Производственно-технического назначения

Российский рынок производства упаковочной продукции, включающий бумажные и картонные, стеклянные, полимерные, металлические и тарные сегменты упаковочных продуктов и материалов, все больше приобретает статус самостоятельной сферы деятельности. Сегодня в современной экономике трудно переоценить значение этого вида производства – упаковочно-этикеточная продукция является важным элементом маркетинга, успешного продвижения любого товара на рынке.

Полиграфические производственно-технологические процессы не только используются во всех сегментах этого рынка, но и составляют его самостоятельную часть – сектор производства печатной бумажно-картонной упаковки, а также бумажной и самоклеющейся этикетки.

Сформировавшийся относительно недавно, сектор производства упаковочно-этикеточной печатной продукции в настоящее время крайне разнообразен по составу полиграфических предприятий, способам печати, видам используемых материалов и выпускаемой продукции. Он представляет собой чисто рыночную структуру, практически не связанную ни с одной отраслевой государственной системой регулирования, так как при сложившемся разнообразии рынков сбыта данной продукции сложно обеспечить организацию взаимодействия субъектов на государственном уровне. Здесь задействованы как специализированные компании полиграфического профиля, так и типографии, основное направление деятельности которых связано с выпуском издательской или коммерческой печатной продукции.

Следует признать, что в последние годы объем выпускаемой упаковочно-этикеточной печатной продукции в стране стал сопоставим с общим объемом издательской продукции. Именно в этом секторе рынка наиболее высокими темпами идет наращивание производственных мощностей за счет создания новых производств и диверсификации действующих типографий.

Если оценивать структуру данного сектора полиграфического производства, то в первую очередь следует отметить сложность определения ее состава из-за разнопрофильности многих полиграфических предприятий. Но, располагая данными об объемах выпускаемой упаковочной продукции, можно констатировать, что наибольшая концентрация соответствующих видов производств присутствует в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославской и Тульской областях (рис.13).

Рис.13

Производственно-технического назначения - student2.ru

Источник: МАП

В том числе следует отметить следующие предприятия: ООО «Вся полиграфия», ООО Типография «Арбат», ООО «Кинпак», ООО Типография «Печатный экспресс-флексография» в Москве; ЗАО Группа предприятий «ГОТЭК», ООО «МКПФ» в Московской обл.; ООО «Аляска –Полиграфоформление», ЗАО «Санкт-Петербургская Образцовая типография», ООО «Типография «Печатня» в Санкт-Петербурге ; ООО НПЦ НТ «Азимут», ООО «Изослав», ОАО «Опытный завод «Паксистем» в Ярославле; ЗАО «Алексинская бумажно-картонная фабрика», ООО «Пакстор», ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки» в Туле.

Масштабы и направления дальнейшего стратегического развития сектора изготовления печатной продукции производственно-технического назначения в отечественной полиграфии и, главным образом, бумажно-картонной упаковки, этикетки и упаковочных средств на основе полимерных материалов, всецело зависят от изменений объемов производства в большинстве обрабатывающих отраслей в предстоящий период.

Возникновение и развитие кризисных явлений на полиграфическом рынке в прошлые годы показало, что данный сектор полиграфического производства относится к тем немногим сферам деятельности, которые наиболее устойчивы в условиях колебаний экономической ситуации в стране. Меньше всего во всех потрясениях такого характера страдают типографии, ориентированные на производство этикеточной и упаковочной продукции для продуктов, и товаров повседневного спроса, что связано с определенной устойчивостью соответствующих отраслей, потребителей продукции таких полиграфических предприятий. Однако необходимо учитывать, что темпы роста рынка упаковки последние два года в натуральных показателях хотя и сохранялись, но они последовательно снижались (в 2013 – 3,5%, в 2014 – 3.1%).

Необходимо иметь в виду и такой фактор, как изменения в структуре производства упаковки за последнее время. Если в 2010 г. объем выпуска печатной упаковки характеризовался следующими соотношениями:

- объем производства картонно-бумажной упаковки – 57%;

- объем производства полимерной (гибкой) упаковки – 17%,

то в 2014 г. эти виды упаковки поделили рынок поровну. Предполагается, что сегмент полимерной упаковочной продукции будет увеличиваться, а его ассортимент расширятся, производство этого вида упаковки значительно дешевле, нежели бумажно-картонного вида.

При стратегическом планировании полиграфического производства этикеточно-упаковочной продукции следует учитывать новые, перспективные тенденции, определяемые внедрением цифровой печати в этой сфере. Развитию производства на базе современных рулонных и листовых цифровых печатных машин содействует, с одной стороны, увеличение удельного веса малотиражной печатной упаковки и этикетки и персонализированной составляющей в их составе. С другой стороны, соответствие качества цифровой печати качеству традиционных способов, а также ценовые преимущества в определенном диапазоне тиражей.

Подводя итоги сказанному, необходимо подчеркнуть, что при разработке бизнес-планов каждого предприятия на перспективу, несмотря на значительную роль объема клиентского заказа, следует прогнозировать изменения в конъюнктуре собственно полиграфического производства из-за неизбежного повышения цен на расходные материалы оборудование и комплектующие.

Наши рекомендации