Туризм как социально-экономическая система. Туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах
Туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
В основе системы туризма лежат две субсистемы:
· субъект туризма, т.е. турист — потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
· объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.
Под субъектом туризма понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Последние предоставляются ему в определенном месте или регионе, являющемся целью его путешествия. Существуют два подхода к понятию «туристский регион». В первом случае он характеризуется как географическая территория, имеющая определенные границы, в другом — как географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов.
Туристский регион — этотерритория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, курорт, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. ВТО определяет пять туристских макрорегионов:
· Европейский — страны Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);
· Американский — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;
· Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания;
· Южно-Азиатский — страны Южной Азии;
· Ближневосточный — страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.
Приведенная классификация свидетельствует о том, что выделение туристских регионов может в значительной степени отличаться от принятых схем географического районирования.
Предоставление услуг туристам в том или ином регионе обеспечивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы «объект туризма». Одни из них предлагают потребителям исключительно туристские услуги, для других же туризм является только одним из направлений их коммерческой деятельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристских услуг, объединенных единым целевым назначением, обеспечивается туристскими предприятиями (туроператорами и турагентами), чья деятельность служит исключительно туризму и составляет основу его существования. Туристские предприятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными организациями, предприятиями питания и т.д.), для которых оказание услуг туристам является в большинстве случаев только одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, обслуживающие все население туристского региона (предприятия торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительские учреждения и т.д.).
Совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и- потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма, получила название туристская индустрия.
В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия эффективного функционирования системы туризма. Указанные организации формируют туристскую политику и осуществляют на национальном, региональном и местном уровнях свою деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании имеющихся туристских ресурсов и обеспечении высокого качества обслуживания туристов.
Таким образом, субъект и объект туризма представляют собой основу его социально-экономической системы.