Поддержка материнства, детства и семьи
Главной программой, которая призвана обеспечивать развитие данной сферы, являлась федеральная целевая программа «Дети России»на 2003-2006 гг. Данная целевая программа содержит ряд подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды».
Основные цели программы: улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности; государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
В рамках программы должны быть полностью реализованы следующие мероприятия:
• государственная поддержка материнства и детства;
• совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
• создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
• улучшение социального обслуживания детей-инвалидов, их социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация;
• научное обеспечение реализации программных мероприятий;
• развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, в том числе строительство и реконструкция таких учреждений;
• создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;
• спортивно-оздоровительная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
• реформирование системы опеки и попечительства;
• внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
• обеспечение качественного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• создание для детей-сирот условий воспитания и развития, максимально приближенных к семейным;
• развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот;
• социально-бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация детей-инвалидов.
Общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования — 20377,99 млн руб.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
• улучшение положения детей в Российской Федерации, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; снижение показателей материнской смертности, детской смертности, заболеваемости женщин на 3-5%;
• развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными детьми;
• стабилизация семьи как социального института;
• снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
• расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);
• предупреждение социального сиротства, создание условий для развития детей-сирот в семьях различного типа;
• увеличение количества детских реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями до 350 единиц и численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс.человек;
• обеспечение более 30 тыс.детей с церебральным параличом, 10 тыс.слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов протезными изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным диабетом глюкометрами.
Однако есть все предпосылки говорить о том, что количество и качество программ, проектов и мер по поддержке материнства, детства и семьи резко увеличится. В своем Послании Совету Федерации Президент наметил ряд мероприятий, которые необходимо реализовать в данной сфере. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи:
1) увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет с 700 до 1,5 тыс. руб., на второго ребенка - до 3 тыс. руб. ежемесячно;
2) женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40% прежнего заработка, но не менее 1,5 тыс. руб. за первого и 3 тыс. руб. за второго ребенка соответственно;
3) введение компенсаций затрат на детское дошкольное воспитание для первого ребенка - на сумму, равную 20%, для второго - 50%, для третьего - 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения;
4) разработка совместно с субъектами Федерации программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2 раза планируется увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. руб. ежемесячно. При этом существенно увеличится и заработная плата приемного родителя: с 1-1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. ежемесячно. Необходимо также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. руб., т.е. установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребенка;
5) увеличение стоимости родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. руб., а стоимости сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тыс. руб.;
6) предоставить в распоряжение женщины базовый материнский капитал, которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижении ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии. Размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. руб.
Средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете 2007 г.
Перечисленные мероприятия позволят дать толчок для нормализации демографической ситуации в стране.