Организация культурно-художественных фестивалей и конкурсов
В переходный период организационная, материально-техническая и финансовая основы деятельности важнейших художественных отраслей — театра, кино, изобразительного искусства и др. — претерпевали разнообразные преобразования. Это вело к тому, что традиционные учреждения культуры — музеи, кинотеатры, театры, библиотеки — снижали интенсивность своей работы, творческие коллективы порой утрачивали социальные ориентиры своей деятельности, а население теряло возможность обращаться в свободное время к продуктам культуры и искусства.
Однако творческие поиски и развитие художественных коллективов в этот период не прекращались. Творческая среда не могла мириться с ситуацией социальной изоляции, в котором порой оказывалось профессиональное искусство во многих городах России. На этом фоне вместо прежних форм деятельности творческих коллективов стали нарождаться новые. Случалось и так, что прежние формы организации культуры и досуга, которые раньше считались формальными, в новых условиях становились ведущими, создавая условия для сохранения досуга, связанного с искусством. Последнее в наибольшей степени относится к проведению фестивалей, конкурсов, смотров.
Как известно, в рамках культурно-досуговой деятельности современные художественно-творческие фестивали и конкурсы выполняют огромную роль: они интегрируют общество, создают атмосферу праздника, позволяют увидеть новые таланты и познакомиться с результатами творческих поисков. Не случайно проектировщики, работающие в сфере досуга, нередко ставят перед собой задачи внедрения в современ-
дую практику отдыха различных культурно-художественных фестивалей, хотя они остаются дорогостоящими мероприятиями.
В России фестивальная деятельность стала развиваться еще в советское время, хотя в то время носила официальный и политизированный характер. Например, немало фестивалей проводилось в сфере кино: Московский международный кинофестиваль, Фестиваль документального кино, проводимый в Свердловске (Екатеринбурге) (после распада СССР стал называться «Открытый фестиваль неигрового кино "Россия"»).
В постсоветское время российские фестивали, форумы и конкурсы стали более многообразными по целям и характеру, приобрели сложные функции, определяемые запросами реформируемого общества. В последние годы в стране проводится более 200 культурно-художественных фестивалей. Среди них есть широко и менее известные, самодеятельные и проводимые на профессионально-организованной основе, коммерческие и благотворительные, регулярные и единичные.
Перечислим некоторые российские фестивали,характер и цели которых свидетельствуют о поисках новых форм организации досуга населения, а также о попытке преодоления кризисных тенденций в конкретных видах искусства. Вначале перечислим основные кинофестивали.
Московский международный кинофестиваль собирает актеров и режиссеров из разных стран мира. Главный приз — золотая статуэтка Святого Георгия. Международный кинофорум «Золотой Витязь», проводится в разных городах России и даже за пределами страны. В 2005 г. проходил в Челябинске. Девиз фестиваля «За нравственные христианские идеалы и возвышение души человека». Награждаются по три лауреата в шести номинациях: игровое, детское, документальное, анимационное, телевизионное и студенческое кино.
Много кинофестивалей проводится в российских регионах. Помимо «Открытого фестиваля неигрового кино "Россия"», в Екатеринбурге начал свою жизнь кинофестиваль «Новое кино России». Поначалу он проходил в разных городах Свердловской области, а после того как получил статус всероссийского, стал проводиться в разных регионах страны — Ханты-Мансийске, Челябинске и др.
На территории Уральского федерального округа зародился Фестиваль антропологического фильма, или, как его называют, «Кочующий Неверный кинофестиваль» (проводится в разных городах). Его герои — аборигенные народы Крайнего Севера и Арктики, в образ жизни которых в постоянная смена мест проживания.
Глава 4
Развитие досуговой деятельности в современной России
С 1995 г. в Перми проходит Международный фестиваль нового документального кино «Флаэртине» под руководством П. Печенкина. По целям и характеру он близок Фестивалю антропологического кино.
В тот же период в Тюмени родился телефорум «Белые пятна истории», организатором которого выступают телерадиокомпания «Регион-Тюмень». Телефорум посвящен познавательно-аналитическим задачам, что не часто встретишь в современной кинофестивальной практике.
Российские театральные фестивалиисключительно многообразны по своим целям и местам проведения. В советский период, когда театр не переживал столь глубокого кризиса, такого многообразия фестивалей не существовало. По-видимому, именно в трудностях театрального дела (нехватка финансов, сложности организации гастролей и др.) заключен один из подспудных механизмов их рождения.
Наиболее престижен и широко известен Национальный театральный фестиваль и премия «Золотая Маска». Существуя уже в течение 10 лет, он открыл любителем театра множество новых имен и разнообразное творчество коллективов разных российских городов.
Центром театральных фестивалей нередко выступает Москва, где их проводится сразу несколько за сезон. Например, летом 2005 г. в Москве проводился фестиваль «Этника», связанный со смотром театральных коллективов, обращающихся к этническому материалу, к показу традиций разных народов.
Есть также постоянные фестивали в Санкт-Петербурге — «Балтийский Дом», для ТЮЗов, для русских театров СНГ. В Белгороде постоянно проводится фестиваль «Артисты России — Щепкину»; в Вологде — «Голоса истории», в Брянске — «Славянские встречи». Кроме того, свои театральные фестивали проходят в Орле, Пскове, Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Рязани, Калуге и др.
Существует постоянный Международный театральный фестиваль тюркских народов «Навруз». Его коллективными организаторами с 1998 г. выступают федеральные органы культуры, Министерство культуры Республики Татарстан, Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства «Тюрксой», союзы театральных деятелей Российской Федерации и Республики Татарстан. В 2005 г. этот фестиваль проходил в Казани восьмой раз. Его участниками были театральные коллективы не только из городов России (Горно-Алтайска, Казани, Оренбурга и др.), но и из стран СНГ (Баку, Ашхабада, Бишкека и др)-
Музыкальные фестивали, смотры, конкурсы.Их цели, тематика, характер также свидетельствуют о широком диапазоне музыкальной
жизни России. Проводится множество смотров в области популярной (легкой) музыки и шоу-бизнеса (национальная премия «Овация», джазовые фестивали, фестивали рок-н-ролла и др.). Есть более серьезные музыкальные смотры, например Международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга».
В последние годы проводятся музыкальные мероприятия (фестивали, конкурсы), приобретающие альтернативный характер по отношению к ведущим тенденциям в области популярной музыки. В 2005 г. Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни «Это Родина моя» доказал огромный интерес молодых авторов, исполнителей и массовой аудитории к жанру, развитие которого в условиях постсоветского периода почти исчезло, так как связывалось преимущественно с официальной политикой в сфере досуга советского периода. На конкурс было подано 600 заявок, пришедших из разных российских городов. Отборочные туры также проходили в разных российских городах. Из названий песен («День без выстрела», «Белые поленья», «Мой Ленинград», «Дом родной», «Уголок России», «Великий Устюг» и др.) видно, что многие авторы патриотизм связывают прежде всего с малой родиной. Премии достались не только жителям Москвы и Санкт-Петербурга, но и участникам конкурса из Кургана, Тюмени, Томска, Уфы, Новосибирска, Пензы.
В стране немало любителей классических жанров, а также редких или даже исчезающих музыкальных стилей. Уже три раза проходил конкурс молодых исполнителей старинной (доромантической классической западноевропейской) музыки в так называемом аутентичном стиле.
В целом масштабные культурно-художественные фестивали, смотры, конкурсы являются праздничными, развлекательными мероприятиями. Вместе с тем они помогают преодолевать творческую разобщенность и ощущение кризиса искусства, объединять не только профессионалов, но и широкую публику. По географии проведения российских фестивалей и конкурсов можно судить, что культурная жизнь и досуг жителей провинции в новых условиях стали не такими усредненными, как ранее, а в некоторых отношениях даже более динамичными. Где бы фестивали ни проходили, они повсюду создают атмосферу общения с новыми талантами и налаживают диалог между разными группами аудитории, служат своеобразной творческой лабораторией для профессионалов. Фестивали и конкурсы на фоне заметного спада посещаемости Учреждений культуры в переходный период теперь собирают более многочисленные аудитории. Это свидетельствует о том, что диапазон худо-
Глава 4
жественно-досуговых потребностей граждан страны остается исключительно многообразным и богатым, что ставит совершенно определенные задачи перед организаторами досуга.
Конечно, фестивали, смотры, конкурсы не могут заменить повседневную художественную практику организации досуга российских граждан. Но в кризисных условиях фестивальные мероприятия способны восполнить те издержки в организации свободного времени, которые характерны для переходного периода.