Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница

Тесты к теме 4А

1. Определите черты депрессии: а) производство сокращается, безработица растет, доходы снижаются; б) ролная занятость, производство работает на полную мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению; в) производство расширяется до полной мощности, занятость возрастает до полной занятости, уровень цен начинает повышаться; г) глубокий продолжительный спад экономики, понижение уровня цен.

2. Отберите черты спада экономики: а) цены снижаются; б) цены не поддаются тенденции к снижению; в) работники заняты не полное рабочее время; г) рост деловой активности прекращается; д) производство работает не на полную мощность; е) уменьшается число работающих сверхурочно.

3. Отберите показатели, которые исследует статистика для определения цикла: а) уровень рождаемости населения; б) курс ценных бумаг; в) совокупное производство; г) количество заключаемых браков; д) уровень прибылей фирм; е) производство электроэнергии; ж) объем строительства.

4. Определите среднюю продолжительность соответствующих циклов -

А - малый цикл; Б - большой цикл; В – «длинные волны»: а) 1-2 года; б) 3-4; в) 5-6 лет; г) 7-8; д) 8-10; е) 11-12; ж) 25; з) 50; и) 100; к) 150 лет.

5. Политика стабилизации - это государственная политика по: а) увеличению массы денег в обращении; б) сокращению и ограничению роста денежной массы в стране; в) воздействию на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы; г) поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне.

6. Подберите понятиям их определения: А - стагнация; Б - стагфляция;

В - экономический шок; Г - классическая дихотомия.

1) Повышение уровня цен, сопровождаемое падением производства и высоким уровнем безработицы в стране. 2) Падение производства. 3) Теоретическое разграничение между реальными и номинальными переменными. 4) Внешнее воздействие на совокупный спрос или совокупное предложение, вызывающее их изменение.

7. К экзогенным факторам экономического цикла относятся:

а) увеличение дохода; б) увеличение инвестиций; в) войны; г) засухи.

8. К эндогенным факторам экономического цикла относятся:

а) нововведения, б) увеличение правительством выпуска денег; в) волны оптимизма и пессимизма; г) циклы возмещения основного капитала.

9. Какое из перечисленных явлений не соответствует периоду экономического спада: а) снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы; б) падение курса акций; в) сокращение спроса на труд; г) сокращение налоговых поступлений в бюджет; снижение прибылей корпораций.

4. Какой показатель сокращается с наступлением фазы подъема и увеличивается с наступлением фазы спада: а) объем новых заказов на предмет длительного пользования; б) курсы ценных бумаг; в) объем розничных продаж;

г) средняя продолжительность рабочей недели;

Б. Безработица

. 1. Охарактеризуйте текущее обследование населения. Перечислите три категории, на которые разделяет всех граждан страны Бюро статистики труда США. Как оно рассчитывает уровень безработицы?

2. Заполните пустые клеточки:

 
  Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru

= Число занятых + число безработных;

Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru

=

       
    Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru
  Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru
 

=

 
  Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru

Уровень увольнения = =

 
  Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru

Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru Уровень трудоустройства =

=
Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru U s

Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru 3. Объясните содержание формулы: L s + f. Решите задачу. В стране ежемесячно теряют работу 0,75% занятых и находят работу около 15% безработных. Чему равен устойчивый уровень безработицы?

4. Объясните на конкретных примерах, как связаны между собой уровни безработицы и занятости, почему утверждение «рабочие места относятся к редким благам» является заблуждением.

5. Проведите различие между: а) фрикционной безработицей и структурной; б) между фрикционной и структурной безработицей, с одной стороны, и циклической безработицей, с другой.

6. На графике модели рынка труда объясните повышение уровня безработицы в результате жесткости заработной платы. Объясните, чем вызывается жесткость заработной платы?

7. Ответьте на вопросы: а) какие существуют разногласия среди экономистов относительно законов о минимальной заработной плате?; б) почему профсоюзы рассматриваются как монопольная сила на рынке труда?; в) в чем суть разногласий между рабочими-инсайдерами и аутсайдерами? Как эти разногласия разрешаются?

8. Охарактеризуйте стимулирующую роль заработной платы и ее влияние на уровень безработицы. Почему политика высокой заработной платы на фирме рассматривается как хороший бизнес?

9. Каково значение данных о продолжительности безработицы для разработки государственной политики?

10. Допустим, страна переживает период снижения производительности.

Ответьте: а) что происходит с кривой спроса на труд?; б) как это изменение отразится на рынке труда, т.е. на показателях занятости, безработицы, величины реальной заработной платы, если до этого рынок труда находился в состоянии равновесия?; в) как это изменение отразится на рынке труда при условии, что профсоюзы настояли на сохранении уровня реальной заработной платы неизменным ?

11. Объясните, что представляют собой полная занятость и естественный уровень безработицы. От каких факторов зависит естественный уровень безработицы?

12. Охарактеризуйте положительные и отрицательные последствия безработицы.

13. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический - 9%. Пользуясь законом Ойкена, определите величину отставания ВНП в процентах. Если номинальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд. долл., то какой объем продукции был потерян из-за безработицы? Сформулируйте закон Ойкена.

14. Все население составляет 500 человек: дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях, - 120 человек; выбывшие из состава рабочей силы - 150 человек; безработные - 23 человека; рабочие, занятые неполный рабочий день и ищущие работу, - 10 человек. Рассчитайте: а) величину рабочей силы и б) официальный уровень безработицы.

15. Объясните, какими факторами обусловлена неравномерность распределения издержек безработицы среди населения. Чем экономисты объясняют повышение уровня безработицы, наблюдаемое на протяжении последних 40 лет?

16. Укажите основные направления государственной политики занятости. Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство?

17. Ответьте на вопросы: а) какие факторы искажают данные о безработице?; б) почему в разных странах различный уровень безработицы?

18. Что представляют собой кумулятивные процессы в экономике?

По горизонтали: 1) одновременное занятие, кроме основной, другой платной должности, а также выполнение, кроме основной, другой регулярной платной работы; 2) безработный, который мог бы быть нанят на фирму; 3) автор закона об отрицательной зависимости между уровнем безработицы и объемом ВНП; 4) участие трудоспособного населения в общественном труде; 5) невозможность части экономически активного населения применить свою рабочую силу.

По вертикали: 1) стихийный негативный отбор сотрудников фирмы, об-условленный низкой заработной платой; 6) незамещенная должность, свободное рабочее место в учреждении; 7) рабочий, занятый на фирме и заинтересованный в высокой заработной плате; 8) частичное возмещение из специального денежного фонда ущерба, причиненного потерей работы; 9) массовые организации трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве; 10) способность заработной платы сопротивляться ее понижению.

Кроссворд

Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru

Тесты 4Б

1. К неинституциональному населению относятся: а) подростки до 16 лет; б) безработные; в) занятое население; г) заключенные в исправительные учреждения; д) учащиеся и студенты; е) больные психиатрических лечебниц; ж) домохозяйки.

2. В понятие «рабочая сила» включаются: а) безработные; б) занятое население; в) учащиеся; г) домохозяйки; д) подростки до 16 лет.

3. Человек считается безработным, если он: а) входит в неинституциональное население; б) не имеет работы в течение недели во время обследования населения; в) делает попытки найти работу на протяжении предыдущих 4 недель; г) в данный момент готов приступить к работе.

4. Подберите формулы к соответствующим понятиям: А - рабочая сила, Б - уровень безработицы, В - уровень увольнения, Г - доля рабочей силы в общей численности взрослого населения, Д - уровень трудоустройства, Е - уровень занятости

1) Общая численность рабочей силы х 100% 2)__ Число занятых х 100% .

Численность взрослого населения Общая численность рабочей силы

3) Число потерявших работу х 100%

Численность занятого населения 4) Число занятых + число безработных;

4) Число нашедших работу х 100% 5) Число безработных х 100% ;

Численность безработных Общая численность рабочей силы

5. Уравнение U = s показывает: а) уровень безработицы;

L s + f б) связь уровней увольнения и трудо-устройства; в) зависимость уровня безработицы от уровней трудоустройства и увольнения; г) долю рабочей силы в общей численности населения.

6. Для перехода из числа неработающих в число безработных надо: а) от-казаться от предложенной работы; б) принять предложение о работе; в) начать активные поиски работы; г) не предпринимать усилий по поиску работы.

7. Между уровнями безработицы и занятости могут существовать следующие взаимосвязи: а) растет уровень занятости - падает уровень безработицы; б) растет уровень безработицы - падает уровень занятости; г) растет уровень безработицы - растет уровень занятости.

8. Укажите ошибочные утверждения: а) рабочие места являются редким благом и поэтому, чем больше людей их ищут, тем меньшая часть людей найдет работу; б) рост уровня безработицы отражает изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связано поступление на работу, ее поиски и отказ от работы; в) рабочие места редким благом не являются, т.к. всегда можно найти полезные дела для удовлетворения безграничных потребностей людей; г) рост уровня безработицы обусловлен автоматизацией, иностранной конкуренцией и другими факторами, замедляющими создание рабочих мест.

9. Подберите понятиям соответствующие определения: А - фрикционная безработица, Б - структурная безработица, В - циклическая безработица, Г - безработица ожидания

1) безработица, связанная с изменениями в спросе на труд по отраслям и регионам; 2) безработица, связанная со сменой места жительства, увольнением по несоответствию или из-за банкротства фирмы, профессиональной переориента-циией и т.п.; 3) безработица, вызванная стагнацией экономики и соответствующей недостаточностью общих расходов; 4) безработица, вызванная жесткостью заработной платы и вытекающей отсюда нехваткой рабочих мест.

10. Какие условия необходимы для того, чтобы фактический объем ВНП превышал потенциальный объем ВНП: а) дополнительные смены рабочих; б) сверхурочные работы и совместительство; в) сверхнормативное использование капитального оборудования; г) избыточные рабочие места.

Задачи и задания к теме 5

1. Назовите общие черты денежно-кредитных систем разных государств.

2. Охарактеризуйте разные типы денежно-кредитных систем и покажите исторический процесс вытеснения золота в качестве мировых денег.

3. Напишите структуру денежного предложения и охарактеризуйте

отдельные денежные агрегаты.

4. Объясните, почему бумажные деньги играли в прошлом и играют в настоящее время роль денег. Чем определяется покупательная способность символических денег?

5. Охарактеризуйте состав спроса на деньги и изобразите его графически.

6. Напишите формулу, определяющую количество денег в обращении и разъясните ее.

7. Изобразите графически модель денежного рынка и его конъюнктуру. Дайте соответствующее пояснение.

8. Посредством следующей корреляционной цепочки объясните правило: понижение цен на облигации увеличивает процентную ставку.

Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru Г. Равновесный объем производства и дохода 2 страница - student2.ru                

Кроссворд

                           
                               
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                               
                           
                               
                           
                               
                             
                               
                               

По горизонтали: 1) система металлического обращения, когда два металла служат деньгами; 2) долговое обязательство федерального резервного банка; 3) ценная бумага с фиксированным доходом по ней; 4) безденежный товарообмен; 5) накопление золота в качестве сокровища; 6) денежные агрегаты М2 и М3; 7) долговое обязательство коммерческих банков и сберегательных учреждений; 8) передаточная надпись на векселях, чеках и других ценных бумагах, которой оформляется передача прав по этим документам от одного лица другому; 9) свойство денег, определяющее их покупательную способность.

По вертикали: 10) вид частных кредитных денег; 11) национальная денежная единица; 12) свойство активов легко обращаться в наличность; 13) система металлического обращения, когда один металл служит деньгами; 14) денежные средства фирм и домохозяйств, находящиеся на хранении в кредитных учреждениях.

Тесты к теме 5

1. К общим чертам современных денежно-кредитных систем разных стран относится: а) использование символических денег; б) регламентация государст-вом форм и условий безналичного денежного оборота; в) регламентация государством условий обмена валюты на золото внутри страны; г) использование золота как удобного ликвидного средства.

2. Какая денежно-кредитная система предусматривала косвенный обмен на золото национальной валюты через иностранную валюту, обратимую в золото: а) монометаллизм и биметаллизм; б) золотомонетный стандарт; в) золотослитковый стандарт; г) золотодевизный стандарт.

3. Ликвидность – это: а) накопление золота в качестве сокровища; б) стабилизация обменных курсов валют; в) легкая обратимость активов в наличность; г) свободный обмен банкнот на золото.

4. Тезаврация золота – это: а) легкая обратимость золота в наличные деньги; б) создание золотого запаса центральными банками, казначейскими и специальными фондами; в) определение порядка выпуска золотых денег; г) историческое вытеснение золота в качестве мировых денег.

5. Символическими деньгами являются: а) металлические монеты; б) чеки; в) долговые обязательства федеральных резервных банков; г) деньги безналичного расчета.

6. Безналичные расчеты играют следующую роль: а) облегчают обмен валют; б) ускоряют оборот средств в хозяйстве; в) аккумулируют и накапливают денежные средства; г) облегчают возврат кредитов.

7. В денежный агрегат М3 входят: а) чековые вклады; б) наличные деньги;

в) крупные срочные вклады; г) мелкие срочные вклады; д) вклады на бесчековых сберегательных счетах.

8. Влияние «квазиденег» на экономику выражается в следующем: 1) расширяется денежное предложение при неизменном М1; б) усиливается инфляция; в) ослабляется контроль за предложением денег; г) усиливается склонность людей к расходованию денежных доходов.

9. Символы стоимости играют роль денег благодаря таким свойствам, как:

а) ликвидность; б) директивность; в) обмениваемость на золото; г) всеобщая приемлемость; д) редкость.

10. Спрос на деньги для сделок зависит от: а) номинального денежного ВНП; б) скорости оборачиваемости денежной единицы; в) объема сделок по без-наличному расчету; г) уровня процентной ставки.

11 Домохозяйства держат свои активы в следующих формах: а) накопление в виде наличных денег; б) вложение в ценные бумаги; в) приобретение материальных ценностей, например, предметов роскоши и антиквариата; г) покупка недвижимости.

12. Предложение денег осуществляет центральный банк посредством:

а) эмиссии денег; б) управления прочими банками; в) операций на фондовой бирже; г) экспорта товаров.

13. Какое из утверждений ошибочно: а) неравновесие на денежном рынке вызывает изменения в ценах на облигации и через них – в процентных ставках;

б) изменение процентных ставок воздействует на готовность людей хранить деньги; в) цены на облигации и процентные ставки находятся в прямой зависимости; г) изменение в готовности людей хранить деньги не влияет на равновесие на денежном рынке.

14. Индоссамент – это: а) средство получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом коммерческом учреждении; б) денежный резерв для безопасности в случае изменения денежной конъюнктуры; в) регулируемый денежный оборот в современном государстве, закрепленный законом; г) передаточная надпись на векселях, чеках и некоторых других ценных бумагах.

15. Широкомасштабные операции на открытом рынке, проводимые Центральным банком с целью облегчения доступа к кредиту: а) повышают курс государственных ценных бумаг; б) снижают общую величину резервов коммерческих банков; в) понижают общий уровень цен; г) повышают норму обязательных резервов, установленную для коммерческих банков.

16. Увеличение объема денежной массы не оказывает никакого влияния или оказывает очень слабое влияние на реальный объем национального продукта и уровень занятости: а) на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения; б) на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения; в) на классическом отрезке кривой совокупного предложения.

Задачи и задания к теме 6

1. Опишите и объясните исторический рост государственного сектора в рыночной экономике. Назовите его структурные элементы и отличие от частного сектора.

2. Что представляет собой государственный бюджет? Расскажите о наи-более важных статьях доходов и расходов федерального бюджета России.

3. Охарактеризуйте роль налогов в экономике и общие принципы построения налоговой системы. Приведите примеры легальных и нелегальных лазеек, позволяющих уклоняться от уплаты налогов.

4. Объясните значение индексации личного подоходного налога и фискального федерализма. Проведите различие между принципом налогообложения получаемых благ и принципом компенсации платежеспособности.

5. В чем отличие прогрессивных, регрессивных и пропорциональных налогов? Укажите в каждом случае возможность переложения части налогового бремени на других лиц: а) федеральный личный подоходный налог; б) 5%-й налог с продаж, взимаемый правительством автономной республики; в) федеральный акцизный налог на сахар; г) муниципальный поимущественный налог на недвижимость; д) федеральный налог на прибыль акционерного предприятия.

6. Допустим, для стабилизации экономики в России необходимо увеличить долю инвестиций и сократить долю потребления в национальном доходе. Какие конкретные изменения в налоговой системе можно рекомендовать для этого?

7. Каковы наиболее важные статьи расходов федерального бюджета России, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов? Почему в оценке влияния роста правительственных расходов на экономику важно провести различие между трансфертными платежами и правительственными закупками товаров и услуг?

Кроссворд

Наши рекомендации