Портер путешествует по всему земному шару и дает консультации некоммерческим институтам, главам корпораций и государств
(World Busines)
Для раскрытия сути указанной концепции отметим, что фитма-потребитель приобретает товар ради получения выгоды в той или иной форме, например, в виде прибыли от его использования с целью его реализации (продажи) в составе другого товара.
Чтобы понять, какова ценность товара для фирмы-потребителя , рассмотрим сначала условный пример ее формирования для только появляющегося на рынке нового товара. Предположим, что фирма-производитель (А) начала выпускать товар Х, который преобретает фирма Б для изготовления товара Z и последующей его реализации. Допустим, что продажная цена товаров Х и Z составляет соответственно 10 и 100 денежных единиц.
Пусть со временем фирма А усовершенствовала товар Х и стала продавать его по цене 16 денежных единиц, а фирма Б повысила цену товара Z до 110 денежных единиц.
Легко видеть, что ценность усовершенствованного товара Х для фирмы-потребителя выше, чем ценность его прежней модификации, так как дополнительные расходы фирмы Б составляют 16-10=6 денежных единиц, а прирост ее доходов достигает 110-100=10 денежных единиц. Понятно также, что фирме Б будет выгодно приобретать товар фирмы А и по более высоким ценам – вплоть до 20 денежных единиц, когда дополнительные расходы фирмы Б точно сравняются с ее дополнительными доходами.
Очевидно, что это некоторая критически важная граница, которая предопределяет возможность или не возможность совершения сделки. Именно ее М. Портер и предложил назвать потребительской ценностью товара.
Потребительской ценностью товара является максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за нее.
Вернемся, однако, к рассматриваемому примеру. Что будет, если фирма А не доведет продажную цену своего товара до критической величины в 20 денежных единиц? В этом случае фирма-потребитель за меньшие деньги приобретет товар, представляющий для нее большую ценность. Соответственно, чем больше окажется разрыв между обеими величинами, тем выгодней для покупателя будет сделка и, следовательно, сильнее стремление приобрести товар.
Из последне констатации можно сделать вывод, что конкурентоспособность товара пропорциональна неоплаченной (или доставшейся фирме-покупателю даром) части потребительской ценности товара.
У каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для фирмы-потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной ею от использования товара дополнительной прибыли. Для фирмы-продавца она соответствует «запасу» конкурентоспособности ее товара, что показано на следующем рисунке.
При этом фирма-потребитель однозначно заинтересована в том, чтобы неоплаченная ею доля была как можно больше. Отношение же фирмы-продавца к этой величине двойственное. С одной стороны, она также выигрывает от ее больших размеров: значительный запас конкурентоспособности гарантирует, что будет куплен именно ее товар, а не продукция других фирм. С другой стороны, поднимая продажную цену и, значит, снижая запас конкурентоспособности, она непосредственно увеличивает свою прибыль.
Что именно предпочтет фирма-продавец - получить более высокую прибыль или увеличить запас конкурентоспособности - зависит от конкретной ситуации на рынке. Если она занимает близкую у монопольной позицию, то вполне вероятно, что цены будут предельно завышены, а запас конкурентоспособности упадет практически до нуля. Да он и не нужен фирме-производителю: в отсутствие выбора товар все равно купят у нее.
Напротив, на остроконкурентном рынке прибылью, скорее всего пожертвуют. Лучше какое-то время обходиться низкими доходами, а порой и работать в убыток, чем потерять свою реализованную нишу.
Между этими двумя крайностями существует множество промежуточных вариантов, когда фирма одновременно заботится и о прибылях, и о запасе конкурентоспособности.
1.3.6. Методы конкуренции
В прямой связи со способами повышения конкурентоспособности находятся и два основных метода ведения конкурентной борьбы - ценовая и неценовая конкуренция. Первая из них состоит в том, что конкурирующие фирмы старают ся привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Другими словами, при ценовой конкуренции фирмы наперегонки снижают издержки потребителя на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки. А значит, в конечном счете, повышают запас конкурентоспособности своей продукции.
На достижение той же конечной цели ориентирована и неценовая конкуренция. Но в этом случае фирмы-продавцы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др.
Вплоть до середины ХХ века из двух указанных методов конкуренции заметно преобладал ценовой. Затем ситуация начала изменяться и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, важнейшими субъектами конкуренции стали крупнейшие корпорации. Ценовые схватки между ними оказались невыгодными для всех участников. Дело в том, что каждая из крупных фирм обладает значительными финансовыми ресурсами и может долгое время продавать товары по заниженным ценам. Когда ценовая война наконец заканчивается и победитель, и побежденные бывают настолько истощены, что находятся на грани (или даже за гранью) банкротства.
Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики резко усложнились запросы потребителей. Это открыло простор для неценовой конкуренции - рынок начал благожелательно принимать многочисленные и разнесбразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, какими-то особыми свойствами товара и т.п.
В-третьих, выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже некоторого критического уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Скажем, хороший рекламный клип может стоить ровно столько же, сколько плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет более дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет лучшей идеи фильма, большей его доходчивости и т.д., то есть фактически бесплатно.
Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая конкуренция осуществима вообще без затрат -хорошая реклама или высокое качество товаров тоже стоят немалых денег. Но поле маневра у фирмы в этом случае шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента не лобовой атакой, расходуя на борьбу все больше денег, а с помощью лучших идей, более эффективного использования сильных сторон своих товаров.
Наконец, в-четввртых, в наше время ценовая конкуренция в большинстве стран, включая Украину, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости.
Путь стратегии фирмы в широком смысле понимается некая обобщенная модель действий, выявляющих преоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Свою задачу стратегия решает таким образом, чтобы фирма получила единое направление действий. Стратегия не дает конкретных указаний, как именно следует добиваться поставленных целей; это задача тактики, которая реализуется в планах действий, необходимых для достижения стратегических целей.
1.3.7. Базовые конкурентные стратегии
Рыночное поведение фирмы определяется ее конкурентной стратегией, главная цель которой состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ передругими оперирующими на рынке фирмами.
Достижение этой цели гарантирует фирме успех независимо от ее размеров и профиля. Компания может быть большой или маленькой, и в обоих случаях процветать. Может функционировать в передовой или отсталой отрасли... и процветать. Может вести обширные или ограниченные научные исследования... и, опять-таки, процветать. Ряд взаимоисключающих, но вполне приемлемых свойств легко продолжить. Просто любые или почти любые качества фирмы хороши или плохи не сами по себе, а в зависимости от того, соответствуют ли они оптимальной для фирмы стратегии поведения на рынке. Каких же основных стратегий придерживаются фирмы?
Каждая фирма, как и каждый человек, уникальна. Ее поведение рыночные преоритеты характеризуются некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических идей. Тем не менее выбор стратегии диктуется определенными правилами и, в первую очередь, зависит оттого, в рамках какого бизнеса - стандартного или специализированного - лежит рыночная ниша фирмы.
В первом случае компания занимается выпуском самых обычных, распространенных в данной экономике товаров. И тогда важнейшей характеристикой, определяющей содержание ее стратегии становится масштаб дела: от локального до глобального.
Во втором случае фирма сосредотачивается на производстве сравнительно редко встречающихся (или вообще отсутствующих) на рынке товаров. При этом она может либо пойти по пути адаптации к особым запросам рынка, например, учета пожеланий отдельных групп клиентов. Либо придерживаться противоположной линии - вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить сами эти требования. Например, создав невиданный, принципиально новый класс товаров или добившись радикальной перемены стереотипа поведения в потреблении определенной услуги.
Существует по меньшей мере четыре основных типа стратегии конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на РАЗНЫЕ условия экономической среды и РАЗНЫЕ ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. И все они нужны для нормального функционирования экономики.
На рынках действуют основные типы фирм, именуемые в виолентами, патиентами, коммутантами и эксплерентами. Эти названия восходят к теории типов конкурентных стратегий, которая впервые была предложена в 1935 г. советским-русским биологом Л.Г. Раменским и осталась в полном небрежении, пока чепрез 40 лет не была переоткрыта англичанином Дж. П. Граймом и не преобрела всемирную известность.
В теории конкуренции используется также и второй вариант классификации типов конкурентных стратегий – «звериный» ( фирмы-львы, лисы, мыши, ласточки и др.), автором которого является всемирно изсестный швейцарский эксперт Харальд Фризевингель.
Обе классификации хорошо сочетаются между собой и поэтому на равных используются в настоящем пособии.
Виолентная («силовая») конкурентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров. Три важнейших разновидности фирм-виолентов получили запоминающееся название "гордых львов", "могучих слонов" и "неповоротливых бегемотов".
Фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными кампаниями.
Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень качества) своих товаров. Причем забота о покупателе - не благотворительность со стороны гигантов-виолентов, нередко занимающих на рынке позицию монополиста. Она - следствие понимания ими законов массового спроса: плохой или дорогой товар такого спроса не порождает.
Патиентная (нишевая) конкурентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Свою рыночную силу компании-патиенты черпают в том, что их товары становятся в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы потребителей. Такая фирма старается не распыляться, контролируя небольшую часть обширного рынка, а завоевывает максимальную долю маленького рыночного сегмента. Свои, как правило, дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция.
Смысл этой стратегии состоит не просто в специализации, но в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции. Что заставляет патиентов узко очерчивать свою реализованную рыночную нишу? В первую очередь, конечно, стремление уклониться от прямой конкуренции с виолентами. Борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал. Зато в учете специальных запросов потребителя преимущества на стороне той фирмы, которая посвятила всю свою деятельность их изучению и удовлетворению. И здесь роли меняются - гигантский размер из достоинства превращается в недостаток, преимущество получают мелкие и средние фирмы. Не случайно фирмы-патиенты принято называть "хитрыми лисами" экономики.
Компании-лисы приносят на рынок разнообразие. Стремясь избежать схватки с гигантами, они выискивают и активно формируют специальные потребности, спасая экономику от обезличивающего гнета стандарта.
Коммутантная (приспособительская) конкурентная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного потребителя.
По своей природе спрос всегда имеет точечное, локальное происхождение: у данного потребителя в связи с такими-то обстоятельствами появилась надобность в том-то и том-то. Совпадение в общих чертах запросов больших групп или отдельных слоев потребителей плюс наличие технической возможности поставить их удовлетворение на поток создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но условия эти выполняются далеко не всегда. И тогда на сцену выступают коммутанты.
Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственного профиля.
Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов — словом, всего, чем сильны другие фирмы - приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) почти все равно, чем заниматься. Такая незаметность и даже безликость послужила основой присвоения коммутантам названия "серые мыши". Фирмы-мыши, однако, имеют и свойственные только этому типу фирм преимущества. Им легко идти на столь резкие изменения сферы предпринимательской деятельности, на которые другие фирмы неспособны. В свою очередь, повышенная гибкость становится источником силы коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленностью на получение прибыли и готовностью прибегнуть ради нее к любым средствам проявляется в деятельности коммутантов в наиболее чистой и законченной форме.
Эксплерентная (пионерская) конкурентная стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений.
Главный фактор силы эксплерентов связан с опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это послужило основанием для сравнения подобных фирм с "первыми ласточками", раньше других начинающими обживать землю после зимы. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально единоличного присутствия на нем.
Эпохальные изобретения не делают по заказу. Еще до начала разработок можно уверенно утверждать, что шансы на успех минимальны. Здесь-то и сказывается разница стратегий.
В массовом производстве, где подготовка выпуска нового товара стоит очень дорого, ошибки недопустимы и виолент старается избегать непроверенных прожектов. У пионерской компании - другая правда. Она верит, что реализация ее технических идей перевернет рынок... и в 85 случаях из 100 кончает банкротством (данные по США).
Но ведь в 15 случаях на долю эксплерента выпадает огромный технический и финансовый успех! Этого оказывается достаточно, чтобы привлекать в бизнес новых и новых фирм-ласточек.
В чистом виде, однако, наблюдать пионерскую стратегию в мире бизнеса крайне сложно из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удается достигнуть решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на полноценное предприятие. Американский экономист Дж.В. Вильсон говорит о них, как о "компаниях без активов, без продукции, без оборота и, несомненно, без прибыли" (цитируется по книге А.Ю. Юданова, с.79). А после долгожданного прорыва надобность в собственно пионерской стратегии отпадает: перед фирмой встают прозаичные задачи удержания доли на рынке, текущего улучшения товара, повышения рентабельности и т.д.
Словом, даже в самом удачном (и крайне редком) случае, когда эксплерент преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим новой рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться, перейдя к другому типу стратегии.
Каждая из охарактеризованных стратегий может быть единственной в конкурентной ориентации фирмы. Вместе с тем возможно и различное их сочетание, что ведет к понятию полистратегии как основы повышения гибкости и эффективности делового поведения фирмы.
Даже приведенного краткого обзора основных стратегий конкурентной борьбы, пожалуй, достаточно, чтобы убедиться в том, насколько реальный рынок далек от упрощенной картины "лобовой" конкуренции на выживание. Наблюдается не столько "война всех против всех", сколько сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов. Или, если угодно, ослабляющий конкуренцию раздел рынков. Только в данном случае основанный не на монополистическом сговоре, а на размежевании (дифференциации) ниш. Последняя состоит в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех его сегментах, где они сильнее конкурентов.
В приведенной ниже таблице дана сопоставительная характеристика фирм разного типа с указанием решающего фактора их силы в конкурентной борьбе.
В целом мир компаний напоминает не клубок ожесточенно грызущихся между собой созданий, а хорошо организованное сообщество, поразительно сходное с естественными, скажем, биологическими сообществами, где,каждый вид имеет свое особое место под солнцем.
Характеристики фирм | Типы фирм | |||
Виоленты | Патиенты | Коммутанты | Эксплеренты | |
Профиль производства | Универса-льное массовое | Специали-зированное | Универса-льное мелкое | Экспери-ментальное |
Размеры | Крупные | Крупные Средние Малые | Малые | Средние Малые |
Экономическая устойчивость | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
Расходы на НИОКР | Высокие | Средние | Низкие | Высокие |
Факторы силы в конкурентной борьбе | Высокая производи-тельность | Приспособ-ленность к особому рынку | Гибкость, многочис-ленность | Опережение в нововведе-ниях |
1.3.8. Варианты трансформации конкурентных стратегий
Подробное рассмотрение различных стратегий конкуренции, типов фирм, их придерживающихся, наконец, макроэкономических последствий функционирования всего сообщества компаний позволяет кратко рассказать о жизненном цикле фирмы - процессе ее естественного роста и о сопряженной с этим ростом последовательной смене конкурентных стратегий.
Дело в том, что, несмотря на приверженность экономистов биологическим аналогиям, в мире живого мышь всегда остается мышью и ни при каких условиях не может превратиться во льва.
В мире компаний маленькая фирма, верно избравшая свою линию поведения, напротив, может пробиться к вершинам бизнеса, совершив невиданное в биологии превращение.
Отправной точкой развития только что организованной компании, как правило, служит состояние коммутанта - "серой мыши" экономики.
Не обладая ни высокопроизводительным оборудованием, ни специальными познаниями, ни научно-техническими заделами, такая фирма, благодаря верному выбору сферы деятельности, может обеспечить себе устойчивое положение и достаточный уровень прибылей. Если компания окажется гибкой, то постепенно накопит капитал и станет увеличиваться в размерах.
Здесь, однако, ее поджидает первая опасность. Практика показывает, что механическое увеличение размеров, без соответствующего изменения стратегии ведет к краху. "Мышь-переросток" поэтому чаще всего обречена: ее ждет либо банкротство либо самоликвидация (прекращения существования по собственной инициативе), либо захват (поглощение) более сильным конкурентом.
Чтобы выжить и продолжить развитие, малой фирме надо вовремя превратиться в "хитрую лису" - специализированную компанию-патиента. Если фирма научится делать что-либо существенно лучше других, ей уже не страшны конкуренты. Как бы мощны они ни были, в избранной фирмой сфере специализации им с ней не сравниться.
Фирма патиент растет, укрепляется и занимает все большую часть своего рыночного сегмента. Здесь перед ней возникает второй барьер - ограниченные размеры избранной ниши. Чтобы продолжить рост, надо вторгнуться в сферу массового производства. В противном случае фирма патиент может оказаться жертвой (чаще всего захвата) сос стороны мощного виолента.
Превращение патиента в виолента - далеко не простой выбор. Ведь вне своей рыночной ниши "лиса" становится значительно более уязвимой для конкурентов. Обычно переход к массовому производству оканчивается благополучно, если избранная специализация оказалась очень перспективной. "Хитрая лиса" превращается в "гордого льва", т.е. в компа-нию-виолента, удовлетворяющую своей продукцией быстро растущий спрос на какую-то массовую разновидность товаров или услуг.
Впрочем, к состоянию "льва" есть и другой путь: рискованный и мало кому покоряющийся путь прорывного научно-технического прогресса. В случае успеха занятая такой деятельностью фирма-эксплерент не только избегает банкротства, которое наиболее характерно для «первых ласточек», но и оказывается на волне стабильно растущего спроса.
Далее эволюция фирмы продолжается в рамках виолентной стратегии. Динамичное состояние "гордого льва" постепенно сменяется ролью "могучего слона". Дело в том, что ни одна отрасль экономики не пребывает постоянно в состоянии взрывного роста. Наступает насыщение рынка. Чтобы не стать заложником судьбы единственного товара, фирма проникает во все новые сферы, стремясь везде занять доминирующие позиции.
Положение "могучего слона" очень устойчиво: компания пребывает в нем порой до столетия и даже дольше. Но возможна и дальнейшая - уже неблагоприятная эволюция - в направлении "неповоротливого бегемота".
Сохранив гигантские размеры, такая фирма-бегемот обрастает второстепенными производствами, становится малоуправляемой, окончательно утрачивает динамизм, а вместе с ним и прибыльность. Благодаря огромным размерам и мощи, все это не ведет к немедленному краху: действие развивается десятилетиями, картина меняется еле заметно, как в замедленном кино. Однако принципиальных выходов из этой ситуации лишь два. Либо избавление от неэффективных производств путем их ликвидации или распродажи (дезинвестиций) и возвращение к стадии "слона". Либо поглощение более удачливыми конкурентами, знаменующее конец истории фирмы.