Назначение, задачи и принципы землеустройства

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2007-2011 ГОДЫ)

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Их правильное и рациональное использование является важнейшим экономическим и политическим фактором развития всех отраслей экономики страны, а от того, как решается земельный вопрос в стране, во многом зависит и социально-политическая обстановка.

Как показывает зарубежный опыт, никакая экономическая реформа не дает ожидаемых результатов без совершенствования земельных отношений и их государственного регулирования.

В настоящее время государственное регулирование земельных отношений характерно для всех стран мира. При этом в экономически более развитых государствах это регулирование является более жестким.

Реальным механизмом регулирования земельных отношений является землеустройство, которое обеспечивает осуществление государственной земельной политики, повышение эффективности земельно-имущественного комплекса, перераспределение земель, переход к новым формам собственности и хозяйствования на земле, наведение порядка в землепользовании и охране земель.

Практика показывает, что только на основе землеустроительной документации, в комплексе увязывающей правовые, экономические, социальные, экологические, технологические и технические вопросы создания и совершенствования землепользования, возможно обеспечить повышение эффективности проводимых земельных преобразований, законодательное оформление и обеспечение гарантий прав земельной собственности, что является основным условием рыночной экономики.

Вместе с тем, анализ сложившейся ситуации в сфере проведения землеустройства за прошедшее десятилетие указывает на снижение роли землеустройства в осуществлении земельной политики государства, а отсутствие четкой программы его развития, правового, научно-технического, финансового и иного обеспечения стало сдерживающим фактором земельных преобразований. На неэффективность землеустройства было обращено внимание в рекомендациях рабочей группы по управлению земельными ресурсами Комитета по населенным пунктам Европейской Экономической Комиссии ООН, приведенных в «Обзоре управления земельными ресурсами в Российской Федерации» (2003 г.), где указано, что в России в настоящее время «...неэффективно организовано землеустройство с точки зрения общих концепций, ведомственных функций и методов реализации», а также что «.. .землеустройство сельскохозяйственных земель и планирование землепользования не являлись приоритетными задачами программы по земельной реформе, что привело к потере миллионов гектаров обрабатываемых земель». Здесь же было указано, что для стимулирования рынка земли в России, в том числе рынка земель сельскохозяйственного назначения, необходима «…правительственная поддержка в проведении землеустройства».

Геополитические, социально-экономические интересы Российской Федерации, ориентация государства на ускоренный экономический рост путем включения земельно-имущественного комплекса в активный экономический и хозяйственный оборот требуют восстановления надлежащей системы землеустройства в России. Воссоздание системы землеустройства на более высоком и эффективном уровне является сложным и многогранным процессом, что требует разработки концепции землеустройства. В ее основу должны лечь основные направления государственной политики в сфере регулирования проведения землеустройства и всех дальнейших преобразований в землеустроительной деятельности.

В данной научной работе отражена роль землеустройства в осуществлении проводимой земельной политики, а также сформулированы задачи, стоящие перед государством в области регулирования проведения землеустройства, направленного на повышение темпов экономического роста, снижение социального неравенства и ликвидацию бедности, дальнейшее утверждение политической и социально-экономической роли России в мировом сообществе, повышение уровня жизни населения.

В ней также определены важнейшие направления и приоритеты государственной политики в этой области, которые должны стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов; федеральных целевых программ; генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, иных схем землеустройства, схем использования земель и их охраны; установлении порядка проведения землеустройства; совершенствовании системы управления землеустройством и его финансирования; разработке других документов, решающих важнейшие проблемы землепользования и землеустройства в стране.

Представленная работа основывается на общегосударственных стратегических, программных и концептуальных документах, включающих Стратегию национальной безопасности, Экологическую доктрину Российской Федерации, Стратегию устойчивого развития, Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Концепцию федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», другие прогнозные и нормативные документы.

В разработке основных (приоритетных) направлений развития землеустройства в Российской Федерации на перспективу приняли участие: С. Н. Волков, Т. А. Емельянова, Г. А. Карцев, Е. С. Киевская, B. C. Кислов, А. В. Мальков, С. Г. Мирошниченко, В. Ф. Спиридонов, И. В. Фомкин.

Работа выполнена под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАСХН, доктора экономических наук, профессора С. Н. Волкова.

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Назначение землеустройства определено в ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывается, что землеустройство включает систему мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В ходе землеустройства создаются оптимальные условия эксплуатации земли во всех отраслях экономики, учитываются региональные, отраслевые, индивидуальные особенности ее использования решаются конкретные задачи организации землевладения и землепользования.

Учитывая то, что землеустроительная деятельность лежит в сфере общественного производства, обеспечивает проведение государством земельных преобразований в соответствии с новыми земельными отношениями, землеустройство имеет общегосударственный характер. Вместе с тем, оно выполняет и другие функции: отраслевые, ведомственные, межхозяйственные, внутрихозяйственные.

Землеустройство обеспечивает:

- реализацию земельной политики государства, земельной реформы и совершенствование земельных отношений;

- планирование и определение перспектив рационального использования земель и их охраны;

- образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, оформление планов границ земельных участков;

- обоснованное перераспределение земель по категориям, угодьям, формам собственности и субъектам прав на землю, создание специальных фондов перераспределения земель, зонирование территорий вне поселений;

- проектирование и закрепление на местности границ муниципальных и других административно-территориальных образований;

- межевание объектов землеустройства, закрепление их границ на местности;

- установление границ территорий и объектов с особыми режимами использования;

- получение информации о количественном и качественном состоянии земель и их использовании;

- внутрихозяйственную организацию территорий;

- организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

- разработку мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

- подготовку землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

- получение информации и подготовку землеустроительной документации для ведения государственного земельного кадастра и иной недвижимости, государственного мониторинга земель, государственной кадастровой оценки земель; государственного контроля за использованием и охраной земель, землеустроительного и градостроительного проектирования, осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами.

При проведении землеустройства должны соблюдаться следующие основные принципы:

- соблюдение интересов участников землеустройства и населения, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;

- создание равных организационно-территориальных условий для всех субъектов хозяйствования и развития всех отраслей экономики;

- учет перспектив и комплексности развития территорий;

- учет пригодности земель для предусмотренного целевого использования;

- сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов, обеспечение приоритета экологических требований над экономическими интересами при намечаемом использовании земель;

- обеспечение при формировании земельных участков их компактности, оптимальности по площади, удобного доступа к ним;

- недопущение дробления земельных участков и создания чересполосицы, дальноземелья и других неудобств в землепользовании, приводящих к невозможности использования их по целевому назначению;

- гласность в проведении и реализации землеустроительных мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на землеустраиваемой территории, и иных лиц;

- обеспечение стабильности землепользования и сохранение устойчивых элементов организации территории;

- комплексный характер организации территории и производства, обеспечение пропорциональности и сбалансированности между выделяемым земельным участком и обеспечением процесса производства;

- строгое соблюдение требований законодательства.

Наши рекомендации