Информационные системы в экономике
Н. Н. Бабикова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
Методические указания по выполнению контрольной работы
Сыктывкар, 2012
Бабикова Н.Н.
Информационные системы в экономике. Методические указания по выполнению контрольной работы. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2012. – 32 с.
ISBN
Методические указания предназначены для бакалавров направления подготовки 080100 Экономикаочной и заочной форм обучения. Методические указания содержат вопросы для подготовки к экзамену, варианты контрольных заданий и указания по их выполнению с примерами.
УДК 004:33(075.8)
ББК 65.050.2я73
ã Бабикова Н.Н., 2012
ã Сыктывкарский ун-т, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Вопросы к экзамену………………………………………. | |
2. Контрольная работа…………………..……………........... | |
Цель контрольной работы……………………….. | |
Задание 1…ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ…….…………….. | |
Задание 2…ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО…………… | |
Задание 3…ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ. DROPBOX…….. | |
Правила оформления контрольной работы…….. | |
3. Список рекомендуемой литературы……………………... | |
Введение
Специалисту экономического профиля необходимо уверенное владение базовыми приемами работы с компьютерной техникой, а если говорить о руководителях среднего и высшего уровня, то их работа в большой степени заключается в принятии решений относительно различных аспектов функционирования экономической информационной системы (ЭИС). Для этого необходимо знать теоретические основы построения ЭИС, структуру и виды ИС. Любой экономист работает в регулярном взаимодействии со специалистами в области информационных технологий. Поэтому экономист должен хорошо владеть терминологией в области информационных систем и информационных технологий, знать основы построения, проектирования ИС, существующие методы разработки и внедрения ЭИС на предприятии.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Информация. Информационные системы в экономике | |
Информация, данные, знания. История цивилизации как история информационных революций. Современное информационное общество. | |
Понятие системы, подсистемы. Свойства системы. Информационная система (ИС). Экономическая информационная система (ЭИС). | |
Классификация ЭИС | |
Классификация. Система классификации. Иерархическая и фасетная системы классификации. Системы кодирования. | |
Классификация ЭИС по различным признакам: по уровню применения и административному делению, по степени функциональности, по характеру обработки информации. | |
Классификация ЭИС по степени функциональности: локальные, многофункциональные, полнофункциональные. Корпоративные интегрированные ИС. ИС класса ERP. | |
Классификация ЭИС по характеру обработки информации: системы обработки данных – EDP, ИС управления – MIS, системы поддержки принятия решений – DSS. Системы бизнес-интеллекта (BI). | |
Структура ЭИС | |
Структура ЭИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы. | |
Внутримашинное информационное обеспечение ИС: файловая организация данных, базы данных, базы знаний, хранилища данных. | |
Реляционные базы данных. СУБД Access. Язык SQL. | |
Внемашинное информационное обеспечение ИС: система классификации и кодирования, система документации, система документооборота. | |
Техническое обеспечение ИС. Математическое обеспечение.Программное обеспечение. | |
Организационное обеспечение ИС. Правовое обеспечение. Эргономическое обеспечение. | |
Основные этапы и стадии разработки ИС | |
Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) ИС. Место и роль специалиста экономического профиля на каждом этапе жизненного цикла ПО. Модели жизненного цикла ПО: каскадная, поэтапная и спиральная. | |
Методологии и технологии проектирования ИС. Структурный подход к проектированию ИС. | |
Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. | |
Методология SADT. | |
Программные средства поддержки жизненного цикла ПО. CASE-средства. | |
Информационные технологии | |
Понятие информационной технологии (ИТ). Классификации информационных технологий. | |
Телекоммуникационные технологии: сетевые ИТ; интернет; электронная почта; гипертекстовая технология; технология мультимедиа; система электронного документооборота; информационные хранилища. | |
Internet. Поиск информации. Пертинентная и релевантная информация. | |
Internet. Облачные вычисления. IT-аутсорсинг. | |
Интеллектуальные технологии и системы | |
Искусственный интеллект. Понятие и классификация интеллектуальных ИС. | |
Системы, основанные на знаниях. Экспертные системы. | |
Методы представления знаний. | |
Применение интеллектуальных информационных технологий в экономических системах. | |
Защита информации в современных ИС | |
Анализ угроз безопасности в ЭИС. | |
Методы и средства защиты информации. | |
Прошлое, настоящее и будущее ИС и ИТ | |
Современное состояние развития компьютерной техники и информационных технологий. | |
Тенденции развития компьютерной техники и информационных технологий. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1. ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: | |||
Познакомиться с наглядным представлением определений понятий при помощи семантических сетей. | |||
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: | |||
Составить семантические сети для терминов из приведенного списка в соответствии с вариантом (последняя цифра зачетки). | |||
Вариант | Номера терминов | Вариант | Номера терминов |
1, 6, 8 | 1, 12, 9 | ||
2, 12, 9 | 2, 11, 8 | ||
4, 6, 9 | 3, 6, 9 | ||
3, 7, 8 | 4, 10, 8 | ||
5, 10, 8 | 5, 7, 9 | ||
СПИСОК ТЕРМИНОВ: | |||
1. Freeware – способ распространения программного обеспечения, при котором любой пользователь может свободно копировать и использовать программы. | |||
2. Поисковый робот – программа, являющаяся составной частью поисковой машины, и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения их в базу поисковика. | |||
3. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. | |||
4. Информатика – наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. | |||
5. Математика – наука, изучающая пространственные формы и количественные отношения окружающего мира. |
6. Электронно-цифровая подпись – это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает: проверку целостности документов; конфиденциальность документов; установление лица, отправившего документ. |
7. Система классификации – совокупность правил распределения элементов множества на подмножества на основании классификационных признаков. |
8. Информационное обеспечение ЭИС – это единая система классификации и кодирования информации; унифицированная система документации; схемы информационных потоков, циркулирующие в экономической системе; методология построения, состав и содержание баз данных. |
9. Организационное обеспечение ЭИС – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе создания и функционирования ИС. |
10. Правовое обеспечение ЭИС – это совокупность правовых норм, определяющих юридический статус, создание и функционирование ИС. |
11. Математическое обеспечение ЭИС – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, позволяющих решать задачи с помощью компьютерной техники. |
12. Программное обеспечение ЭИС – это совокупность системных и прикладных программ, реализующих задачи ЭИС и обеспечивающих устойчивую работу технических средств. |
ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ:
Выделяют три формы (формальные структуры) человеческого мышления: понятия, утверждения и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и/или явлений. Например, понятие «Птица».
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание чего-либо относительно предметов, явлений или их свойств. Например, «Птицы летают».
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, «Птицы летают. Пингвин – это птица. Следовательно, пингвин летает».
Понятие обозначается словом (словосочетанием). Языковой формой выражения суждения является повествовательное предложение, о котором имеет смысл говорить – истинно оно или ложно. Например, предложение «На Марсе есть жизнь» является суждением, хотя пока наука не может ответить на вопрос о том, истинно это суждение или ложно. Суждения раскрывают содержание понятий. Например, суждение «На Марсе есть жизнь» связывает между собой и указывает на свойства понятий «Марс» и «жизнь».
Различают понятия житейские (бытовые, ненаучные) и научные. Житейские понятия складываются в процессе практического опыта путем рассмотрения большого числа примеров и контрпримеров. Обычно житейские понятия не имеют строгих определений.
Слова, обозначающие научные понятия, называют терминами. Терминология – совокупность (набор) терминов для использования в какой-либо области деятельности. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. Для успешного изучение любого предмета важно в первую очередь освоить предметную терминологию.
Научные понятия можно разделить на первичные и понятия, имеющие строгое определение. Первичные понятия (например, точка, прямая, плоскость в геометрии) определяются неявно, через систему аксиом или путем некоторых пояснений. Например, одно из основных понятий информатики – понятие информации – не имеет строго определения.
Семантическая сеть – информационная модель суждения (совокупности суждений), имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют понятиям, а дуги (рёбра) задают отношения между понятиями.
На рис. 1. представлен пример семантической сети для понятия «электронное правительство»
Рис. 1. Сеть понятия «Электронное правительство»
Задание 2. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО
ЦЕЛИ ЗАДАНИЯ: |
Познакомиться с государственной программой «Информационное общество (2011- 2020)». Получить опыт создания презентаций с помощью программы POWER POINT с использованием инфографики. |
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: |
Создать презентацию с помощью программы POWER POINT, состоящую из 8-10 слайдов. Тема презентации определяется студентом самостоятельно и должна раскрывать какой-либо вопрос, связанный с реализацией в РФ государственной программы «Информационное общество (2011-2020)». Например, презентация может представлять собой обзор программы в целом. Можно посвятить презентацию рассказу о портале госсуслуг, либо функционированию электронного правительства РФ, либо реализации программы в Республике Коми и т.п. Можно также сравнить состояние электронизации общества в нашей стране с состоянием в других странах. Каждый слайд презентации должен содержать инфографику. |
ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ:
Инфографика (информация + графика) – это визуальное представление информации, используемое в тех случаях, когда сложную информацию нужно представить быстро и чётко: показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, организовать большие объёмы информации. Согласно проведенным научным исследованиям, графическая информация усваивается гораздо лучше, чем текст.
Активные сферы применения инфографики в современном мире: средства массовой информации, социальные сети, наука, бизнес, правительственные инфраструктуры.
Задание 3. ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ.
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ |
Получить опыт работы с облачным хранилищем данных. |
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ |
1. Установите программу-клиент Dropbox на Ваш ПК. 2. Авторизуйтесь на сайте Dropbox. 3. В папке Dropbox создайте новую папку с именем |
ФАМИЛИЯ_ИМЯ_ГРУППА |
4. Поместите в эту папку небольшой текстовый файл, имя файла – Фамилия.doc. |
5. Предоставьте преподавателю право совместного доступа к этой |
папке, для этого укажите адрес электронной почты – |
[email protected]. |
6. Преподаватель, получив доступ к папке, изменит имя файла, |
добавив к фамилии индивидуальный числовой код. |
7. В качестве результата выполнения данного задания следует |
разместить в тексте контрольной работы скриншот, |
на котором можно видеть имя созданной папки |
и новое имя файла. |
ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ:
Наиболее востребованным подвидом популярных облачных сервисов являются облачные хранилища данных. Важное достоинство облачных хранилищ заключается в возможности автоматической (или полуавтоматической) синхронизации данных.
В 2007 году выпускник Массачусетского технологического института Дрю Хьюстон создал сервис Dropbox, который объединил возможности инструментов для онлайнового резервного копирования, сервисов для хранения файлов и сервисов обмена информацией между пользователями. В настоящее время существует большое количество аналогичных сервисов, но Dropbox продолжает удерживать пальму первенства.
Схема работы Dropbox проста: локальные файлы, помещенные в определенную папку, копируются на удаленный сервер. При подключении к уже существующему аккаунту с другого компьютера создается еще одна локальная копия данных. Далее, если пользователь вносит изменения в файлы на одном из связанных компьютеров, версии обновляются во всех остальных расположениях: на сервере и на жестких дисках других компьютеров. Таким образом, Dropbox использует преимущества и онлайн-сервисов, и традиционных приложений. Иными словами, если вы работаете на чужом компьютере, вы можете получить доступ к своим файлам через web-интерфейс. С другой стороны, для того чтобы работать с файлами на своих компьютерах, постоянный доступ к Интернету не нужен – Сеть используется лишь для синхронизации.
Работа с Dropbox начинается с загрузки программы-клиента.
Заходим на сайт www.dropbox.com (рис.2., рис.3.).
Рис. 2. Стартовая страница DropBox
Рис. 3. Загрузка программы-клиента
После загрузки клиента запускаем Мастер установки и следуем инструкциям.
В процессе установки указываем данные о себе, в том числе указываем имя текущего компьютера (рис.4.). Указание имени компьютера необходимо для того, чтобы сервис различал ситуации, когда Вы входите в свое хранилище с разных ПК.
Рис. 4. Идентификация пользователя
Dropbox предложит выбрать тарифный план (рис. 5.).
Рис. 5. Выбор тарифного плана
Далее выбираем тип установки – обычный или расширенный (рис.6.). При обычной установке (Typical) папка DropBox будет расположена на Рабочем столе. При расширенной установке (Advanced) можно выбрать, где будет расположена папка Dropbox и какие папки будут синхронизироваться.
Рис. 6. Выбор типа установки
Мастер установки Dropbox создаст специальную папку Dropbox на рабочем столе, после чего установка программы-клиента будет закончена. В папке Dropbox по умолчанию находятся: папка Photos (фотографии), папка Public (публичные) и документ GettingStarted.PDF, рассказывающий об основных принципах работы Dropbox (на английском). Все файлы, помещенные в папку Dropbox, копируются на удаленный сервер.
Работать с информацией в папке Dropbox можно и в Интернете. Для этого необходимо авторизоваться на сайте www.dropbox.com: нажимаем на значок Sign in и создаем учетную запись (create an account). Если аккаунт уже создан, при входе на сайт с любого ПК вводим e-mail и пароль.
Dropbox позволяет совместное с другими пользователями использование папок, находящихся в папке Dropbox: папке нужно присвоить статус Share. Сделать это можно двумя способами:
1. заходим обычным способом в папку Dropbox и используем контекстное меню правой кнопки мыши (рис. 7.);
2. выбираем пункт меню Sharing на сайте Dropbox (рис. 8.) и заполняем поля приглашения (рис. 9.).
Рис. 7. Предоставление папке «Иванова23455» статуса «общая»
Рис. 8. Режим работы с общими папками
Рис. 9. Приглашение к совместному использованию папки
Адресат получит письмо на указанный адрес, и если согласен принять Ваше приглашение, то перейдет по указанной в письме ссылке (на компьютере адресата должен быть установлен сервис Dropbox). После этого папка будет доступна двум пользователям. Каждый может создавать, изменять и удалять файлы, находящиеся в этой папке.
Тестовый экземпляр!
Надежда Николаевна
Бабикова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
Методические указания по выполнению контрольной работы
Компьютерный макет
Н. Н. Бабикова
Лицензия на издательскую деятельность ЛР №020283 от 25.02.98.
Подписано в печать 27.12.02. Печать офсетная.
Бумага офсетная. Формат 84х108/16.
Усл.п.л. . Уч.-изд.л. .
Тираж 200 экз.
ИПО СГУ
167001, Сыкывкар, Октябрьский пр-т., 55
Отпечатано в типографии
Лицензия
167000, Сыктывкар,
Заказ №