Специфика взаимоотношений рынка и культуры: история и современность
Что роднит авторов двух толковых словарей - В.И. Даля и СИ. Ожегова, разделенных столетием, так это схожее определение словарынок, как площади в городах и селах для торговли съестными и другими припасами на воле (воздухе), как места съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням; место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах; торг, торжище, базар. Уместно вспомнить и поэта Велими-ра Хлебникова: «Сегодня снова я пойду// Туда, на жизнь, на торг, на рынок, // И войско песен поведу// С прибоем рынка в поединок» (42; 93).
Поединок рынка и песен, «творян» и «дворян», «изобретателей» и «приобретателей» (42; 13) насчитывает не одно столетие.
Садко, герой одной из древнейших былин в русском эпосе, презираемый всеми бедный гусляр, посрамляет купцов, сам становится богатым и начинает торговать. Но обогащается Садко не путем торговли, - он чудесным образом вознаграждается за свое искусство.
Беспечный, надеждами богатый герой «Разговора книгопродавца с поэтом» (32; 167—172) писал из вдохновенья, не из платы; но внемля полезной истине из уст книгопродавца: «Наш век - торгаш; в сей век железный//Без денег и свободы нет», поэт соглашается с его советом афористически, на все времена: «Не продается вдохновенье,// Но можно рукопись продать». Примиряюще предлагает: «Вот вам моя рукопись. Условимся».
В глаголе «условимся» как раз и заключена функция рынка как сферы товарного обращения, товарооборота. А.С. Пушкин эту сферу чувствовал и, вслед за стихами, обращенными к Н.С. Мордвинову, честнейшему русскому экономисту, реформатору отечественной финансовой системы ("Ты зорко бодрствуешь над царскою казною»), поэт отчеканил двухстороннюю рыночную медаль «Золото и булат» (32; 229):
«Все мое», - сказало злато;
«Все мое», - сказал булат,
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат.
Обращаясь через столетие к братьям-писателям, В.В. Маяковский продолжит противостояние рынка и творца песен в «Разговоре с фининспектором о поэзии». С 1925 г. люди свободных профессий, торговцы, частники, предприниматели должны были ежегодно подавать заявления (декларации) о своих доходах за год. Уклонившиеся от подачи деклараций под-
вергались штрафам. Всего лет десять назад Маяковский мог представить для себя такую альтернативу:
«Лучше лавочку открою. // Пойду на биржу. //Тугими бумажниками растопырю бока. //Пьяной песней//душу выржу// в кабинете кабака».Те-перь поэт с горечью констатирует инспектору Мосфинотдела: «В ряду имеющих лабазы и угодья // и я обложен и должен караться.// Вы требуете с меня пятьсот в полугодие // и двадцать пять за неподачу деклараций» (21;279). Поэт, труд которого «любому труду родствен», вынужден обретать экономические познания и грамотно использовать терминологию экономики культуры, убедительно доказывая фининспектору, «сколько я потерял,//какие издержки в моем производстве // и сколько тратится на материал». В его стих, помимо издержек и материала, грамотно ложатся такие термины, как вексель, мелочишка, тариф, аванс, займы, растрата, заработок, накладные расходы, налог, имущество, амортизация, долг (21;279~ 286). Высчитав действие своих произведений во времени и разложив причитающийся заработок на триста лет, поэт - двигатель пера и вечный должник вселенной, в случае несогласия гордо предлагает фининспекторам: «А если вам кажется, что всего делов — // это пользоваться чужими словесами, // то вот вам, товарищи, мое стило, // и можете писать сами!» (21;286).
И тут мы приближаемся к очевидному выводу, что экономическая теория и социально-культурная сфера (живопись, скульптура, музыка, литература, театр, эстрада, цирковое искусство, промышленная эстетика, музееведение, охрана памятников культуры, библиотечное дело, образование, просветительство, медицина) относились друг к другу с взаимоотчуждением. Производство книг, холста, различных красок, музыкальных инструментов, лекарств и т.п. привлекало внимание экономистов; зато гениальность текста в отличие от цены бумаги и переплета, качество картины в отличие от краски и холста, талант педагога или исполнителя в отличие от бутафории и декораций не всегда считались достойным предметом экономического анализа.
Меркантилисты (от итальянского mercante- торговец, купец) в XVII в. главной целью ставили приумножение казны за счет роста промышленного производства и активного платежного баланса, а богатство страны связывали с максимальным накоплением благородных металлов.
Физиократы (от греческогоphysis - природа и kratos - власть) в XVIII в. считали сельское хозяйство единственной сферой, создающей национальное богатство, а потому достойной внимания в общественном воспроизводстве.
Адам Смит, создатель общей теории рынка, так объяснял механизм саморегулирования рыночной системы: "Мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар и булочник благосклонны к нам, а потому, что они заботятся о собственной выгоде... Каждый индивидуум все свое необходимое время прилагает усилия к тому, чтобы изыскать наи-
более выгодное применение любому капиталу, которым он располагает. Стремясь извлечь из этого производства продукт наибольшей стоимости, он преследует только свою собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука, ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями» (35;33). Идея невидимой руки рынка, направляющей деятельность предпринимателей, наделенных божьей искрой, на то, чтобы они, добиваясь личного благополучия, приносили общественную пользу, явилась классическим вкладом А. Смита в экономическую науку.
Таким образом, конкурентно-рыночный механизм -это сложное единство и взаимодействие производства, капитала и предпринимательства, всех материальных и нематериальных факторов, организм с плотью и душой. Последняя (душа) отражает интересы, стремления, закономерности функционирования и развития общественной системы организации производительных сил.
А.Смит, профессор нравственной философии, считал производительным лишь тот труд, который производил ценности в вещной форме. Писатели, актеры, музыканты, оперные певцы, танцовщики, живописцы, а также священники, врачи, юристы, ученые и другие создатели национального богатства в форме духовных ценностей, в отличие от помянутых мясника, пивовара и булочника, создателей ценностей в вещной форме, составляли, по мнению А. Смита, сословие непроизводительных работников. К. Маркс называл производительным только того работника, который служит самовозрастанию капитала, одного из главных факторов (ресурсов) производства. Не в этом ли убеждении причина того, что словосочетание «духовные ценности» непереводимо в большинстве европейских языков, а их творцы зачастую подвергались и подвергаются остракизму и материальным лишениям?
Сами художники нередко успокаивают себя убеждением, что к миру экономики (меркантилизму) их творчество имеет отдаленное отношение, да и кто способен оценить вклад творца в культуру?.. В общественное сознание десятилетиями внедрялся тезис о несовместимости истинного искусства с презренным металлом. Заслуги, мол, обратно пропорциональны вознаграждению. А потому лишения неизбежны: чем больше шрамов, тем больше чести.
Подобные взгляды деятелей культуры на самих себя позволили и позволяют до сих пор распорядителям финансовых средств экономить затраты на социально-культурную сферу, а самих творцов и проводников культуры помогают убедить: безропотно пребывайте в состоянии подчиненности, безвестности, нужды. Насилие над экономикой культуры, в конечном счете, оборачивается насилием над самой культурой. Когда же игнорируются экономические законы, их замещает произвол. Следует согласиться с мнением, что руководящие ведомства более всего пекутся о чистоте искусства, вкладывая в это свой бюрократический смысл, ос-
нованный на бедности и бесправии духовной сферы (33;324). Управлять материально и творчески состоятельными театрами или концертными организациями, народными художественными промыслами или исследовательскими учреждениями в социально-культурной сфере, несравненно труднее.
Но ведь именно человек как главная производительная и творческая сила общества оживляет, приводит в действие вещественные факторы производства: капитал и экосферу. Зрительно ощутимые очертания и границы воздействия на производство принимает понятие человеческого капитала (2;180-189), которое включает врожденные способности и талант, приобретенную квалификацию, а также образование, способствующее развитию качеств, превосходящих природные задатки. Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке как объекте инвестиций способности приносить доход в процессе творческой социально-экономической деятельности.
Слово предприниматель в русском языке первоначально звучало как «антрепренер» (от фр. - entrepreneur - владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия). И это не случайно. Каждый творец духовных ценностей (творянин, по Б. Хлебникову) - по натуре независимый предприниматель, способный самостоятельно удовлетворить свои интересы, отстоять достоинство художника, не подчиняясь с готовностью целям крупной фирмы - производителя. Отклики во всем мире вызвало естественное превращение Яна Флеминга, создателя Джеймса Бонда, в компанию с ограниченной ответственностью в составе одного человека (7; 94). Подобно этому, композиторы, драматурги, режиссеры, живописцы, скульпторы, пианисты, литераторы, педагоги, дизайнеры нередко действуют практически как фирмы, состоящие из одного или нескольких человек. В мелкой фирме в условиях менее жесткой дисциплины имеется больше возможностей для самоутверждения личности, для удовлетворения спроса потребителей с более развитым вкусом в области искусства.
Известно, что рынок для новаторских работ в искусстве почти всегда мал, и расширение спроса происходит по мере развития вкуса. Зрительские реакции по природе консервативны и лишь со временем претерпевают изменения. Но во все времена находятся ценители того, что отвергают другие. Такой рынок, на котором стоимость играет второстепенную роль по сравнению с качеством художественного достижения, вполне подходит для отдельного человека или мелкой фирмы.
Танцевальные группы, ансамбли народной музыки, рок-группы и т.п. выступают как независимые товарищества, прибегая к помощи крупных организаций в поисках рынка для себя и для продукта своего творческого труда. Подобные формы в сфере исполнительского мастерства не исключают случаев, когда дисциплина организации сама носит артистический характер, например, в симфоническом оркестре, балетной труп-
пе, цирковом, театральном или музейном коллективе. Немногие отраслевые фирмы — киностудии, телевизионные компании, крупные рекламные агентства - по своему предназначению объединяют деятелей культуры в довольно сложные организационные структуры, порой нивелирующие индивидуальные способности человека или эксплуатирующие их в ущерб таланту, но одновременно осведомленные о том, в необходимости приобретения каких товаров и услуг можно убедить массового потребителя. Крупные фирмы в сфере культуры берут на себя предоставление технических средств для производства, реализации, демонстрации и распространения продукции мелких товариществ экономически выгодными сериями. Наиболее яркий тому пример - концерн вокруг Стивена Кинга, мастера литературных ужасов.
Зачастую существование мелких фирм поддерживается крупными фирмами, нуждающимися в талантливых людях, работающих у мелких предпринимателей в социально-культурной сфере, но которых они сами не могут нанять. Так, крупные производители одежды покупают модели у мелких художников - модельеров; автомобильные компании ищут помощи у талантливых художников по тканям. Дюпон обращается к мелким фирмам в Париже и Нью-Йорке с целью разработки образцов тканей. Мелкая фирма, в которой творческая личность играет доминирующую роль, может таким образом извлечь преимущества из особенностей потребительского спроса на работу того или иного деятеля культуры.
Спрос на работу художника становится значительным и растущим. Современный товарный оборот рынка определяется не только техническими качествами продукта труда или эффективностью его производства, но и достоинствами художников, занимавшихся его оформлением. На этом держатся многие сектора рыночного потребления.
Уместно вспомнить «Дешевую распродажу» В.В. Маяковского, его уверенность как художника: «Сколько лет пройдет, узнают пока - //кандидат на сажень городского морга - // я //. бесконечно больше богат, // чем любой Пьерпонт Морган» (21; 91).
Расходы на культуру в прошлом были одним из наиболее распространенных проявлений национального и частного богатств. Тот же художник всегда имел основания претендовать на государственные субсидии или средства заказчика - патрона, или на покровительство частных лиц.
Принято выделять основные типы социокультурных институтов поддержания духовного производства в разные эпохи (10;307):
1) государственный, подчиненный централизованному аппарату власти;
2) церковный, опирающийся на поддержку религиозного института;
3) меценатский, или патронажный, при котором материально состоя
тельные люди финансировали творцов в социально-культурной сфере;
4) ремесленный, когда предмет прикладного или монументального
искусства изготовлялся на местный рынок или на заказ;
5) коммерческий, определяемый рыночными отношениями;
6) самообеспечение социально-культурной сферы через самостоятельные институты ( церковь, образование, творческие союзы, индустрия досуга и др.).
Несмотря на сохранение непреходящего и возможно возрастающего значения достижений в социально-культурной сфере для отдельного человека и домашнего хозяйства, современное общество более всего ориентировано на предложение стандартных материальных благ.
Культура как главная опора отдельного человека и мелкой фирмы составляет все более значительную часть экономической жизни. Хотя недостаточное развитие социально-культурной сферы не причиняет таких лишений, как, скажем, падение уровня жилищного строительства или продовольственного обеспечения, несбалансированность материального и духовного преуспеяния, искажение приоритетов развития в обществе столь же ощутимы, как ненормальность объединения греховного с праведным.
2.2. Определение исодержание конкурентно-рыночного механизма
Рассмотрев специфические особенности сферы культуры и ее трансляционную роль, вернемся к определению рынка как системы экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также движения денежных средств. Если ставить во главу угла отдельного потребителя, домашнее хозяйство, фирму, то рынок при таком определении представляется наблюдательным пунктом, с которого мы в качестве производителей или потребителей, покупателей и продавцов совершаем выбор, имеющий серьезные последствия для всей нашей экономической жизни.
В условиях рыночной системы каждый из людей обладает экономической активностью, свободно отвечая акцией действия на возможности, которые нам предоставляет рынок (или отсутствие таковых). Не повинуясь сложившейся традиции или чьей-либо команде, человек в рыночной системе может не только свободно выбирать себя работу по собственному усмотрению, но и должен искать ее вокруг себя. "Какой контраст с крепостными или скованными традицией ремесленниками, которые лишь с великим трудом могли переменить место или вид работы! - восклицают профессора У. Хайлбронер и Л. Тароу. - В рыночной системе каждый свободно может купить или продать..." (41;12).
Прервем американских авторов и обратимся к Ф.М. Достоевскому, к его "Зимним заметкам о летних впечатлениях", 1863 год:
"Что такое liberti? - Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно» (30;187).
Чтобы поставить точку в невольном диспуте по поводу рыночной свободы, прислушаемся к суждению еще одного американского профессора, Курта Ф. Флекснера, считающего свободное стремление без всяких ограничений к удовлетворению эгоистических, безответственных интересов, иллюзией, которой живет большая часть мира. Подобный узкий подход к жизни, свойственный традиционным рыночникам, основан на вере в то, что естественный закон, принявший форму свободного рынка, может автоматически создать социальную гармонию и привести к прогрессу человечества (40;192).
После выхода в свет и широкого признания теории Дж.М. Кейнса (1883— 1946), система рыночного воспроизводства не считается саморегулирующейся. Поддерживать экономику на уровне полной или почти полной занятости, обеспечивать ее неуклонный рост может только протекционистское вмешательство государства в интересах большинства населения.
Суть современной неоклассической системы сводится к тому, что люди получают свой доход главным образом от производительной деятельности, измеряемой величиной валового национального продукта (ВНП). Распределяя этот доход между различными благами и услугами, к которым имеется доступ на рынках в соответствии с покупательной способностью, каждый индивид выражает свои желания, формируемые под влиянием данной культуры. Воля отдельного человека, соотнесенная с уровнем его социально-культурных потребностей, передается рынком производителю наряду с аналогичным выражением воли других людей. Чем сильнее желание, воля удовлетворить ту или иную потребность, тем выше соответствующий уровень рыночной цены. Мотивация производителя в сфере культуры происходит при этом за счет перспективы получения максимальной прибыли за неопределенный период времени. Таким образом, рыночная экономическая система отдает себя в полное распоряжение индивидуального потребителя, функционирует в соответствии с его волей и покупательной силой ислужит основой демократического, неавторитарного общества (7;36-39).
Рыночный механизм предназначен для того, чтобы свести вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков конкретного товара или услуги).
Национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические агенты, субъекты рынка - продавцы и покупатели. В этой роли выступают домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница. Объектами рынка являются основные факторы (ресурсы) производства: труд, капитал, экосфера и предпринимательство, а также произведенная продукция (товары и услуги).
Рыночная система отношений добровольного обмена между потребителями и производителями (предпринимателями) основана на использовании денег в качестве особо ликвидного товара, выполняющего роль все-
общего эквивалента и обеспечивающего эффективное решение социально-экономических проблем.
Современные рынки можно классифицировать по следующим признакам:
♦ по общественному разделению труда (местный рынок, нацио
нальный, международный);
♦ по формам собственности (частный, кооперативный, государственный);
♦ по объектам рыночного хозяйства (товарный, денежный);
♦ по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспорт
ный, импортный);
♦ по видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок
несовершенной конкуренции).
Конкуренция (от позднелат. сопсипеге- сталкиваться) - неотъемлемый элемент рынка. В условиях экономической свободы, самостоятельности и независимости субъектов экономических отношений, она порождает мощные мотивационные стимулы, в первую очередь, к получению максимальной прибыли, но не исключает и банкротства. Как составляющая рыночного механизма и способ хозяйствования, конкуренция в реальности осуществляется в двух аспектах: внутриотраслевом, то есть в связи с аналогичными производствами, и в межотраслевом - между производителями, действующими в качественно различных отраслях национальной экономики.
Если функции объектов культурных потребностей одинаковы или сходны, то появляется возможность не только их взаимозаменяемости, но и определенной между ними конкуренции. Только те объекты, которые способны заменять друг друга с точки зрения удовлетворения определенной культурной потребности (к примеру, молодежная дискотека или детские аттракционы), могут быть конкурентноспособными.