Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования

Важнейшие категории рынка - спрос и предложение, за которыми стоят покупатели и продавцы. Спрос и предложение приводят в движение механизм рынка. Они определяют количество производимых товаров, а также цену, по которой они продаются.

Механизм рынка не так просто понять, поэтому он часто воспринимается как хаотическое взаимодействие покупателей и продавцов; а цены, как кажется людям, устанавливаются без их участия. Легче всего рыночный механизм изучать на основе анализа рынка совершенной конкуренции.

Спрос - это количество товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести на рынке. Спрос всегда конкретен по величине, времени, месту и цене.

Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Размер спроса, его величина зависит от многих факторов, таких как цена товара, цены других товаров, денежные доходы покупателей, вкусы и предпочтения людей, потребительские ожидания, общее число покупателей и др. Среди перечисленных факторов, влияющих на величину спроса, наиболее значительными являются цены и доходы. Кроме предложенного набора факторов применяются и другие классификации, но в любом случае предполагается в качестве определяющего фактора - цена товара.

Функцию спроса по фактору цены можно задать в табличной форме, которая легко переводится в графический вид.

Р (руб.)
Q (шт.)

 
 
Рис. 5.1. Функция спроса по цене

Соединение точек на графике, каждая из которых показывает конкретную комбинацию цены и количества, позволяет построить кривую спроса D. Данная кривая всегда имеет нисходящий характер из-за обратной зависимости между Р и Q. Такую связь между ними принято называть законом спроса.Он гласит: при прочих равных условиях величина спроса увеличивается при снижении цен и, наоборот, сокращается при их увеличении.

Как и любой экономический закон, закон спроса не носит абсолютного характера, проявляясь лишь в массовом порядке. Поэтому есть исключение: спрос на товары первой необходимости при увеличении цен не сокращается (товары Гиффена). Перечень таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления.

Высокие цены делают товары для многих недоступными, поэтому их потребление часто становится престижным, повышает социальный статус покупателя, причем чем выше цена, тем привлекательнее товар (эффект Веблена). Так, появившиеся в начале 1990-х гг. на российских дорогах десятки тысяч дорогостоящих иномарок свидетельствовали не о росте благосостояния в стране, а о стремлении отдельных людей продемонстрировать свое материальное благополучие на фоне экономического кризиса.

Из сферы действия закона спроса выпадают также новые товары, впервые появившиеся на рынке, и товары, подвергшиеся ажиотажному спросу.

Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Цена товара и остальные факторы спроса по-разному влияют на состояние кривой спроса D. При изменении цены спрос не изменяется, а лишь увеличивается либо сокращается, двигаясь по кривой спроса D. Изменение остальных факторов спроса приводит к смещению кривой. Например, сокращение денежных доходов населения вызывает смещение кривой спроса D в положение D1, а увеличение доходов - в положение D2. Спрос в этих случаях изменяется.

Предложение - это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить на рынке. Оно также всегда конкретно по величине, времени, месту и цене. Как и спрос, предложение зависит от ряда факторов, таких как цена товара, цены других товаров, наличие производственных ресурсов, применяемой технологии, налогов и дотаций, числа продавцов и др. Такая зависимость называется функцией предложения.

Определяющий фактор предложения - также цена. При условии постоянства всех остальных факторов функция предложения показывает количество товара, предложенного на рынке, в зависимости от определенной цены. Данная функция может быть задана в табличной форме и проиллюстрирована графиком.

Р (руб.)
Q (шт.)

Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая всегда является восходящей из-за прямой зависимости между ценой и качеством товара. При прочих равных условиях предложение товара растет при увеличении его цены и, наоборот, снижается при ее уменьшении.

При анализе предложения также прослеживается различное воздействие на него цены и других факторов: цена оказывает влияние на увеличение или сокращение предложения, определяя его движение по кривой S, а остальные факторы изменяют предложение, смещая кривую.

Отдельный анализ спроса и предложения показал, что у них есть общая основа: цена товара и его количество. Рынок постоянно сводит покупателей и продавцов на рынке, в итоге спрос и предложение часто совпадают, и возникает рыночное равновесие. Цена, при которой пересекаются кривые D и S, называется ценой равновесия Е, или равновесной ценой, а количество товара - равновесным объемом.

Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Равновесная цена - результат многих рыночных сделок, но каждому из продавцов и покупателей она представляется как заданная на рынке. Принцип ее формирования можно проследить на графике.

Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Предположим, что продавцы поднимают цену на товар до Р1. Как следствие, нарушается равновесный объем товара на рынке QE: продавцы готовы продать Q1, а покупатели купить только Q2. При этом Q1 > Q2, и возникает избыточное предложение Qизбыт. Для его устранения продавцы вынуждены снижать цену и возвратиться к исходной равновесной цене Е.

Аналогично рынок отреагирует и на снижение цены, с той лишь разницей, что в этом случае образуется неудовлетворенный спрос (дефицит), который приведет к росту цены до равновесной.

Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Спрос и предложение товара. Механизм ценообразования - student2.ru Однако устойчивость рыночной цены не означает ее неизменности. Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения их кривые будут смещаться, а равновесная цена перейдет на другой уровень.

Таким образом, равновесие цен носит одновременно и устойчивый, и гибкий характер: они реагируют на объективные изменения рыночных условий и одновременно сдерживают субъективное, необоснованное их изменение. По этим причинам ни один государственный орган, даже идеально отлаженный, не может столь эффективно регулировать ценообразование, как сам рынок.

Наши рекомендации