Организация к проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на территориальные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц. сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственные надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные органы осуществляют контроль в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе принципа разделения функций в пределах компетенции, предоставленной им законодательными актами, определяющими их статус.
Задачами государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение исполнения действующего законодательства в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдение федеральных и местных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций всеми органами исполнительной власти на соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта, независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм, их должностными лицами и работниками, а также гражданами.
В соответствии с этими задачами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют в составе органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям государственные инспекции в области защиты населения и территорий субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, которые выполняют следующие функции:
организуют и проводят в зоне своей деятельности инспектирование (проверки) структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющих задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций[5], органов местного самоуправления и организаций по выполнению возложенных на них задач в области зашиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативных требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
осуществляют надзор и контроль за состоянием готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организуют взаимодействие надзорных и контрольных органов, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, по осуществлению надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
анализируют состояние деятельности звеньев территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, организаций, готовят предложения по совершенствованию их работы;
готовят на основе результатов инспектирования (проверок) обзоры (доклады) о состояние дед в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляют их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссиям по чрезвычайным ситуациям, Управлению главной инспекции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по следствий стихийных бедствий и доводят до органов местного самоуправления и организаций для рассмотрения и принятия соответствующих решений;
организуют разработку и внесение на утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обобщают практику применения нормативных правовых актов и разрабатывают предложения по повышению эффективности их применения;
информируют общественность о выявленных нарушениях установленных требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участвуют в комиссиях по расследованию причин по установлению ущерба от чрезвычайных ситуаций;
участвуют в аттестовании аварийно-спасательных подразделений и их специалистов;
осуществляют методическое и практическое руководство действиями специальных территориальных органов по декларированию, страхованию и лицензированию опасных производств и транспортных средств на данной территории;
выполняют иные функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложенные на них органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор и контроль через орган специально уполномоченный и решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России), который образует Главную государственную инспекцию в области защиты населения к территорий от чрезвычайных ситуаций и государственные инспекции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям я ликвидации стихийных бедствий.
Основными задачами государственных инспекций являются:
осуществление методического к практического руководства действиями специальных территориальных органов по проведению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайные ситуаций;
обеспечение нормативно-технического сопровождения деятельности специализированных территориальных органов по координации территориальных структур федеральных надзорных органов исполнительной власти при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Привлечение территориальных структур федеральных надзорных органов к государственному надзору в области защиты населения и территорий осуществляется на основании специальных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации под руководством постоянно действующих территориальных органов управления. Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Процедуры участия привлекаемых территориальных структур федеральных надзорных органов в надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе рекомендаций МЧС России.
Основными результатами проведения государственного надзора и контроля в области зашиты населения и территории является выработка рекомендаций по мероприятиям, направленным на снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории, а также принятие обязательных для исполнения решений по результатам расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Механизм реализации результатов надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в принятии санкций в отношении граждан, должностных лиц и организаций, виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В случаях, установленных законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные инспекции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в отношении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
готовят соответствующие материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности;
предъявляют иски в суды общей юрисдикции или арбитражные суды о возмещении вреда, причиненного в результате их действий жизни и здоровью населения, окружающей природной среде.
Для реализации своих прав в борьбе с нарушениями в области предупреждения чрезвычайных ситуаций территориальные органы исполнительной власти могут выходить с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и разрабатывают проект соответствующего нормативного документа[6].
Правовой основой его разработки является положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», других законов Российской Федерации, перечисленных в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям, а также Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.