Операции на открытом рынке
Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем ликвидных ресурсов коммерческих банков являются операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денежной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на ценные бумаги правительства достигается эффект колебания объема денежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кредитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.
Проведение на открытом рынке операций, известных под названием политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.
Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целесообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кризиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерческих банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгодной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и ликвидности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия центрального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгодными, чем условия предоставления кредитов населению и предприятиям нефинансового сектора.
Успеху политики открытого рынка способствует развитость институтов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь центральные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также предприятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.
Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Англии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с которыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг правительства.
Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла применение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих банков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществляют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скидкой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммерческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглашения РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на условиях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первичной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.
Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адекватного функционирования его механизмов.
На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:
- казначейские векселя;
-долговые обязательства правительства и местных органов власти;
- беспроцентные казначейские свидетельства;
- долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;
- особые векселя.
По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-
Часть III. Банковское посредничество: институты и организация
вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткосрочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил возможность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».
На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его динамики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обращаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:
- существовавшие до 10 августа 1998 г. бумаги, не подпадающие под реструктуризацию ГКО-ОФЗ;
- бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;
- новые инструменты государственного долга.
11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в значительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финансов.
Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обязательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позволит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпоративных.
См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..