Тема 14. Экономическая политика в открытой экономике. Проблемы переходной экономики 6 страница
Эссе
А. В течении ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· По данным Института экономики переходного периода доля бартера в основных отраслях экономики снизился с 1996 по 2000 год в 2-3 раза и составляла в электроэнергетике – 4%, черной металлургии – 17%, цветной металлургии – 31%, стройиндустрии – 22%, легкой и пищевой промышленности – по 14%. То есть доля бартерных сделок, хотя и сохранилась на более высоком уровне, чем в развитых рыночных экономиках, но не является больше преобладающей.
· Какие причины, по вашему мнению, вызвали эти благоприятные сдвиги? Вспомните основные факторы бартеризации российской экономики. Сохранили они свое значение в настоящее время или их действие слабеет? Или, возможно, какие-то факторы даже усиливаются?
· Как влияет на упомянутые процессы современная государственная экономическая политика?
· Какое воздействие оказывает начавшийся экономический подъем?
· Какую роль играет укрепление рыночных институтов? Продумайте какие конкретные события последних лет наиболее важны в этом отношении: укрепление договорной дисциплины, совершенствование законодательства, другие сдвиги. Почему именно они оказали влияние на падение бартеризации.
· Возможен ли новый взлет бартерных отношений на базе использования современных технологий (например, прямого обмена через Интернет)?
Б. Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Какое значение имеет соотношение тезаврации и кредитного накопления для развития страны? Какой из этих вариантов реализации функции накопления характерен для современной России?
· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?
· Обдумайте факторы, толкающие население к тезаврации. Могут ли государственные гарантии увеличить приток денег в банки?
· Нужны ли дополнительные гарантии государства, если основная масса вкладов населения итак лежит в принадлежащем государству Сбербанке России?
· Какие минусы может повлечь введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?
· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощрят ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?
· Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 19
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем состоит сущность кредита?
2. Каковы его принципы?
3. Какие основные формы кредита Вы знаете?
4. Опишите структуру банковской системы современной России.
5. В чем заключается роль Центрального Банка?
6. Пропорции товарной и денежной массы на рынке.
7. Что такое спрос на деньги? Что он в себя включает и от чего зависит?
8. Что такое предложение денег? Какими факторами он определяется?
9. С помощью каких инструментов кредитно-денежной политики государство регулирует предложение денег?
10. Опишите равновесие с помощью модели IS - ML.
11. Что имеется ввиду под ликвидной и инвестиционной ловушками?
Б. Заполните следующие таблицы:
Сравните две основные формы кредита
Коммерческий | Банковский |
Заполните свободные клетки.
Денежные агрегаты
МО | |
М1 | |
М2 | |
М3 | |
Квази-деньги |
Нарисуйте график спроса и предложения денег
В. Выпишите определения следующих понятий и категорий:
Кредит-
Процент-
Номинальный процент-
Реальный процент-
Денежная масса-
Формула Фишера-
Ликвидность-
Предпочтение ликвидности-
Учетная ставка-
Норма обязательных резервов-
Операции на открытом рынке-
Денежный мультипликатор-
Тесты и задачи
1. Наиболее сильное воздействие на экономику оказывает следующий инструмент кредитной политики:
а) изменение ставки минимальных резервов;
б) изменение ставки процента ЦБ;
в) изменение размера государственных расходов;
г) политика открытого рынка.
2. Согласно уравнению обмена, изменения в предложении денег могут влиять:
а) только на скорость обращения денег;
б) на цену и реальный выпуск;
в) только на реальный выпуск и занятость;
г) только на уровень цен.
3. В нерегулируемой банковской системе будут иметь место следующие тенденции:
а) процентные ставки не будут изменяться вместе с изменением уровня денежного предложения;
б) денежное предложение будет одинаково увеличиваться все время;
в) денежное предложение будет уменьшаться во время спада;
г) денежное предложение будет увеличиваться во время спада.
4. Если власти хотят уменьшить значение денежного мультипликатора, они:
а) уменьшают резервную норму;
б) увеличивают резервную норму;
в) увеличивают банковские резервы;
г) не сделают ничего из вышеперечисленного.
5. Политика дешевых денег считается не достигшей успеха, если:
а) кривая денежного спроса сдвигается влево;
б) кривая инвестиционного спроса сдвигается влево;
в) график сбережений падает вниз;
г) кривая инвестиционного спроса сдвигается вправо.
6. Политика дешевых денег передвигает:
а) кривую совокупного спроса вправо;
б) кривую совокупного спроса влево;
в) кривую совокупного предложения вправо;
г) кривую совокупного предложения влево.
7. Двое близнецов имеют совершенно одинаковые доходы и состояния. Но у оного из них половина состояния - наличные деньги, а половина - ликвидные государственные облигации. У другого 9/10 состояния - наличные деньги, а остальное - неликвидные государственные облигации. Будет ли различаться их спрос на товары?
8. Равновесие на денежном рынке установилось при следующих условиях: а) предложение денег (Мs) - 500 млрд. руб.; б) процентная ставка (r) - 10%. Как изменится положение на денежном рынке, если процентная ставка снизится до 8%? Эластичность спроса на деньги в данном интервале - 1,5. Каким образом восстановится равновесие на данном рынке?
9. Как изменится денежное предложение в результате следующих действий:
а) 2 млн. руб., находящиеся на текущих счетах, переведены на срочные счета.
б) Центральным банком на аукционе приобретены государственные краткосрочые облигации на сумму 20 млн. руб. При этом 5 млн. руб. внесено наличными, а остальное оплачено чеками.
10. Имеются следующие данные о состоянии денежного сектора: текущие (чековые) депозиты составляют 536,9 млрд. руб.; обязательные банковские резервы 55,6 млрд. руб.; избыточные резервы коммерческих банков 30 млрд.; наличные деньги в обращении 183,5 млрд. руб. Определить:
а) величину денежного агрегата М1
б) денежную базу
в) нормы обязательных резервов
г) величину мультипликатора денежной базы.
Эссе
А. Состояние денежного рынка в России
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Особенности операций российских коммерческих банков.
· Структура денежной массы в России и на Западе.
· Как может воздействовать денежно-кредитная политика на объем национального производства? Удается ли эта политика в России?
· Сравните марксистские формулы количества денег, необходимых для обращения и формулу Фишера. В чем их принципиальное сходство и отличия?
· Что произойдет, если правительство попытается занимать деньги для финансирования большого бюджетного дефицита, а Центральный банк в это время решает проводить «жесткую» денежную политику, направленную на сокращение денежной массы?
· Допустим, денежный рынок находился первоначально в состоянии равновесия, а затем произошло увеличение денежного предложения. Каков будет устанавливаться новая равновесная ставка процента? Каково воздействие денежного предложения на уровни производства, занятости и цен?
Б. Проблемы связанные с политикой проводимой Центральным банком
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Центральный банк решает сократить денежное предложение. Что произойдет с выпуском продукции в результате адаптации экономики к новой величине денежного предложения, если экономика находится на кейнсианском участке кривой совокупного предложения?
· Как изменится денежное предложение, если со счета в банке будет снята и переведена в наличность определенная сумма денег. При ответе рассмотрите непосредственные и конечные результаты указанных действий.
· Центральный банк решает использовать политику «дорогих денег» для ограничения инфляции. Покажите с помощью известных Вам моделей сущность этой политики.
· Центральный банк покупает на отрытом рынке государственные бумаги стоимостью 1 млн. ден. ед. Все вырученные деньги поступают на счет продавца в банке. Покажите, каким будет непосредственное влияние этой операции на объем денежной массы и какие дальнейшие изменения будут иметь место в этом случае? Что произошло бы в случае, если все деньги продавец ценных бумаг получил наличными?
· При проведении экспансионистской фискальной политики государство стремится нейтрализовать «эффект вытеснения». Каким образом это можно сделать с помощью денежно-кредитной политики? Как в этом случае должно выглядеть предложение денег?
· К каким последствиям может привести увеличение денежного предложения:
а) в случае предварительного объявления о дополнительной эмиссии
б) при внезапном увеличении массы денег в обращении.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 20
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда по сравнению с традиционным разделением труда?
2 .Какова сущность процесса глобализации? Ее главные направления.
3. Почему вывозится капитал в современных условиях? Каковы мотивы? В каких формах происходит вывоз капитала?
4. Что такое транснациональные корпорации и банки? Каковы критерии.
5. Что представляет собой международный трансфер технологий?
6. Как Вы можете определить понятия "открытая" экономика и "закрытая" экономика?
7. В чем состоит экономическая политика протекционизма? Сравните ее с принципами свободной торговли.
8. Рассмотрите основные положения теории сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо как теоретическое обоснование либерализации международной торговли.
9. В чем выражается неравномерность развития национальных экономик? Можно ли рассматривать это явление как закономерность развития мирового хозяйства?
10. Опишите структуру платежного баланса.
11. В чем состоит проблема внешнеэкономического равновесия?
12. Дайте понятие валютного курса и паритета покупательной способности.
Б. Заполните свободные клетки
Формы международного разделения труда
Общее | |
Частное | |
Единичное |
Приведите доводы в пользу
Свободной торговли | Протекционизма |
Каким образом изменение стоимости валюты может сказаться на следующих объектах?
Стоимость валюты растет | Стоимость валюты снижается | |
Потребители | ||
Отрасли, работающие на импортном сырье | ||
Экспортные отрасли | ||
Отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортными товарами |
В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.
Глобализация-
Интернационализация-
Международное разделение труда-
Абсолютные преимущества -
Относительные преимущества-
Протекционизм-
Свободная торговля-
Либерализация международной торговли-
Платежный баланс
Валютный курс-
Фиксированный валютный курс-
Плавающий валютный курс-
Режим конвертируемости-
Девальвация-
Ревальвация-
Паритет покупательной способности-
Тесты и задачи
1. Темп инфляции в стране А равен 9%, а в стране В - 5%. В стране А ставка процента равна 12%. Какова должна быть ставка процента в стране В, чтобы между этими странами не было перелива капитала.
2. При прочих равных условиях ревальвация валюты:
а) уменьшает международную стоимость валюты;
б) уменьшает процентную ставку;
в) увеличивает ЧВП;
г) уменьшает чистый экспорт;
д) увеличивает чистый экспорт.
е) не меняется;
ж) меняется так же, как и процентная ставка по облигациям.
3. В течение длительного периода страна А имела более высокий темп инфляции, чем ее основные хозяйственные партнеры. Отразите возникшие вследствие этого в данной стране изменения, заполнив нижеприведенную таблицу.
Показатель | Растет | Снижается | Не меняется | |
1. | Спрос на девизы | |||
2. | Дефицит платежного баланса | |||
3. | Предложение девизов | |||
4. | Импорт | |||
5. | Экспорт |
4. На графиках рис. 1, 2 представлены производственные возможности двух стран:
Страна А Страна В Товар У Товар У
80
60
Товар Х Товар Х
160 0 60
Определить направление специализации стран и предельные значения условий торговли между ними.
Эссе
А. В какой степени Сохраняется понятие "национальная экономика" в условиях глобализации?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Можно ли рассматривать глобализацию как форму интернационализации хозяйственной жизни?
· В чем Вы видите риски глобализации для национальных экономик и для мирового хозяйства в целом?
· Имело ли шоковое открытие российской экономики отрицательные последствия для нее?
· Оказывает ли влияние на стратегию экономических реформ в России процесс экономической глобализации?
· Почему в различных странах мира растет движение сопротивления глобализации?
· Проанализируйте суждение рядового европейца по поводу торговли с Америкой: «Торговля с американцами не принесет нам выгоды. Высокая американская производительность даст им возможность продавать по ценам ниже европейских и продовольствие, и одежду. Нам необходимы пошлины, чтобы защищать честного европейского рабочего».
Б. Должна ли страна защищать свою промышленность от импорта путем повышения тарифов, квот и других торговых барьеров? Предложите аргументы «за» и «против» протекционизма в мировой экономике.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Как влияет международная торговля на национальный объем производства и потребления.
· Почему сравнительная выгода производства всех товаров в одной стране не может быть больше, чем в другой, даже если первая страна богата природными ресурсами, запасом капитала, квалифицированной рабочей силой и талантливыми инженерами, а другая бедна во всех отношениях?
· Чтобы снизить издержки производства, производитель текстиля из Массачусетса строит фабрику в Северной Каролине, а американская фирма, изготовляющая телевизоры, открывает сборочный завод в Мексике. Чем отличаются друг от друга эти два мероприятия? Возможно ли, что какое-то из них столкнется с мощными политическим сопротивлением?
· «Тариф не влечет за собой издержек общества, так как перекладывает деньги из одного кармана в другой: от потребителя к предприятиям и государству». Прокомментируйте это утверждение.
· Допустим, правительство проводит политику «дорогих денег». Как это может повлиять на валютный курс данной страны?
· Каково влияние завышенного валютного курса на уровень производства, безработицы, реального ВВП?