Олигополия и эффективность
Рассматривая эффективность рынка олигополии, следует отметить, что на нем цена выше, чем на рынке совершенной конкуренции, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Цена не соответствует минимальному значению средних издержек, поэтому не достигается производственная эффективность. Во многом это связано с затратами на защиту рынка от конкурентов, неценовую конкуренцию, дифференциацию продукции, Х- неэффективностью. Цена не соответствует предельным издержкам и предельному доходу. Поэтому не достигается эффективность распределения, то есть структура и объем выпускаемой продукции не позволяет в полной мере удовлетворить платежеспособный спрос потребителей.
Вместе с тем, рынок олигополии характеризуется и определяется достоинствами:
1) На рынке олигополии может производиться дифференциация продукции и неценовая конкуренция заставляет фирмы совершенствовать продукцию, более разнообразно удовлетворять потребности покупателя;
2) Фирмы обладают большими размерами, получают устойчивую и большую прибыль, часть которой направляется на финансирование научных исследований. Рынок олигополии является наилучшей формой организации рынка с точки зрения внедрения результата НТП. При этом следует учитывать, что фирма не только имеет возможность внедрить результаты, но и вынуждена это делать в силу неценовой конкуренции.
Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.
24. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:
1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. В Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.
2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма
H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2
Если на рынке одна фирма, то этот показатель равен 10000. Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.
3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:
=
Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.
Во всех странах существует антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение негативных последствий монополизации рынка. Впервые законодательство было принято в 1883 году в штате Алабама, а первый национальный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). Он запрещал любые формы монополизации рынка. В 1914 году был принят закон Клейтона, который дополнял предыдущий закон. Под запрет попали некоторые действия фирм, направленные на ограничение конкуренции.
В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:
1) Против фирмы как структурной единицы. Он означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка.
2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:
- раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;
- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;
- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.
Незаконными признаются действия по ограничению конкуренции в форме недобросовестной конкуренции, к которой относят:
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить ущерб или убытки другому хозяйствующему субъекту;
б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в ходе рекламной компании производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если она может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо ущемление законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:
- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания дефицита на рынке, необоснованного завышения цен;
- навязывание контрагенту условий договора продажи товара, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- установление цены или надбавок к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
За данные и другие нарушения предусматривается административная и уголовная ответственность.
Во всех странах соблюдение антимонопольного законодательства возлагается на органы суда. Подать иск могут государственные органы, конкуренты или обычные граждане.
Суд разбирает обстоятельства дела и выносит решение о степени ущерба. В настоящее время при рассмотрении дел используется принцип разумности, который предполагает, что взвешиваются отрицательные и положительные моменты монополии, и если суд приходит к выводу о том, что плюсов больше минусов, иск отвергается.
Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, используются другие средства борьбы с монополией:
1) поддержание конкурентной среды за счет создания благоприятных условий для создания новых фирм;
2) регулирование уровня цен на продукцию монополистов, которое осуществляется путем установления потолка цен или регулированием уровня прибыли в цене;
3) налоговое регулирование;
4) создание компенсирующих сил. Данное понятие ввел Д. Гэлбрейт, имея в ввиду ситуацию, когда монополия своими действиями создает на другом конце рынка столь же сильную монопсонию. В результате компенсирующего воздействия одинаковых по силе структур, рынок, на котором они ранее взаимодействовали, практически исчезает и все решения об объемах производства и потребления благ принимаются на основе договоренности компенсирующих структур.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.
25. Рынки ресурсов. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
При организации производства каждой фирме необходимо определиться какие факторы производства приобретать и в каком объёме. При решении данного вопроса фирма учитывает ограничения в виде технологии производства, спроса на факторы и цены факторов производства и исходит из того количества продукции, которое она продаёт на рынке. Чем больше она продает, тем больше ресурсов ей необходимо для производства данной продукции. Поэтому считается, что спрос на факторы производства является производным. Кроме спроса на конечную продукцию, фирма учитывает производительность факторов производства, отдавая предпочтение более производительным факторам производства.
Для описания поведения фирмы на рынке факторов производства вводится понятие предельного дохода фактора производства в денежной форме (MRP). Он зависит от цены продукции, которую производит фирма, и от объема продукции, которую производит дополнительная единица фактора производства (предельной производительности). С учётом этого можно расписать MRP как:
При увеличении объёма используемого фактора производства MRP будет убывать.
MRP показывает дополнительный доход, который получит фирма от использования в производстве дополнительной единицы фактора производства. Вполне естественно, что, решая вопрос о выплате вознаграждения факторам производства, фирма будет ориентироваться на получение дополнительного дохода. Следовательно, MRP можно рассматривать как максимальное вознаграждение, на которое рассчитывает фирма при покупке дополнительной единицы фактора производства. Таким образом, MRP можно рассматривать как функцию спроса фирмы на услуги факторов производства, так как она характеризует зависимость между ценой фактора производства и объёмом используемого фактора производства.
При решении вопроса о спросе на фактор производства, фирма учитывает неценовые факторы, которые приводят к сдвигу всей кривой и изменяют объём использующегося фактора независимо от цены данного фактора. К этим факторам относят:
1) изменение спроса на продукцию, произведённую фирмой (прямая зависимость)
2) изменение производительности факторов производства (прямая зависимость)
3) изменение цены на дополняющие факторы производства (обратная зависимость, так как предполагается, что бюджетное ограничение фирмы останется неизменным)
4) изменение цены на взаимозаменяемые факторы производства. В данном случае действует эффект замены вызывающий прямую зависимость, и эффект дохода, вызывающий обратную зависимость, так как снижение цены на фактор приводит к тому, что средств может быть больше направлено и на покупку не только данного, но и других факторов производства. Если эффект замены превышает эффект дохода, то существует прямая зависимость между изменением цены на данный фактор и другие факторы производства.
При принятии решения о спросе на фактор производства, фирма учитывает не только цену факторов производства, но и скорость её изменения. Данная зависимость отражается через понятие эластичность спроса на фактор производства. Эластичность показывает, как изменяется спрос на факторы производства при изменении цены на 1%.
Спрос бывает эластичным и неэластичным, что зависит от следующих свойств:
а) эластичности спроса по цене товара, в производстве которого используется данный фактор производства. Чем выше эластичность спроса по цене на товар, тем эластичнее спрос на факторы производства.
б) темпа падения предельного продукта фактора производства. Чем быстрее сокращается предельный продукт фактора производства, тем неэластичнее спрос.
в) возможности заменить данный фактор в производстве товаров другими факторами и эластичности предложения других ресурсов. Чем больше у данного фактора заменителей в процессе производства, тем эластичнее спрос на него.
г) доли расходов на данный фактор производства в общих расходах фирмы. Как правило, чем больше удельный вес расходов на данный фактор в общем объеме расходов фирмы, тем эластичнее спрос на него.
д) времени. Чем дольше рассматриваемый период времени, тем эластичнее спрос.
При определении оптимального объёма используемого фактора, фирма ориентируется не только на доход, который она может получить от использующихся факторов производства (MRP), но и на затраты, которые она понесёт при покупке факторов производства.
Для характеристики издержек и затрат в денежной форме используется понятие предельных издержек на фактор производства в денежной форме (MRC).Если рассмотреть рынок факторов производства как рынок совершенной конкуренции, то все собственники факторов производства, с точки зрения фирмы-покупателя, продают свои услуги по одной и той же цене. Она формируется в момент равновесия на рынке и любое количество фактора производства будет приобретаться по одной и той же цене, т.е. спрос фирмы на фактор будет абсолютно эластичным. Поэтому MRC на рынке совершенной конкуренции будет равен цене данного фактора производства.
При принятии решения о покупке факторов производства, фирма сопоставляет предельный доход в денежной форме (MRP), который она получит от использования фактора производства, и предельные издержки (МRC), которые она понесёт при найме факторов производства. Предельные издержки фирмы на рынке факторов производства являются ценой этих факторов при различных объемах продаж. Она выбирает такой объём фактора производства, при котором MRP соответствует цене фактора производства, так как в этом случае максимизируется объем прибыли. Такая ситуация называется равновесием фирмы. Равновесие на рынке совершенной конкуренции для фирмы устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.