Реакция покупателей на изменение цены

Величина Характер Поведение покупателей
Ed спроса Если цена снижается Если цена возрастает
Ed = ¥ Совершенно эластичный Повышают объем закупок на неограниченную величину. Снижают объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара).
1 < Ed < ¥ Эластичный Значительно повышают объем закупок (спрос растет более высокими темпами, чем снижается цена). Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена).
Ed = 1 Единичная эластичность Спрос растет с тем же темпом, что и падает цена. Спрос снижается с тем же темпом, что и растет цена.
0 < Ed< 1 Неэластичный Темп роста спроса меньше темпа снижения цены. Темп снижения спроса меньше темпа роста цены.
Ed = 0 Совершенно неэластичный Совершенно не изменяется объем закупок. Совершенно не изменяется объем закупок.

/Свойства эластичности см. Макконнелл К., Брю С. Экономикс т.2 – гл 22 с. 17-18/.

Факторы, определяющие ЭСЦ:

1. Степень необходимости данного товара для потребителя. /Чем больше необходим товар потребителю, тем меньше абсолютная величина показателя эластичности, жестче спрос на него. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

2. Степень заменяемости данного блага, т.е. количество заменителей. Чем больше заменителей, тем выше эластичность

Например, для больных диабетом спрос на инсулин абсолютно не эластичен. Игрушка для ребенка Þ огромный выбор игрушек. Спрос высокоэластичен.

3. Объем товарной группы (величина). Чем больше рассматриваемая товарная группа, тем менее эластичен спрос.

Например: изделия из муки (заменителей почти нет).

Ø а если рассматривать только белый хлеб, (то спрос эластичнее, гибче)

Ø а если об определенном сорте белого хлеба (спрос еще более эластичный)

Ø а если географически – белый хлеб в булочной на углу (уже граница определяет товар, поэтому эластичность становится еще гибче, т.е. выше)

4. Удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете потребителя. Чем больше денег потребителя тратится на данное благо, тем эластичнее спрос. Кроме того, имеет значение размер дохода. Одна и та же сумма при большом доходе составила бы малую долю бюджета, а при низком доходе ¾ значительную. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким доходом меньше, чем с низким.

5. Фактор времени, в пределах которого принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке менее эластичен, чем за длинные периоды времени. /См. подробнее учебник Д. Хаймана Современная микроэкономика: анализ и применение. ч.1 – Гл. 5 § 2,3 с. 143-153./

На рынке могут сложиться ситуации, когда ЭСЦ перестает быть отрицательной величиной, принимает положительное значение – это называется эффектом Гиффена.

1 ситуация складывается на рынках, где торгуют товарами первой необходимости /соль, спички, хлеб и.т.д./. Количества этих товаров мало связаны с их ценами. Коэффициент эластичности спроса по цене близок к «0». Это товары неэластичного спроса. Свойства таких товаров ставят в привилегированное положение производителей таких товаров. Поэтому в большинстве стран мира цены указанной продукции, а порой и ее производство находится под жестким контролем государства. Они входят в круг естественных государственных монополий.

2 ситуация возникает на рынках, заполненных товарами, потребность в которых уже насыщена. Поэтому даже снижая цену, производитель может испытать падение спроса.

3 ситуациявозможна на рынках продовольственных товаров в странах с низким уровнем экономического развития. Поэтому даже если цены на продукты питания повышаются, то при небольшом выборе, это ведет к увеличению спроса, так как покупатель отказывает себе в покупке других товаров.

4 ситуация возникает в инфляционной экономике, где инфляционные ожидания повышают спрос, который в свою очередь повышает цены, что приводит к еще более ажиотажному спроса.

Вопрос 7. Перекрестная эластичность спроса по цене (ПЭС) – измеряет процентные изменения в количестве купленного товара х в ответ на каждое 1 % изменение в цене какого-то другого товара у.

Реакция покупателей на изменение цены - student2.ru
Экономический вид формулы ПЭС:

Математический вид формулы ПЭС:

 
  Реакция покупателей на изменение цены - student2.ru

Основные формы перекрестной эластичности:

(а) Положительная – свойственна взаимозаменяемым товарам.

(б) Отрицательная – для взаимодополняемых товаров.

(в) Нулевая – для товаров, не являющихся ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми.

Эластичность спроса по доходу:

(ЭСД) – измеряет чувствительность объема покупок потребителя к изменениям в его доходе.

Экономический вид формулы ЭСД:

 
  Реакция покупателей на изменение цены - student2.ru

Математический вид формулы ЭСД:

Основные формы эластичности спроса по доходу:

· Если положительная величина, то увеличение в доходе сопровождается увеличением объема покупок, это спрос на нормальные качественные товары.

· Если Ei ¾ отрицательная, то речь идет о некачественных товарах. При уменьшении дохода, объем покупок возрастает.

· Если Ei = 0, то объем спроса не чувствителен к изменению дохода. Это товары первой необходимости.

· Если Ei » 1 – это товары повседневного спроса

· Если Ei > 1 – это товары длительного пользования.

Зависимость между доходами покупателей и структурой потребительских расходов исследовал немецкий статистик Энгель в ХIХ столетии.

1 закон Энгеля гласит: чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего ранга. Таким образом, видно, что такой показатель, как эластичность спроса, служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам. Но этот же инструмент может быть использован и для анализа предложения.

 
  Реакция покупателей на изменение цены - student2.ru

Вопрос 8. Эластичность предложения – это чувствительность производителя к каким-либо изменениям и прежде всего цены. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности.

Эластичность предложения по цене:

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы.

1. Цены других товаров (в т.ч. ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

2. Фактор времени.

Различают 3 временных периода.

- кратчайший период – предложение абсолютно не эластично по цене, так как производитель не успевает отреагировать на изменения цены.

- краткосрочный период – предложение становится более эластичным, так как у производителя появляется возможность что-либо перестраивать в процессе производства, более интенсивнее вести хозяйство.

- долгосрочный период – предложение абсолютно эластично, так как производитель имеет возможность изменить масштаб производства, т.е. когда все используемые факторы изменяются в одной пропорции.

Кривые предложения в различные периоды:

· мгновенный (кратчайший) JS;

· краткосрочный (SS);

· долгосрочный (LS).

 
  Реакция покупателей на изменение цены - student2.ru

/См. подробнее в учебнике Макконнелл К., Брю С. Экономикс т. 2 гл. 22, с.21-23.

3. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и.т.д.) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

4. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

5. Технологические особенности налаживания производства определенного товара.

Вопрос 9. Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет практическое значение.

во-первых, при определении рыночной стратегии фирмы (повышать цену, понижать цену, изменять объемы и т.д.).

Таблица 2.

Наши рекомендации