Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования

Из рассмотренного предыдущего параграфа мы уже можем сделать вывод о том, что рынок, и особенно рынок несовершенной конкуренции, не лишен недостатков. Недостатки, как известно, принято маскировать и исправлять, используя для этого макияж или более кардинальные способы. Такую лечебно-исправительную функцию в отношении рынка призвано играть государственное регулирование. Давайте определим, что рынку неподвластно и неинтересно, а также какими методами государство может исправить недостатки рынка. К недостаткам рынка можно отнести следующие:

  • макроэкономическая нестабильность;
  • монополизм, угасание конкуренции;
  • игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):
  • отрицательные внешние эффекты (издержки перелива),
  • положительные внешние эффекты (выгоды перелива);
  • отсутствие интереса к производству общественных благ;
  • равнодушие рынка к социальным проблемам.

1. Макроэкономическая нестабильность. Функционирование рыночного механизма приводит к равновесию между спросом и предложением. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики (см. темы 9, 10, 11).

2. Монополизм. Угасание конкуренции. Мы уже говорили в параграфе 3.4 о негативном влиянии монополизации рынка на эффективное распределение экономических ресурсов. Поддержание конкуренции как основного регулирующего механизма в рыночной экономике является одной из приоритетных задач государства. Государственное антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции, а также к антитрестовскому законодательству.

3. Внешние эффекты (экстерналии). Внешними или побочными называются такие выгоды и издержки, с которыми не сталкиваются непосредственные участники рыночной сделки, а весь эффект, положительный или отрицательный, получает третья сторона.

Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими отходами чистый водоем, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает в данной ситуации (несет дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учета расходов на очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объем производства растет до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.

Государственное регулирование издержек перелива может быть двояким: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.

Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определенных товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и все население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников с высокой производительностью труда, а общество - активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объем производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом.

4. Общественные товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Такие товары и услуги называются общественными. Рынок не заинтересован в производстве подобных благ. Освещение городских улиц жизненно необходимо, но собирать плату с индивидуальных пользователей трудно и, наверное, невозможно. Оборона страны, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия, мониторинг стихийных бедствий, строительство и обслуживание маяков и т.д. Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. Эти товары и услуги могут производиться и предприятиями государственного сектора.

5. Социальные проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем. Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким образом, существуют значительные слои населения, у которых отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие-либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем (рис. 3.12).

Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования - student2.ru

Рис. 3.12

Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют государственного вмешательства в экономику. В реальной действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор.

Наши рекомендации