Целесообразность выхода на внешний рынок
Следует различать два вида внешнеэкономических связейреспублики, имеющих некоторые особенности правового регулирования:
1. С одной стороны - с государствами СНГ и суверенными государствами бывшего СССР, не вошедшими в СНГ (правовое регулирование связей первого вида осуществляется на основе двусторонних договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участниками СНГ);
2. С другой стороны - с иностранными государствами (в основе правового регулирования лежат не только двусторонние, но и многосторонние и региональные договоры и соглашения, которые являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей).
Для выхода на внешний рынок предприятие может создать свою внешнеторговую фирму, отдел внешнеэкономических свя зей (ОВЭС) или группу, а также заключить договор с другими предприятиями с целью уменьшения собственных расходов. Выбор всегда зависит от той доли продукции, которую предприятие собирается поставлять на экспорт, масштабов производства, особенностей целевых рынков и т. д.
Изначально работа начинается с регистрации предприятия как субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД), получения свидетельства ее участника и регистрационной карточки.
Дальнейшие действия предприятия — поиск партнеров. Осуществляется он в три этапа: проведение маркетингового исследования на внешнем рынке; отбор потенциальных партнеров; проведение переговоров по поводу сотрудничества.
Заключительным этапом в поиске партнера является подписание внешнеторгового контракта.
Внешнеторговый контракт- это договор купли-продажи, заключаемый между находящимися в разных государствах импортером и экспортером.
Он является основой сделки, нормой для выполнения нужных расчетов и платежей, обеспечивающих защиту финансовых и валютных интересов каждого из задействованных участников внешнеэкономических связей. В настоящее время координирует и регулирует торговые операции Всемирная торговая организация (ВТО). Она создана взамен Генерального соглашения 1966 г. по торговле и тарифам (ГАТТ). Республика Беларусь еще не является участником ВТО, но предпринимает усилия для вхождения в нее, что будет способствовать защите интересов белорусских производителей и стабилизации взаимоотношений в рамках мирового сотрудничества.
Расширение внешнеэкономических связей предприятий Республики Беларусь касается процессов лицензирования, экспорта и импорта товаров, таможенного и валютного регулирования.
Лицензирование— получение разрешения (лицензии) на право ввозить и вывозить из страны соответствующие товары. Такой порядок дает возможность сдержать вывоз товаров, необходимых для внутреннего рынка или сдержать ввоз тех товаров, производство которых можно наладить в республике.
Квотирование экспорта и импорта товаров — установление доли участия в данных процессах на определенный период по отдельным товарам, услугам, странам. Направлено оно на защиту интересов национальных производителей.
Валютное регулирование — комплекс мер, затрагивающих процесс формирования и распределения валютной выручки и выполнения валютных операций, разрабатываемых в государственных структурах, занятых регулированием внешнеэкономических связей республики.
Развитие внешнеэкономической деятельности предприятия требует всестороннего изучения и анализа возможностей повышения ее эффективности. Для предприятия характерными показателями являются: доля экспортных (импортных) операций и их динамика; выгодность экспортных сделок; рентабельность экспортной продукции. Их следует отнести к системе конечных оценочных показателей. Кроме перечисленных, следует оценивать и частные показатели эффективности в этой области: уровень использования оборудования; степень технического перевооружения производства; интенсивность его обновления; уровень использования передовой технологии; степень новизны продукции и ее качество и др.
Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды (см. табл.).