Исторические формы организации.

Лекция 2. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

Управленческие революции.

Эволюционное развитие общества всегда сопровождается резкими скачкообразными переменами – революциями. «Революции – локомотивы истории», - говорил один из классиков марксизма. В этом смысле организационно-управленческая мысль и практика не являются исключениями, и они также пережили в своей истории качественные перемены, называемые управленческими революциями, которых в современной организационной науке выделяется десять[25].

Безусловно, управление и организации появились вместе с человеком, когда зародились организации-общины, сформировавшиеся на базе человеческих стад. Это произошло ориентировочно 30-35 тысяч лет назад, при этом точное место не известно. Наиболее часто называют регион в Африке на месте современных государств Эфиопии и Танзании, откуда человечество распространилось по всей земле.

Первое кардинальное изменение особенностей организации общественной жизни произошло с появлением государства как особой всеобщей формы организации общества. Таким образом, первую управленческую революцию можно назвать организационно-государственной с выделением особой социальной системы, ответственной за постоянное официальное регулирование человеческих отношений, сопровождаемое легитимным принуждением или побуждением к определенной целенаправленной деятельности. Ориентировочно это произошло в шесть - семь тысяч лет назад в долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата, когда появились Древний Египет и Древний Шумер [6].

В следующий раз организационно-управленческая деятельность была нарушено революционным преобразованием общества, которое привело к значительному изменению социальной структуры. Речь идет о появлении в начале пятого тысячелетия до нашей эры в Древнем Шумере письменности. Это привело к оформлению особой социальной группы, которая выполняла функции, до этого в обществе ярко не представленные, она выражала в понятных письменных знаках основные события в обществе, обеспечивала отражение информации на материальном носителе, производила расчеты, сформировала систему обмена информацией (переписку), что в конечном итоге привело к активизации социальных отношений, коммерческих обменов, торговли. Поскольку наиболее информированной и интеллектуальной социальной группой в то время были служители культа, то жрецы и стали первыми полупрофессиональными менеджерами, поэтому вторую управленческую революцию, произошедшую с зарождением письменности, и называют религиозно-коммерческой. Значение ее огромно, так как в данное время произошло формирование управления как деятельности, право на которую передается не по наследству (вожди и старейшины в племенах или фараоны), а концентрируется в руках наиболее способной и профессиональной социальной группы - менеджеров, в данном случае, жрецов [25].

Третья управленческая революция произошла с появлением единой для всех системы регулирования общественных отношений, то есть с переходом от обычного (неписаного) права к официально закрепленным в документах правовым нормам, которым в той или иной мере подчиняются все социальные группы, включая самые привилегированные. Наиболее ярко это было выражено в своде законов правителя Вавилона Хаммурапи во втором тысячелетии до н.э. Данный документ позволил регулировать весь комплекс социальных отношений и ввести особый вид деятельности - государственное управление. В это время происходит передача менеджерских функций из рук жрецов в руки носителей государственной власти - царя и его администрации, в сферу деятельности которых входило управление и государством, и обществом. Это позволило назвать третью управленческую революцию светско-административной.

Четвертая управленческая революция развила успехи предыдущей и обеспечила участия государства в производстве, строительстве, торговле, т.е. выражаясь современным языком, в результате революции появилось управление народным хозяйством, что до этого было представлено в обществе неярко. Олицетворением четвертой управленческой революции стал вавилонский царь Навуходоносор Великий, живший в первом тысячелетии до н.э., его активная промышленная деятельность позволила назвать этот социальный переворот производственно-строительной революцией.

Эпоха Великих географических открытий XV-XVII веков ознаменовала появление пятой управленческой революции – географической.Происшедшее тогда с одной стороны раздвинула границы мира, а с другой сделало отдаленные страны ближе. Новый свет дал новые направления деятельности для менеджеров (территориальное и отраслевое управление) и создал новые организационные формы для европейской управленческой практики (федерализм, колонии, трансконтинентальные компании, первопроходческие артели и др.).

Шестая управленческая революция связана с изобретением принципиального нового печатного станка и массовым книгопечатанием,что предопределило не только увеличение числа грамотного населения и массового распространения знаний, но вовлечение в торговый оборот и в производственные отношения целых социальных слоев и народов. Революция-«ликбез» произошла в XVI-XVII веках и затронула не только передовые европейские страны того времени, но и отмечена в России работой первопечатника Ивана Федорова и его последователями, а на Востоке бумага и оттиск были известны уже с древнейших времен. Для организационно-управленческой деятельности это сыграло огромную роль, так как менеджер стал уже не только удачливым или искусным антрепренером. Накопленные знания и опыт, отраженные в учебниках и трактатах стали доступны и применимы для всех желающих.

Индустриализация общества, развитие капитала, производства и промышленности в XVII-XVIII веках стали основой индустриальной (седьмой управленческой революции). Стержень данного социального преобразования - отделение менеджмента от собственности. Если ранее управленческая деятельность сосредотачивалась в руках владельцев средств производства, то теперь для выполнения функций управления стали использовать наемных работников, т.е. появились профессиональные менеджеры, которые могли осуществлять процесс управления практически в любых сферах человеческой деятельности.

Научно-технический прогресс XIX-XX веков коснулся и социальных организаций, что проявилось в восьмой управленческой - научно-технической - революции. Передача максимального числа производственных операций механизмам, развитие транспорта и связи, решение многих энергетических проблем сосредоточила внимание человека именно на менеджерской деятельности. Легендарные предприниматели, создавшие иногда с нуля свои многомиллиардные состояния в конце XIX - начале ХХ века, не могли появиться раньше, так как массовое производство с рынками сбыта по всему миру – это продукт НТП и приложения освободившегося от технических проблем предпринимательского ума к решению управленческих задач. Организационные формы, наиболее распространенные сейчас, появились именно после этих революционных преобразований.

Завершением этапа профессионализации менеджеров стала девятая управленческая революция, известная под названием бюрократической, когда начали формировать организации на научной основе, появились иерархические организационные структуры, произошло разделение управленческого труда, стала обозначаться особые науки - теория управления и теория организации. Исторически это наблюдалось в конце XIX - начале XX века. XX век ознаменован развитием одного из этапов эволюционного развития, появившейся в результате девятой управленческой революции. Еще не найдены ответы на все поставленные тогда вопросы: какой тип организационных структур эффективнее - иерархический или органический, какой стиль управления целесообразнее использовать - авторитарный, демократический или попустительский, какая доля в обществе должна заниматься менеджментом и др. Хотя решить эти проблемы пока достаточно сложно, общество оказалось на пороге новой управленческой революции, связанной с новыми формами, методами и принципами управления.

В конце XX – начале XXI столетия значительно возросла роли информации в обществе. Именно тогда произошла десятая управленческая революция – информационная. Средства связи, телевидение, печать, электронная почта, Интернет и т.д. уже сейчас оставили огромный след в развитии общества и способны в будущем кардинально изменить жизнь. Экспертные системы, искусственный интеллект, виртуальная реальность выводят управление на кардинально новый виток развития, что, безусловно, скажется на видоизменении этого направления человеческой деятельности. Уже сейчас мы говорим о расцвете виртуальных организаций, о чем мы скажем ниже, то есть информационные технологии не только облегчают решение многих проблем, но и создают новые организационные формы и новые технологии управления.

Таким образом, на десятом тысячелетии развития организационно-управленческой деятельности можно говорить о прошедших десяти менеджерских революциях. Очевидно, что прогресс нельзя остановить и рано или поздно произойдут новые качественные коренные изменения в управлении социальными системами.

Исторические формы организации.

За весь период существования, начиная с возникновения первобытного общества, организации пережила несколько наиболее традиционных организационных форм с исторической точки зрения. Возникли данные формы на различных этапах развития человечества, при этом все формы существуют и поныне, представленные в различных проявлениях человеческой деятельности (см. Табл. 2.2.1).

Таблица. 2.2.1. Исторические формы организации.

Наименование исторической формы организации Определение Период возникновения Форма существования в настоящее время
Организация-община Организация совместно проживающих людей С появления человека и возникновения первобытного общества (30-35 тыс. лет назад) Товарищество собственников жилья, территориальное общественного самоуправления, потребительские кооперативы и др.
Организация-государство Организация граждан или подданных С возникновения государства (VI-VII тыс. лет назад) Около 200 современных государств
Организация-армия Организация соратников, основанная на соподчиненности и взаимной защите, исходя из присяги (клятвы) или договора С возникновения профессиональной армии и негосударственных иерархических организаций - церковь и др. (Античность) Армии современных государств, некоторые общественные и религиозные организации
Организация-цех Организация мастеров, ремесленников С появления юридически свободных людей - не рабов и не членов общины (Античность) Современные «цеховые» мастерские и мастерские «кустарей»
Организация-предприятие Организация предпринимателей С возникновения коммерческих буржуазных отношений (XVI-XVII вв.) Современные предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), их объединения, полные товарищества
Организация-корпорация Организация инвесторов С возникновения среднего класса собственников (XIX в.) Большинство современных коммерческих организаций - обществ
Виртуальная организация Организация совместных деловых интересов С возникновения информационных технологий, виртуального пространства и экономики знаний (XX в.) Некоторые современные коммерческие и некоммерческие организации

То есть, человечество разработало семь исторических форм организации, начиная с организации-общины, государства и армии через цех и предприятие к корпорации и заканчивая виртуальной организацией.

Организация-община – первая организационная историческая форма организации, появившаяся в первобытном обществе и существующая сейчас в виде различных объединений людей, имеющих общие интересы, связанные не только с их жизнедеятельностью, но с проживанием, досугом и др.

Организация-государство – хорошо известная организационная форма. Считается, что государство – единственная всеобщая форма организации общества, часто пронизывающая все сферы жизнедеятельности граждан. Тем не менее, роль государства на разных этапах развития общества различна. Соответственно меняются и направления государственного управления.

Организация-армия имеет условное наименование и включает в себя все организационные формы, связанные со строгой иерархией, соподчиненностью и крайней обезличенностью. Наиболее ярко данная форма представлена в армии и религиозных организациях, но часто встречается и на производстве.

Организация-цех – первая на сто процентов производственная организационная форма, направленная на экономические рыночные отношения, когда мастер со своими помощниками производит некий товар, обмениваемый на другие товары или эквиваленты (деньги). «Цеховики» существуют и сейчас, хотя их роль несопоставимо низка в современной экономике.

Организация-предприятие – предпринимательская организационная форма, характеризующаяся не только трудом мастера, но и профессиональным участием в коммерческой деятельности. Предприниматель сам, как правило, не производит товар, но обеспечивает поставки сырья и материалов, организует производство и сбыт продукции. В организации-предприятии пока не разделены функции менеджера и собственника предприятия.

Организация-корпорация – сейчас наиболее распространенная организационная форма, характеризующаяся разделением собственности и ведения бизнеса. Корпорация – это объединение инвесторов, которые нанимают профессиональных менеджеров для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающей доходность вложенных инвестиций.

Под виртуальной организацией здесь понимается не просто объединение людей, «живущих в сети», а сообщество лиц, совместно реализующих некий общий бизнес-интерес, который может носить как временный, так и постоянный характер. Использование здесь информационных технологий необходимо, но не достаточно. Виртуальная организация – наиболее развивающаяся организационная форма, способная часто приносить своим участникам ощутимый доход. Модель создания подобной организации, приблизительно, выглядит следующим образом:

- некое лицо узнало, что в той или иной близкой данному лицу области деятельности можно заработать деньги,

- данное лицо обращается к своим коллегам, способным оказать помощь в реализации данного бизнеса,

- совместно создается бизнес-план и начинается его реализация,

- после реализации принимается решение о сохранении бизнеса.

В чем же отличие от предприятия или корпорации? Принципиальная разница в том, что организация не отягощена постоянным офисом, персоналом, оборудованием и пр. Участники организации – свободные агенты, самостоятельно принимающие решение об участии в том или ином проекте. Применение информационных технологий в данном случае необходимо для оперативности принятия решений, мгновенного обмена информацией и опережающей реакции на изменении среды.

Рассмотрим более подробно особенности данных исторических форм организации (см. Табл. 2.2.2).

Безусловно, существуют и более частные формы организаций, кроме того, в процессе развития экономики появляются новые организационные проявления управленческой деятельности.

В хозяйственных, некоммерческих и политических организациях организационные формы, как правило, не совпадают.

Таблица 2.2.2. Анализ исторических форм организации.

Наши рекомендации