Определение эффективности инвестиций в строительство автомобильной дороги
Введение
Перегруженность автодорог присуща большинству крупных городов. Проблемы транспорта в нашей стране осложнились в последнее десятилетие в связи со значительным ростом числа легковых автомобилей и их активного использования для трудовых, культурно-бытовых и рекреационных поездок.
Перегруженность имеет место не только на внутригородских дорогах, но и на междугородних трассах.
Стоимость строительства автомобильных дорог в России по имеющимся данным составляет от 2-3 до 65 млн. долларов США и в некоторых случаях большую величину. Поэтому оценка эффективности инвестиций в строительство автомобильных дорог чрезвычайно важна.
В данной работе определяется общественная (социально-экономическая) эффективность проекта. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» затраты и результаты в смежных отраслях экономики, экономические, социальные и иные внешнеэкономические эффекты.
При отсутствии в отечественной литературе полных исходных данных и надежной методики расчета эффективности инвестиций в строительство дорог использованы показатели затрат для общества, связанные с поездкой в зависимости от интенсивности движения, приведенные в университетском учебнике «Экономика города»
Определение эффективности инвестиций в строительство автомобильной дороги
Расчет выполняется при следующих условиях:
1. Интенсивность движения транспортных средств по существующей городской магистрали в часы «пик» принята равной 1600 ед. в час.
2. Предполагается строительство «параллельной» автомобильной дороги. Протяженность автодороги и стоимость строительства 1 км. дороги приведены в приложении по вариантам (варианты по № в списке группы).
3. В результате осуществления проекта интенсивность движения снижается до 1000 ед. в час (оптимальная величина при которой предельная выгода (спрос) превышает затраты для общества, связанные с поездкой).
4. Следует определить снижение затрат на одну поездку:
= 11,40-5,70=5,70долл
где - снижение затрат на одну поездку, долл. США
- затраты для общества при интенсивности 1600 ед. в час.
- затраты для общества при интенсивности 1000 ед. в час.
5. Снижение годовых общественных затрат на 1000 поездок в час в часы «пик», при количестве часов «пик» в сутки равном 4 составит:
, млн. долл. США
6. Перевести величину снижения годовых общественных затрат в рубли по действующему курсу долл. США.
7. В связи со спецификой объекта строительства (автодорога) оценка эффективности производится по упрощенно схеме. Оценка эффективности осуществляется на основании двух показателей:
- Стоимость строительства автодороги;
- Снижение годовых общественных затрат в часы «пик» при количестве часов пик в сутки равном 4.
Расчет проводится по форме, приведенной в таблице 1.
Исходные положения для определения денежных потоков следующие:
- расчетный период – 10 лет;
- шаг расчета равен 1 году;
- норма дисконта Е = 12%;
№ строки | Показатель | Номер шага расчета | ||||||||||
Инвестиционная деятельность | ||||||||||||
Притоки | ||||||||||||
Оттоки | -44800 | |||||||||||
Сальдо Фи | -44800 | |||||||||||
Операционная деятельность | ||||||||||||
Притоки | ||||||||||||
Оттоки | ||||||||||||
Сальдо Фо | ||||||||||||
Сальдо суммарного потока | -44800 | |||||||||||
Сальдо накопленного потока | -44800 | -36478 | -28156 | -19834 | -11512 | -3190 | ||||||
Коэффициент дисконтирования | 0.89 | 0.8 | 0.71 | 0.64 | 0.6 | 0.5 | 0.45 | 0.4 | 0.36 | 0.32 | ||
Сальдо дисконтированного потока | -44800 | 5326,1 | 4993,2 | |||||||||
Интегральный эффект – ЧДД | -44800 | -37393 | -30735 | -24826 | -19499,9 | -14506,7 | -10345,7 | -6600,7 | -3271,7 | -275,7 | 2387,3 |
Срок окупаемости: простой:
Срок окупаемости с учетом дисконтирования:
- срок строительства автодороги принимать в пределах 1,0 – 1,5 года
Экономическая оценка проектов аэровокзалов
Номенклатура технико-экономических показателей, по которым может производиться оценка проектов аэровокзалов состоит из экономических (стоимостных) показателей, объемно-планировочных, конструктивных, технологических и др. Основные общие показатели проектов аэровокзалов представлены в приложении Г. Первый показатель – сметная стоимость объекта. Из общей сметной стоимости выделен отдельно показатель стоимости строительно-монтажных работ. Этот показатель является зависимым от всех других технико-экономических показателей. На основе его рассчитываются показатели стоимости строительства 1 м3(СОБ) от общей стоимости и отдельно от стоимости строительно-монтажных (ССМР) путем деления сметной стоимости К на строительный объем аэровокзала:
(руб/м3);
(руб/м3)
Точно также рассчитываются показатели строительства 1 м2 (СПЛ) от полной сметной стоимости К, и отдельно от стоимости строительно-монтажных работ путем деления сметной стоимости на: 1) полезную площадь аэровокзала; 2) рабочую площадь аэровокзала:
(руб/м2);
(руб/м2)
Кроме указанных выше, следует рассчитать показатель удельных капитальных вложений на 1 тыс. пассажиров в год.
(руб/1000 пасс.)
Помимо экономических показателей рекомендуется рассчитать объемно-планировочные показатели:
- удельная площадь (полезная, рабочая) на одного пассажира, м2/пасс. (м2/пасс)
(м2/пасс)
- удельный объем на одного пассажира, м3/пасс.
(м3/пасс)
Лизинг в строительстве
Основные понятия и преимущества лизинга.
Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
Правовые основы лизинга установлены Гражданским кодексом РФ, Временным положением о лизинге и положением, о лицензировании лизинговой деятельности, утвержденными Правительством РФ (1995 г.), а также рядом других правовых актов. Нормы Гражданского кодекса, регулирующие лизинговую деятельность.
Правовой институт лизинга в составе обязательственного права включает три составляющие: куплю-продажу, аренду, финансовую аренду.
В классическом лизинге имеет место трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель,продавец(поставщик) имущества.
Объектом лизингаможет быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.
Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах, с предусмотрен ной в учредительных документах лизинговой деятельностью и имеющие лицензию на право ею заниматься. Учредителями лизинговых компаний могут быть юридические лица и граждане. Лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственного года.
Преимущества лизинга
В заключение остановимся на преимуществах лизинга по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
- инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск не возврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;
- лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
- часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
- лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат.
По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании.
Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;
- для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное использование;
- лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;
- лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;
- производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.