Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в РБ
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:1)определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
2)правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
3)порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
4)порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
5)порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
6)порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
7)порядок выявления монопольных цен;
8)порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
9)порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
10)порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
№ 34 Общая характеристика рынков производственных ресурсов. К производственным ресурсам промышленных предприятий относятся следующие их виды: 1)природные ресурсы (земля, недра, вода и др.); 2)оборотные средства, в т.ч. материальные ресурсы; 3)трудовые ресурсы (человеческие ресурсы с их способностью производить блага); 4)капитал (источник собственных средств предприятия);5)предприимчивость (предпринимательская способность
людей к организации производства товаров и услуг); 6)результаты научно-технического прогресса.
В рыночной экономике каждый из отдельных видов ресурсовимеет свой рынок (рынок материалов, включает рынки топлива, металла, сырьевых ресурсов, а рынок труда включает рынки работников разных специальностей и т.д.). Потребителями производственных ресурсов являются преимущественно предприятия, осуществляющие производство различных благ. Под ограниченностью ресурсов понимается недостаточность имеющихся в распоряжении субъектов экономического оборота природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Эффективность традиционной экономической системы определяется практикой использования редких ресурсов.