Ценообразование в условиях олигополии
Олигополия – это такой тип рынка, на котором:
• несколько предприятий обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть. Поставляемый на рынок товар может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой;
• некоторые предприятия имеют большой удельный вес (более 20%), так что они способны влиять на рыночную цену товара либо диктуя ее, либо варьируя объемом продаж, либо воздействуя на другие ценообразующие факторы;
• предпр-я осознают свою завис-сть от конкурентов как в ценообраз-ии, так и в др. ситуациях и должны учитывать их реакцию;
• вхождение на рынок данного товара обычно затруднено, что связано гл. обр. с эффектом масштаба, а также с защитой технологии и продукции патентами, лицензиями, большими рекламными и сервисными издержками.
Каждому предположению о характере реакции конкурентов на то или иное действие олигополиста соответствует своя модель олигополии.
Большое влияние на поведение олигополистов оказывает субъективный фактор – хар-р взаимоотн-ний м/у конкурирующими на рынке предпр-ями – это уникальная особенность олигополии.
Формы поведения предприятий на олигопол. рынке товара:
1) нескоординированная олигополия: предприятия не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, устраивающую всех;
2) сговор (или картель) предприятий, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками;
3) «игра по правилам»: предприятия делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия на отраслевом рынке.
1) Нескоординированная олигополия связана с различным поведением олигополистов в области установления цен.
Например, первоначально предпр-е выбрало цену и запланировало опред. объем выпуска своего товара. Что произойдет с объемом спроса, если одно предприятие-олигополист изменит цены?
Если предпр-е снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют его примеру, данное предприятие может ожидать, что объем спроса на его товар вырастет в меньшей степени, чем в случае, если бы конкуренты сохранили свою цену без изменения. Логично предположить, что конкуренты в этом случае, конечно, снизят цену на товар, чтобы не потерять своих покупателей.
Если предпр-е повысит цену, то конкуренты не последуют за ним, и объем продаж его товара увеличится в меньшей степени, чем это было бы при совместном повышении цен.
Поэтому предприятия-олигополисты воздерживаются от изменения цен. Такая модель объясняет относительную стабильность цен на товары олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей и равновесие рынка.
2) Сговор (картель) – явное или молчаливое соглашение м/у фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Когда сговор носит законный характер, олигополисты для устан-я фиксир-х цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей.
Картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих реш-я по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Затем согласованный объем делится м/у участниками картеля с помощью опред. квоты (доли) каждого из них в общем пр-ве или путем географич. закрепления рынков. Осн. проблема здесь – соглас-е решений м/у фирмами – членами картеля по вопросу устан-я системы ограничений (квот) для каждой фирмы. 2-ая проблема – принятие решений о монопольной цене и уровне выпуска.
3) «Игра по правилам» – компромисс м/у нескоординир. олигополией и прямым сговором. Предпр-я не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение опред. неписанным правилам. Такая политика позволяет избежать юрид. ответств-сти, предусмотренной антимонопольным закон-вом, а также уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, и облегчает достижение олигополистического равновесия.
Наиболее часто употребляемый прием «игры по правилам» – лидерство в ценах [все крупные измен-я цен сначала проводит одно предпр-е (обычно самое крупное), а затем, приближаясь к ним, меняют свои цены и остальные предприятия-олигополисты].