Принципы деятельности органов публичной администрации 13 страница
Как мера юридической ответственности штраф широко
применяется не только в административном, но и уголов-
ном, а также гражданском праве.
Штраф является основной мерой административного
взыскания и широко применяется в сочетании с дополни-
тельными мерами, особенно конфискацией. В качестве при-
мера можно назвать статью 16.8 КоАП РБ «Нарушение
санитарных норм, правил и гигиенических нормативов»;
статью 21.12 КоАП РБ «Самовольное строительство» и др.
Со времени принятия и введения нового КоАП РБ в
действие в правовом регулировании административного
штрафа произошли существенные изменения.
В настоящее время санкциями правовых норм предус-
мотрено определение размеров штрафов, налагаемых на
физических и юридических лиц в базовых величинах (в
ряде случаев — в процентах сумм налогов, пошлин, сборов
и процентах от доходов, полученных в результате наруше-
ния соответствующих норм и правил).
Согласно законодательству от уплаты штрафа освобож-
даются несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до
шестнадцати лет (в случаях, если они не имеют своего за-
работка, стипендии и (или) иного собственного дохода),йа
также военнослужащие срочной службы.
При исчислении размера штрафа органам и должност-
ным лицам, его применяющим как административное взыс-
кание, следует иметь в виду, что базовая величина являет-
ся переменной и по уровню инфляции корректируется пра-
вительством. Увеличение базовой величины платы влечет
и увеличение денежного выражения штрафа за одно и то
же административное правонарушение. Поэтому законода-
телем установлено правило, по которому размер штрафа
исчисляется в величине, кратной базовой величине, уста-
новленной законодательством на момент окончания, пресе-
чения или обнаружения (если день совершения установить
невозможно) правонарушения.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на физичес-
кое лицо, не может быть менее одной десятой базовой вели-
чины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индиви-
дуального предпринимателя, не может быть менее двух
базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базо-
вых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на
физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых
величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на ин-
дивидуального предпринимателя, не может превышать двух-
сот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базо-
вых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Штраф за нарушение законодательства о труде, в области
финансов, рынок ценных бумаг, банковской деятельности и
предпринимательской деятельности, порядка налогообложе-
ния и управления, налагаемый на физическое лицо, может
быть установлен с превышением указанного размера, но не
может превышать пятисот базовых величин.
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процент-
ном либо кратном отношении к стоимости предмета адми-
нистративного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо
доходу, полученному в результате сделки, не может превы-
шать двукратный размер стоимости (суммы) соответствую-
щего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полу-
ченного в результате сделки. Штраф за правонарушения в
области финансов, рынка ценных бумаг, банковской дея-
тельности и предпринимательской деятельности, против
порядка использования топливно-энергетических ресурсов
может быть установлен с превышением указанного размера,
но не может превышать десятикратный размер стоимости
(сухййлы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.
Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в со-
ответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики
Беларусь, устанавливается от десяти до пятидесяти базо-
вых величин.
Административное законодательство в отличие от уго-
ловного не предусматривает возможности назначения нака-
зания ниже низшего предела. Поэтому наложение штрафа
в меньшем размере, чем это указано в санкции соответству-
ющей нормы, расценивается как нарушение законности.
Нужно отметить, что нередко нормы КоАП РБ и других
нормативных актов устанавливают размер штрафа в зависи-
мости от того, какое по рангу должностное лицо этот штраф
налагает. В таких случаях, если орган или должностное
лицо, правомочное наложить штраф в определенном разме-
ре, считают, что нарушение серьезное и потому штраф в
разрешенном им размере будет явно несоответствовать тя-
жести содеянного, то материал о проступке передается вы-
шестоящему органу, правомочному наложить штраф в более
крупном размере.
Согласно законодательству штраф может быть наложен
и на месте совершения правонарушения. Такое право пре-
доставлено строго ограниченному кругу должностных лиц.
Штраф, если не взыскивается на месте, должен быть
уплачен нарушителем в срок, установленный законодатель-
ством. При неуплате штрафа в установленный срок он взыс-
кивается в принудительном порядке из зарплаты или ино-
го заработка, пенсии или стипендии оштрафованного.
Статьей 6.6 КоАП РБ предусмотрен такой вид админис-
тративной ответственности, как исправительные работы,
которые назначаются на срок от одного до двух месяцев и
отбываются по месту постоянной работы лица, совершив-
шего административное правонарушение.
Исправительные работы не могут быть назначены бере-
менным женщинам, инвалидам I и II групп, лицам, нахо-
дящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в
возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возра-
сте старше шестидесяти лет, несовершеннолетним в возрас-
те от четырнадцати до восемнадцати лет, военнослужащим,
проходящим службу невооруженных Силах Республики Бе-
ларусь, других войсках и воинских формированиях, воен-
нообязанным во время прохождения сборов, а также лицам
начальствующего и рядового состава органов внутренних
дел, органов финансовых расследований, органов и подраз-
делений по чрезвычайным ситуациям.
Отбываются исправительные работы по месту постоян-
ной работы виновного: на предприятии или в организации
независимо от формы собственности (государственной, част-
ной и др.).
Часть заработка (не более 20 %) нарушителя удержива-
ется в доход государства. Размер вычета определен в про-
центах, а не в твердой сумме, т.е. реальный размер вычета
зависит от величины заработка. Удержания не производят-
ся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социально-
го обеспечения и социального страхования, а также из вып-
лат единовременного характера.
Применение исправительных работ, помимо материаль-
ных потерь, предусматривает для нарушителя и другие ог-
раничения: невозможность в течение срока отбывания ис-
правительных работ уволиться по собственному желанию;
время отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж,
дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок
к заработной плате за выслугу лет и других льгот.
Срок отбывания исправительных работ начинает исчис-
ляться со дня получения администрацией предприятия,
организации, где работает нарушитель, копии постановле-
ния судьи по делу, которым нарушителю определено это
взыскание. Если нарушитель находится в очередном отпус-
ке, то началом срока отбывания наказания должен счи-
таться первый день его выхода на работу.
Нарушитель обязан отбыть исправительные работы до
полной отработки положенного количества рабочих дней.
В этот срок засчитывается время, в течение которого нару-
шитель не работал по уважительным причинам, и ему в
соответствии с законом выплачивалась зарплата. Также
засчитывается время болезни или предоставленное для ухо-
да за больным, время, проведенное в отпуске по беременно-
сти и родам. Не засчитывается время болезни, вызванной
опьянением или действиями, связанными с опьянением.
Назначение исправительных работ допускается за со-
вершение довольно ограниченного круга административных
проступков. Поэтому необходимо отличать исправительные
работы как административное взыскание от такого же на-
казания, предусмотренного Уголовным кодексом. Последнее
влечет за собой судимость и назначается приговором суда
на срок от двух месяцев до двух лет. Исправительные рабо-
ты как мера административной ответственности не предус-
матривают судимости и не являются основанием для уволь-
нения с работы.
К лицам совершившим серьезные административные
правонарушения, в ряде случаев применяется самая стро-
гая мера административной ответственности - администра-
тивный арест (статья 6.7 КоАП РБ). Административный
арест является наиболее суровым взысканием из всех мер
административной ответственности. Это вытекает из харак-
тера осуществляемого при этом принуждения и порядка его
применения. Суть взыскания заключается в краткосрочном
лишении нарушителей свободы с установлением особого
режима содержания и возможным использованием физичес-
кого труда арестованных без оплаты.
Административный арест применяется в исключитель-
ных случаях за отдельные виды административных право-
нарушений на срок до пятнадцати суток. Закон предусмат-
ривает арест только за проступки, которые по их опасности
приближаются к преступлениям.
Арест может назначаться только судьей (органами госу-
дарственного управления административный арест не при-
меняется).
Основания для применения ареста содержатся в стать-
ях кодекса, предусматривающих соответствующие санкции.
Они применяются, если по обстоятельствам дела и с учетом
особенностей личности нарушителя другие предусмотрен-
ные в статье взыскания будут признаны недостаточными.
Поскольку нижний предел административного ареста в за-
коне прямо не указан, а продолжительность его исчисляет-
ся в сутках (в отлитие от исправительных работ, которые
исчисляются в днях), он назначается на срок не менее од-
них суток.
В кодексе содержится перечень и указание на лиц, к ко-
торым не может применяться арест. Данная мера админист-
ративной ответственности не применяется: к беременным
женщинам, инвалидам I и II групп, женщинам и одиноким
мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних
детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждиве-
нии инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за
престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста,
несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восем-
надцати лет, военнослужащим, проходящим службу в Воо-
руженных Силах Республики Беларусь, других войсках и
воинских формированиях, военнообязанным во время
прохождения сборов, а также лицам начальствующего и
рядового состава органов внутренних дел, органов финан-
совых расследований, органов и подразделений по чрезвы-
чайным ситуациям.
Все указанные требования должны подтверждаться со-
ответствующими документами.
Применение административного ареста не предполагает
судимости, не является основанием для увольнения с работы
и не прерывает стаж работы. Однако в отношении арестован-
ных установлены определенные материальные лишения. Так,
за время нахождения под арестом им не выплачивается зара-
ботная плата по месту постоянной работы, с них взыскива-
ется стоимость питания и содержания в госучреждении.
Порядок исполнения постановления об административ-
ном аресте, отбывания этого взыскания, а также особенно-
сти трудового использования лиц, подвергнутых аресту,
урегулированы в соответствующих статьях процессуально-
исполнительного кодекса.
Режим содержания является одним из средств достиже-
ния целей ареста. Он обеспечивает:
• строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за аре-
стованными в целях предотвращения совершения ими
новых правонарушений;
• раздельное содержание арестованных в зависимости от
пола нарушителей, вида совершенного правонарушения;
• соблюдение внутреннего распорядка спецучреждений
ОВД; применение к арестованным средств исправле-
ния и воспитания (воспитательная работа, трудовое
использование).
В настоящее время такой режим определен лишь для
двух категорий нарушителей: арестованных за неповинове-
ние законному распоряжению или требованию работника
милиции, военнослужащего или иного лица при исполне-
нии ими обязанностей и арестованных за совершение мел-
кого хулиганства. К арестованным, нарушающим требова-
ния правового режима, могут применяться установленные
меры воздействия. Например, к проявляющим буйство,
оказывающим сопротивление или совершающим иные на-
сильственные действия применяются наручники или свя-
зывание на срок до двух часов.
В юридической теории и практике закреплены два вида
ареста: дисциплинарный (по дисциплинарным уставам) и
арест как мера уголовного пресечения, предусмотренный
уголовно-процессуальным законодательством. Их нельзя
отождествлять с административным арестом.
Административный арест и исправительные работы на-
значаются только судом, за исключением случаев, предус-
мотренных декретами Президента и другими законода-
тельными актами Республики Беларусь.
Лишение специального права (статья 6.8 КоАП РБ)
есть вид административного взыскания в виде временного
ограничения правосубъектности гражданина за админист-
ративный проступок. Эта мера применяется только к ли-
цам, имеющим специальный административный статус.
Если гражданин совершает определенные административ-
ные проступки, орган исполнительной власти на время ли-
шает его специального права. Предоставление такого спе-
циального права связано с наличием ряда обязательных
условий. Особенно это касается права на управление транс-
портными средствами. Управление источником повышен-
ной опасности, каким является транспорт, требует опреде-
ленных навыков вождения, знания правил дорожного
движения, достижения определенного возраста, соответ-
ствующего состояния здоровья, поэтому право на управле-
ние автотранспортными средствами предоставляется граж-
данам, сдавшим квалификационные экзамены и получив-
шим соответствующие удостоверения. На территории Бела-
руси, кроме национальных, действуют и международные
водительские удостоверения, соответствующие требовани-
ям Конвенции ООН 1968 г. «О дорожном движении».
Законодатель в настоящее время ограничивает возмож-
ность применения рассматриваемого взыскания только слу-
чаями лишения права на управление транспортными сред-
ствами и права на охоту. Такая санкция применяется за
грубые или систематические нарушения.
Взыскание относится к числу длящихся, минимальный
его размер - шесть месяцев, а максимальный - пять лет.
Исходя из принципа гуманизма, закон не разрешает приме-
нять такую меру, как лишение права на управление транс-
портным средством, в отношении лиц, которые пользуются
им в связи с инвалидностью, за исключением случаев уп-
равления в состоянии опьянения. Нельзя лишать права на
охоту лиц, для которых она является основным источни-
ком существования.
К транспортным средствам законодатель относит все
виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины,
трамваи и троллейбусы, мотоциклы и другие механические
транспортные средства, мопеды, маломерные суда. Виды
нарушений правил управления транспортными средствами,
за которые назначается лишение права на управление ими,
точно сформулированы в КоАП РБ.
Лишение права на охоту предусмотрено не за всякие
нарушения правил охоты, а только за их систематическое
и грубое нарушение.
Лишение права заниматься определенной деятельно-
стью. Данный вид административной ответственности пре-
дусмотрен статьей 6.9 КоАП Республики Беларусь. Эта мера
административного взыскания применяется с учетом
тера совершенного административного правонарушения,
связанного с занятием видом деятельности, на осуществле-
ние которой требуется специальное разрешение (лицензия),
если будет признано невозможным сохранение за физичес-
ким или юридическим лицом права заниматься таким ви-
дом деятельности.
Лишение шрава заниматься определенной деятельностью
устанавливается на срок от шести месяцев до года.
Конфискация предмета, явившегося орудием соверше-
ния или непосредственным объектом административного
правонарушения (статья 6.10 КоАП РБ), состоит в прину-
дительном безвозмездном обращении в собственность госу-
дарства дохода, полученного в результате противоправной
деядельностэш, изъятии предмета административного право-
нарушения, а также орудий и средств совершения админист-
ративного правонарушения, принадлежащих лицу, совершив-
шему административное правонарушение, либо находящихся
в собственности, на праве хозяйственного ведения или опера-
тивного управления юридического лица, подлежащего адми-
нистративной ответственности, независимо от того, в чьей соб-
ственности они находятся, только в случаях* предусмотренных
статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь.
Кроме «обычной» конфискации правонарушитель может
быть подвергнут и специальной конфискации, включающей
принудительное безвозмездное изъятие в собственность го-
сударства вещей, незаконных орудий охоты и добычи рыбы
и других водных животных, используемых в качестве ору-
дий или средств совершения административного правона-
рушения.
Если лицо, совершившее административное правонару-
шение, не установлено, вещи, являющиеся объектами пра-
вонарушения, обращаются в доход государства по решению
суда. Конфискация вещей, являющихся непосредственными
объектами административных таможенных правонаруше-
ний, производится независимо от того, находятся ли они в
личной собственности лица, совершившего административ-
ное таможенное правонарушение. В случае если лицо, со-
вершившее административное таможенное правонарушение,
не установлено, вещи, являющиеся непосредственным
объектом такого правонарушения, подлежат обращению в
собственность государства по решению суда.
Депортация (административное выдворение за пределы
Республики Беларусь) как вид административной ответ-
ственности предусмотрен статьей 6.11 КоАП Республики
Беларусь. Она применяется в отношении иностранного
гражданина и лица без гражданства. Эти субъекты могут
быть подвергнуты административному выдворению как мере
административного взыскания за следующие нарушения:
а) если это необходимо для охраны здоровья, защиты
прав и законных интересов граждан Республики Бе-
ларусь и иных лиц;
б) если их действия противоречат интересам государ-
ственной безопасности или охраны общественного по-
рядка;
в) если они грубо нарушили законодательство о право-
вом положении иностранных граждан и лиц без граж-
данства «в Республике Беларусь, таможенное, валют-
ное или иное законодательство, и нет оснований для
привлечения их к уголовной ответственности.
В Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» от
18 июня 1993 г. предусмотрено, что если иностранные граж-
дане и лица без гражданства уклоняются от освидетельство-
вания на выявление заражения вирусом иммунодефицита
человека (СПИД) или профилактического наблюдения, они
могут быть выдворены из Республики Беларусь в порядке,
установленном ее законодательством (ст. 27 Закона).
Решение о применении этой меры в зависимости от ос-
нований выдворения принимается органами внутренних дел
или органами государственной безопасности с последующим
уведомлением об этом через МИД Республики Беларусь со-
ответствующих дипломатических представительств или
консульских учреждений иностранных государств. В соот-
ветствии с пунктом 28 Правил пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь выд-
ворение производится органами внутренних дел или орга-
нами государственной безопасности.
Депортация может исполняться добровольно и в прину-
дительном порядке. В первом случае иностранный гражда-
нин или лицо без гражданства самостоятельно определяют
способ и транспортное средство для выезда из республики и
в установленный срок покидают пределы страны. Админис-
тративное выдворение осуществляется в принудительном
порядке, когда иностранные граждане уклоняются от выез-
да либо имеются достаточные основания полагать, что они
могут скрыться на территории республики от органов, ис-
полняющих данное административное взыскание. Такие
лица с санкции прокурора могут подлежать задержанию на
срок, необходимый для выдворения.
Эта мера осуществляется за счет личных средств выдво-
ряемых либо за счет принимающих их организаций или
лиц, их пригласивших. Предусмотрен также механизм и
порядок компенсации государственным органам денежных
затрат, связанных с производством депортации. Иностран-
ному гражданину, выдворенному за пределы Республики
Беларусь, может быть отказано во въезде в республику на
срок до трех .лет.-
Взыскание стоимости предмета административного
правонарушения. Эта мера административного взыскания
состоит в принудительном изъятии и обращении в собствен-
ность государства денежной суммы, составляющей стоимость
предметов, товаров и (или) транспортных средств. Согласно
части 2 статьи 6.12 КоАП Республики Беларусь решение о
взыскании с лица, совершившего административное право-
нарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транс-
портных средств может быть принято при отсутствии пред-
метов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся
предметом административного правонарушения против по-
рядка таможенного регулирования. Под стоимостью пони-
мается регулируемая цена, если таковая на эти предметы
установлена, а в других случаях - свободная цена на день
выявления правонарушения. Если определить стоимость то-
варов и транспортных средств невозможно в указанном по-
рядке, она определяется нэ. основании заключения эксперта.
Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Понятие и сущность административного процесса
Административный процесс является одной из наиболее
сложных правовых категорий и переживает сегодня значи-
тельные, а точнее, фундаментальные преобразования при
отсутствии общепринятой концепции и его разной кодифи-
кации. В ряде случаев это связывается с тем, что практи-
чески невозможно установить единый административно-
процессуальный порядок применения административных
взысканий1.
В специальной юридической литературе высказываются
различные мнения по поводу понимания и содержания по-
нятия «административный процесс»2.
1 Овчарова, Е.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц (к проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) / Е.В. Овчарова // Государство и право. 1998. № 7. С. 15. 2 См.: Сорокин, В\Д. Проблемы административного процесса / В.Д. Со- рокин. М., 1988. С. 51, 71-72; Бахрах, ДЛ. Производство по делам об административных правонарушениях / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. М., 1989. С. 5-6; Маслеников, МЛ. Административно-юрисдикционный процесс / М.Я. Маслеников. Воронеж, 1990. С. 16, 22; Котюргин, СЛ. Понятие, принципы и формы административно-процессуальной дея- тельности милиции / СИ. Котюргин. Омск, 1973. С. 22-24; Лукья- нов, Е.Г. Тенденции развития процессуального законодательства в свете общей теории права / Е.Г. Лукьянов // Государство и право. 2003. № 2. С. 104-108; Старилов, ЮЛ. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю.Н. Старилов // Государство и право 2004. № 6. С. 513; Бахрах, ДЛ. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс / Д.Н. Бахрах // Государство и право. 2005. № 2. С. 19-25. |
Актуальны две основные проблемы, относящиеся к
оценке административного процесса. Первая касается его
содержательной стороны. Широкое понимание администра-
тивного процесса трактуется как деятельность, представ-
ляющая собой совокупность практически любых юридичес-
ки значимых действий. При этом в административном про-
цессе выделяются такие производства, как: правотворчес-
кое, организационное, по обращениям граждан, по адми-
нистративно-правовым жалобам и спорам, по делам о
поощрениях, по делам об административных правонаруше-
ниях. Как видим, лишь последнее из них не имеет соб-
ственно управленческой направленности, присущей осталь-
ным: она осуществляется в порядке управленческого
(служебного) подчинения с соблюдением процедурных пра-
вил без непосредственного участия заинтересованных лиц.
Широкое понимание административного процесса дано
Ю.А. Тихомировым, который указывает, что «администра-
тивный процесс должен быть ориентирован не только на
разбор правонарушений». Поясняя свои позиции, он говорит
далее о том, что «для формирования правомерного админис-
тративного поведения оправданно вести речь об администра-
тивном процессе в двояком смысле: как порядке реализации
органами, гражданами и юридическими лицами своих стату-
сов в административной сфере и как порядке рассмотрения
коллизий и споров по поводу их нарушений»1. В другой
работе, посвященной административным процедурам, он, по
сути подтверждая ту же позицию, указывает, что админист-
ративные процедуры выступают одной из двух составных
частей административно-процессуального законодательства2.
Несколько иную и весьма широкую трактовку админис-
тративного процесса дает Д.М. Овсянко. По его мнению,
административный процесс представляет собой урегулиро-
ванный законом порядок разрешения определенных инди-
видуальных дел в сфере исполнительной власти в целях
обеспечения законности и правопорядка3.
1 Тихомиров, ЮА.. О концепции развития административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1998. № 1. С. 13. 2 Тихомиров, ЮА. Административные процедуры / Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талыпина // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 5. | 8 Овсянко, Д.Н. Административное право / Д.Н. Овсянко. С. 119. |
Как нам представляется, широта проявления админис-
тративного процесса сегодня — это не простое отождествле-
ние его с процессом практически любой деятельности, свя-
занной с управлением в широком понимании, с включением
14 Зак. 1217
сюда и разрешения дел об административных правонаруше-
ниях, являющихся, на наш взгляд, единственным его со-
держанием. Содержание административного процесса про-
является, прежде всего, в обслуживании администра-
тивно-процессуальными нормами иных отраслей права, в
ряде случаев выделившихся из системы административно-
го. Сегодня к перечню отраслей, использующих админист-
ративно-процессуальные нормы, можно отнести: налоговую,
земельную, экологическую, таможенную и другие службы.
В связи с этим уже сегодня правомерно говорить о возник-
новении специальных административных процессов, т.е.
расширении содержания не путем включения в него все
большего количества производств, а его дифференциации
за счет выделения новых его видов. И в этом смысле адми-
нистративный процесс, видимо, повторяет путь развития
административного права, из системы которого выделились
и продолжают выделяться все новые правовые отрасли.
Отдельные авторы придерживаются узкого понимания
административного процесса, представляющего, по их мне-
нию, совокупность юридически значимых действий по рас-
смотрению дел об административных правонарушениях.
При этом ряд исследователей используют понятие «адми-
нистративно-юрисдикционный процесс».
Безусловно, при отсутствии общепринятого, а точнее,
воспринимаемого большинством, объяснения данного пра-
вового явления понятие «административный процесс» не
приобрело устойчивого содержания. Ситуацию еще более
усложнило формирование современной концепции админи-
стративного права, которое затронуло основные институты
отрасли, ее предмет, принципы и приоритеты. Традицион-
ное представление об административном праве как управ-
ленческом привело к одностороннему восприятию его ин-
ститутов, в том числе и административного процесса.
Причиной такого восприятия послужило, видимо, и
буквальное значение термина «управление» (латинское «ад-
министрация »).
Но с таким же успехом мы можем назвать хозяйствен-
ный процесс, обеспечивающий реализацию материальных
норм хозяйственного права, хозяйственно-юрисдикционным
процессом, имея в виду, что, с одной стороны, под юрисдик-
цией в этом случае можно понимать деятельность государ-
ственных органов (должностных лиц) по разрешению хозяй-
ственно-правовых споров, с другой — под хозяйственным
процессом можно понимать работу по организации и веде-
нию производственно-экономической деятельности. Как нам
представляется, в этих случаях следует придерживаться си-
стемной унификации соответствующих правовых явлений и
терминов, каковыми являются «гражданский процесс», «хо-
зяйственный процесс», «административный процесс», «уго-
ловный процесс».