опишите функцию денег как меры стоимости. Связана ли способность денег выполнять ее с наличием собственной стоимости у денежного материала?
4. Опишите возможные нарушения функции меры стоимости. Какие формы они принимают в современной России?
5. В чем состоит функция денег как средства накопления? Могут ли ее выполнять деньги в условиях инфляции?
6. Какие функции денег дополнительно выделяет марксистская теория? Считаете ли вы особое выделение этих функций рациональным?
7. Опишите предысторию денег.
8. Опишите металлический этап в истории денег. Закончился ли он в наше время?
9. Почему с течением времени постоянно расширялось неметаллическое денежное обращение?
10. Какие современные формы денег вы знаете? В чем состоят особенности их развития в России?
Б. Кратко опишите эволюцию денег. Воспользуйтесь следующим алгоритмом: исторический вид денег – его недостатки (или связанные с ним проблемы) – новый вид денег как решение старых проблем – недостатки нового вида денег и т.д.
Товарные деньги | |
Металлические деньги | |
Классические бумажные деньги | |
Классические кредитные деньги | |
Современные деньги |
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Деньги служат: a) Мерой стоимости b) Средством обращения c) Средством накопления d) Все предыдущие ответы верны e) Все предыдущие ответы не верны | |
2. Товар, обладающий абсолютной ликвидностью: a) Ценные бумаги b) Золото c) Информация d) Деньги e) Дефицитные ресурсы | |
3. Выполнение деньгами функции меры стоимости: a) Связано с оборотом наличных денег b) Разъединяет во времени акты купли-продажи c) Обеспечивает возможность экономического учета d) Служит накоплению капитала e) Обеспечивает сохранение стоимости | |
4. В современных условиях ценность денег определяется a) Золотым запасом страны b) Количеством денег, находящихся в обращении c) Средним уровнем цен d) Пропорцией обращающихся экономических благ и денег e) Золотым содержанием самих денег | |
5. Марксистская теория помимо трех общепринятых функций выделяет еще и функцию: a) Меры стоимости b) Средства образования сокровищ c) Средства обращения d) Средством накопления e) Средства платежа | |
6. «Почти деньги» отличаются от денег тем, что: a) Не обладают абсолютной ликвидностью b) Представляют собой бумажные деньги, неразменные на золото c) Включают в себя все товары, которые можно продать за деньги d) Не могут выполнять функцию средства накопления e) Используются при бартере | |
7. Условием выполнения функции средства обращения является: a) Рыночный характер ценообразования b) Устойчивость денежного обращения c) Стабильность покупательной способности d) Всеобщность признания в качестве денег e) Все перечисленное выше | |
8. Причинами существования бартера в современных условиях может быть: a) Более низкие трансакционные издержки по сравнению с денежным обращением b) Гиперинфляция c) Товарный голод d) Дефицит денег у основных хозяйствующих субъектов e) Все перечисленное выше |