Выбор темы контрольной работы
Вариант контрольной работы по дисциплине «Маркетинговые исследования в сервисной деятельности» выбирается студентом на основании последней цифры зачетной книжки.
ПРИМЕР: номер зачетной книжки – 12.15.07, номер варианта, рекомендуемый для выполнения контрольной работы – 7.
Контрольная работа по дисциплине «Маркетинговые исследования в сервисной деятельности» может быть написана на основе:
- материалов из литературных источников (книг, статей, законодательных актов и иных публикаций);
- конкретного фактического материала предприятия, учреждения, организации;
- условных примеров, разработанных самим студентом.
Успешное выполнение контрольной работы по дисциплине «Маркетинговые исследования в сервисной деятельности» предполагает учет ряда факторов при выборе варианта.
Контрольная работа по дисциплине «Маркетинговые исследования в профессиональной деятельности» выполняется по одному из рекомендуемых вариантов и состоит из двух частей:
1 часть– Изложение основных теоретических положений.
2 часть– Практическое решение проблемы.
В завершении контрольной работы указывается литература, документы и практические материалы, использованные при выполнении работы.
Допускается использование различных материалов в рамках одной контрольной работы.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Методические основы маркетинговых исследований
Вариант 1
Теоретическая часть
Сущность маркетинговых исследований.Становление маркетинговых исследований как отрасли бизнеса. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Субъекты и объекты маркетинговых исследований. Специфика российских условий проведения маркетинговых исследований.
Практическая часть
Практическое задание. Маркетинговое исследование – это
1. Систематическое определение круга данных, о маркетинговой ситуации, их сбор, анализ и отчет о результатах.
2. Проведение опроса потребителей по поводу степени удовлетворенности качеством продукции и/или услуг фирмы.
3. Анализ по запросу руководства складывающихся цен на продукцию и/или услуги фирмы и аналоги конкурентов.
Какое из определений точнее отражает сущность маркетинговых исследований. Обоснуйте свою точку зрения.
Вариант 2
Теоретическая часть
Маркетинговая информационная система (МИС)как совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенных для обработки, анализа и распространения сведений для принятия опережающих решений на регулярной основе. Составляющие МИС: внутренняя отчетность, сбор внешней текущей маркетинговой информации, маркетинговые исследования и анализ сведений. Схема МИС.
Практическая часть
Практическое задание.
Можно ли маркетинговую информационную систему определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.
Приведите пример компании, располагающей хорошо структурированной МИС.
Тема 2. Методы кабинетных и полевых исследований
Вариант 3
Теоретическая часть
Характеристика и особенности первичной информации.Источники и методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент.
Практическая часть
Практическое задание.
Дайте сравнительную характеристику методам сбора первичной информации, используя таблицу:
№ п/п | Метод | Задача | Достоинства | Недостатки |
1. | Наблюдение | |||
2. | Эксперимент |
Приведите примеры использования данных методов.
Вариант 4
Теоретическая часть
Характеристика и особенности вторичной информации.Получение информации из печатных источников, международные базы данных и базы данных на магнитных и других носителях, в том числе Интернет-технологии.
Практическая часть
Практическое задание.
Перечислите источники вторичной информации, которые необходимо использовать для принятия решения о сегментации рынка по географическому признаку.
Сформулируйте достоинства и недостатки предложенных вторичных данных.
Вариант 5
Теоретическая часть
Понятие выборки.Определение объема выборки. Стратегии расчета объема выборки. Вероятностные и детерминированные методы формирования выборки. Точность измерений и ошибки выборки.
Практическая часть
Практическое задание.
Подберите к каждому пункту левой колонки соответствующий ему пункт правой колонки.
1. Сплошное наблюдения | 1. Предполагает предварительное, исходя из целей исследования, определение численности групп респондентов, отвечающих определенным требованиям |
2. Квотируемая выборка | 2. Предполагает деление совокупности на подгруппы, каждая из которых представляет совокупность в целом |
3. Невероятностный метод | 3. Предполагает формирование выборки, не рассчитывая вероятность включения в выборку единицы совокупности |
4. Кластерный отбор | 4. Предполагает, что все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых |
Приведите примеры использования данных методов.
Вариант 6
Теоретическая часть
Понятие шкалы измерения.Характеристика шкал, используемых в маркетинговых измерениях. Построение шкал измерений: графическое, ранжирование объектов, попарное сравнение, с использованием метода суммарных оценок (шкала Лайкера), интервальная шкала. Надежность и достоверность измерения
Практическая часть
Практическое задание.
Спроектируйте шкалу измерений (обоснуйте выбор шкалы, число градаций, наличие или отсутствие нейтральной точки или градации) для следующей задачи: фирма-поставщик аксессуаров для модной одежды желает знать, как клиентки – посетительницы магазина реагируют на новую линию дамских сумок.
Тема 3. Обработка и анализ маркетинговой информации
Вариант 7
Теоретическая часть
Методы анализа информации о рынке: обработка и расчет основных показателей динамических рядов, метод группировок, графический анализ, индексный анализ, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализы.
Практическая часть
Практическое задание.
Какой из методов анализа информации о рынке лежит в основе сегментирования рынка.
Аргументируйте свой ответ. Сформулируйте сильные и слабые стороны предложенного метода.
Вариант 8
Теоретическая часть
Методы прогнозирование элементов рынка:экстраполяции динамических рядов, интерполяции динамических рядов, с использованием коэффициентов эластичности спроса, экономико-математического моделирования, структурного моделирования, экспертных оценок, аналогии.
Практическая часть
Практическое задание.
Известно, что доходы населения небольшого города возрастут в следующем году на 10%. Изменится ли спрос на услуги ателье пошива модной одежды этого города?
Выберите метод прогнозирования спроса на услуги ателье пошива модной одежды в данном городе и обоснуйте свой выбор.
Тема 4. Технология маркетинговых исследований
Вариант 9
Теоретическая часть
Процесс маркетинговых исследований.Общая схема исследований: определение проблемы и целей исследования, разработка плана исследования, реализация плана исследования, предоставление результатов исследования и рекомендации.
Практическая часть
Практическое задание.
Какую основную цель преследует в своих маркетинговых исследованиях Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» издатель учебника «Сервисная деятельность».
Опишите все этапы процесса исследования данной фирмы.
Вариант 10
Теоретическая часть
Определение проблемы и целей исследования.Определение потребности в проведении маркетингового исследования. Определение проблемы. Формулирование целей маркетингового исследования.
Практическая часть
Практическое задание.
По итогам хозяйственного периода объем сбыта продукции фирмы, производящей меховые изделия, оставался на прежнем уровне, несмотря на большие издержки по агрессивной рекламной компании. В связи с этим специалистам по маркетингу предлагается более точно изучить реакцию населения на рекламу, для чего необходимо подготовить соответствующий опросник.
Право ли руководство фирмы? С чего следует начинать маркетинговое исследование?
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа является одним из важнейших документов, подтверждающих усвоение магистрантом данной учебной дисциплины в процессе самостоятельного изучения рекомендованной и дополнительной литературы, а также литературы по теме контрольной работы.
Контрольная работа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист;
2. Содержание, где указываются страницы, с которых начинается описание разделов работы;
3. Введение;
4. Теоретическая часть;
5. Практическая часть;
6. Заключение или выводы;
7. Список литературы.
Во введении следует уделить особое внимание определению тех понятий, которые употребляются в контрольной работе, уточнив их смысл и значение. Если в литературе имеются различные взгляды на изучаемую проблему или вкладывается разный смысл в понятия и категории, следует указать, какого мнения придерживается автор письменной работы, чтобы было ясно, что он имеет в виду при анализе литературных данных и собственного практического опыта.
Во введении рекомендуется указать актуальность выбранной темы, цели и задачи, объект и предмет изучения. Если в работе есть практическая часть, следует указать, где и когда выполнена работа, что было объектом изучения (исследования), методы исследования.
Теоретическая часть представляет собой реферативный обзор литературы, практических разработок предприятий и других материалов по изучаемой теме.
Данная часть служит для изложения основных научных положений, которые, по мнению магистранта, должны помочь ему в решении конкретных проблем в рамках рассматриваемой темы.
Практическая часть предполагает рассмотрение конкретной ситуации в области маркетинговых исследований с обоснованием предложенного решения по изучаемой теме.
Практическая часть является, по сути, полностью самостоятельной работой магистранта и отражает его способность анализировать ситуацию, применять свои знания к маркетинговому исследованию рынков.
Заключение должно быть кратким, содержать основные тезисы работы, отражающие современное состояние проблемы, отношение автора работы к актуальности проблемы, пути дальнейшего решения изучаемой проблемы.
Работа может заканчиваться выводами, каждый из которых имеет свой номер. Выводы должны быть четкими, достаточно краткими, но содержать основную мысль, которая возникла в результате анализа литературы и практического опыта. В большинстве случаев каждый вывод соответствует задаче, изложенной во введении.
Как правило, контрольная работа является критическим анализом литературы по выбранной теме. В качестве литературных источников могут использоваться монографии по изучаемой проблеме, статьи в научных журналах и сборниках, справочная литература, патентная документация, нормативные документы (законы, постановления, указы, стандарты, приказы и т.д.).
В ряде случаев можно воспользоваться научно-популярной литературой и сведениями из газет, информацией радио и телевидения. В последнее время все большее распространение получают сведения, получаемые из Интернета, которыми также можно воспользоваться при написании работы. Следует, однако, заметить, что анализ этих источников информации должен быть критическим, поскольку нельзя поручиться полностью за достоверность сведений из этих источников: они чаще всего предоставляются неспециалистами в данной области знаний.
Для придания содержанию основных разделов целостного вида необходимо отдельные фрагменты увязать между собой таким образом, чтобы сформировалась определенная последовательность изложения материала. Поэтому при написании контрольной работы требуется предварительно четко и подробно разработать план написания работы. Следует избегать переписывания отдельных фрагментов из литературных источников до того, как все они не будут собраны и проанализированы магистрантом, а только затем написаны согласно плану работы. Логика изложения предопределяет доказательность и убедительность изложения темы работы. Всякий раз, обращаясь к литературному или иному источнику информации, магистрант должен критически осмыслить прочитанное (услышанное или увиденное), определить свою точку зрения. Если же знаний и опыта для этого недостаточно, можно указать противоположные позиции разных авторов, их аргументы и контраргументы.