Тема 3. Понятие и виды бизнес-конфликтов

Задание для самостоятельной работы:подготовить реферат

Тема реферата:

1) Принципы, нормы и правила в сфере современных деловых отношений

Задание для выполнения(письменно)

1. Выбрать конкретный бизнес-конфликт (СМИ, Интернет) и дать его характеристику

№ п/п Признак Конкретный конфликт______________________
1. Конфликтная ситуация  
2. Зона конфликта  
3. Локализация конфликта  
4. Субъекты конфликта  
5. Инициаторы конфликта  
6. Предпосылки конфликта  
7. Конфликтогены  
8. Инцидент  
9. Объект и предмет конфликта  
10. Контекст конфликта (характеристики)  
11. Цели конфликта  
12. Средства конфликта  
13. Механизм возникновения конфликта  
14. Прямые результаты конфликта  
15. Последствия конфликта  
16. Способы и формы разрешения конфликта  
17. Способы профилактики конфликта  
18. Органы и службы, обеспечивающие урегулирование и решение конфликта  

Комментарий к схеме конфликтологической диагностики:

Конфликтная ситуация – обозначение противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

Зона конфликта – экономическое положение, структура социальной группы (или населения, условия жизни, экологическая ситуация…).

Локализация конфликта – где возник конфликт (место), время возникновения и длительность протекания (частота, непрерывность).

Субъекты конфликта – группа в целом, или ее представители, официальные/неофициальные представители. Истинные и подставные субъекты.

Инициаторы конфликта – пассивные и активные участники конфликта, провокаторы.

Предпосылки конфликта – реальные или мифологические события, предыстория, открытость информации, мотивы, слухи.

Конфликтогены – непосредственные действия/бездействия, которые ведут/могут привести к конфликту.

Инцидент – описание стечения обстоятельств, послуживших поводом для конфликта.

Объект и предмет конфликта – общее поле и сфера конфликта, конкретное содержание спорной проблемы.

Контекст конфликта – политические, правовые, моральные характеристики.

Цели конфликта – эскалация конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижение одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу, консенсусу или превосходству.

Средства конфликта – виды используемых материальных и символических средств, степень их использования, манипуляция или реальное применение.

Механизм возникновения конфликта – выяснение формулы конфликта: 1) конфликтная ситуация + инцидент; 2) сумма двух или более конфликтных ситуаций.

Прямые результаты конфликта – непосредственные результаты стычки, столкновения, компромисса.

Последствия конфликта – опосредованные и косвенные, их соответствие имеющимся целям.

Способы и формы разрешения конфликта – действия участников во всех фазах развертывания конфликта, направленность на разрешение или эскалацию конфликта и соответствующие модели поведения.

Способы профилактики конфликта – определение необходимых способов и видов профилактики.

Органы и службы, обеспечивающие урегулирование и решение конфликта – характеристика формальных и неформальных учреждений и служб, имеющих право (обязанных) участвовать в разрешении конфликта в качестве арбитров, третьей стороны, консультантов и т.д.

2. Прочитайте статью Д. Тюпышева Корпоративные войны // Правда Севера, 2006. 25 апреля Оригинальный адрес документа: httf;//www.arhpress.ru/ps/2006/4/25/19.shtml

Определите субъектов конфликта, их интересы, основные приемы, технологии, используемые для недружественного поглощения. Какую роль играли рейдеры, юридические службы АО, органы прокуратуры, милиции, депутаты Государственной Думы, СМИ? Сделайте анализ позитивных и негативных последствий. Кто выигрывает и почему?

Форма отчетности:Выступление с рефератом на семинаре.

Представление обоснованного и развернутого ответа на одно из заданий для самостоятельной работы

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение бизнес-конфликта.

2. Какие виды бизнес-конфликтов вы знаете?

3. Каково содержание конфликта – бизнес-государство?

4. Какие причины могут вызвать споры хозяйствующих субъектов?

5. В чем специфика конфликтов, связанных с конкуренцией?

6. Что понимается под корпоративными конфликтами? Назовите их основные проявления.

7. В чем заключается сущность гринмэйл? Его приемы; способы защиты.

8. Какие технологии, приемы применяют компании-агрессоры для захвата чужой собственности?

9. В чем заключается эффективная защита компаний-целей в борьбе с захватчиками?

10. Какое влияние оказывают корпоративные конфликты на поведение персонала организаций, подвергающихся нападению?

11. Какую роль при недружественных поглощениях играют рейдеры?

Темы для обсуждения

1. Дружба и бизнес

Три предпринимателя Антон. Василий и Сергей снимали в аренду помещение в одном здании. Предприниматели Антон и Василий торговали разными товарами Антон – музыкальными товарами, а Василий – хозяйственными. Антон и Сергей торговали одним товаром. С самого начала Антон и Сергей вели бизнес вместе, но в результате личного конфликта они разделились и стали вести свой бизнес по отдельности, но под одной крышей. Затем Антон пригласил Василия снимать в аренду помещение, т.к. в здании было свободное место. Антон и Василий были хорошими друзьями. Таким образом, Антон, Василий и Сергей стали торговать в одних стенах.

Кроме личной враждебности в отношениях Антона и Сергея между ними возникла конкуренция в бизнесе, т.к. они торговали одним товаром. У Антона цены были выше, чем у Сергея. В итоге Сергей «переманывал» покупателей у Антона.

Первоначальной причиной конфликта была личная ссора Антона и Сергея, затем появилась конкуренция. Сложился тяжелый для продавцов рабочий климат. Они не разговаривали и не общались друг с другом. Против Сергея было организовано несколько заказных проверок из различных инстанций, которые нашли ряд недостатков в деятельности. Сергей пытался бороться, перетянуть на свою сторону Василия, но из этого ничего не получилось.

Так как Антон и Василий были друзьями, они решили выжить Сергея из здания7 помещение в аренду сдавал человек, с которым теща Василия была в хороших отношениях. Арендодателя проинформировали о нарушениях Сергея и последнему было отказано в аренде.

Можно ли считать данную ситуацию типичной для российского малого бизнеса?

Чтобы делали вы на месте участников конфликта?

2. Новый магазин в селе «Карпогоры»

Предприниматель Позднев, имеющий постоянное место жительства в г. Северодвинске, решил построить магазин у себя на родине в селе Карпогоры Пинежского района. Местная сельская администрация отказала ему в этом ввиду того, что он не проживает в данном районе. Предприниматель очень быстро решил эту проблему и оформил все документы на строительство магазина на своего родственника Зимина.

Началось строительство магазина. Все расходы оплачивает предприниматель Позднев, но при этом заключает договор с родственником Зиминым о том, что по окончании строительства Зимин должен будет оплатить ему стоимость затрат. Если этого не произойдет, магазин переходит в собственность предпринимателя Позднева.

И вот магазин построен. Госкомиссия приняла объект в эксплуатацию. Произошло открытие магазина. Предприниматель Позднев обратился в Бюро технической инвентаризации с заявлением зарегистрировать право собственности на здание магазина.

Руководитель БТИ, рассмотрев представленные документы, отказал в регистрации письменно обосновав отказ тем, что в соответствии с существующими нормативными документами предприниматель Позднев не является собственником магазина. Договор между предрпринимателем и его родственником Зиминым не является договором отчуждения объекта, а может являться только договором на инвестирование строительства магазина. Руководитель БТИ предложил зарегистрировать объект на Зимина, а затем зарегистрировать сделку на отчуждение магазина или обратиться в суд о признании права собственности на здание магазина за Поздневым, тогда регистрация будет произведена на основании решения суда.

Зимин оценил ситуацию, быстро подал заявление на регистрацию объекта на свое имя, а отчуждать объект отказался, предложив Поздневу пользоваться магазином на правах аренды. Позднев не согласился с таким предложением и подал заявление с иском к Государственному учреждению «БТИ Архангельской области». В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде предприниматель выставил дополнительный иск и к своему родственнику Зимину.

При рассмотрении дела предприниматель требовал признать право собственности га здание магазина за собой, т.к. он нес все расходы по строительству. Его родственник Зимин утверждал, что он будет сдавать ему магазин на условиях безвозмездной аренды. Дело в арбитражном суде рассматривалось в течение шести месяцев. Суд вынес решение в пользу предпринимателя, который понес все издержки по суду, оплату услуг адвоката, убытки от неработающего магазина. Здание было зарегистрировано за Поздневым.

Можно ли говорить о перерастании одного конфликта в другой?

Как вы оцениваете действия родственника Зимина?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Какую роль в этом конфликте сыграла местная администрация, руководитель БТИ, арбитражный суд?

Литература :

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. -384 с.

2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов. М.: Академический Проект: Трикста, 2007. - 799 с.

3. Пискунова Л.П. Экономическая конфликтология. Учебное пособие. Екатеринбург, 2007

4. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012

5. Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. Изд. 2. СПб.: КД «Либроком», 2012. - 304 с.

6. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин и др.; под ред. Л.В. Сморгунова. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. –М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.

7. Дафт Р. Менеджмент: пер. С англ. /Р. Дафт. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006

8. Осиновский А.Д. На баррикадах корпоративных конфликтов. Ч. 1. Все на продажу. –СПб.: Изд-во ДНК, 2006

9. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005

10. Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. М., 2004

11. Тихомиров Б.И. Условия труда как источник производственных конфликтов. // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 2

Наши рекомендации