Выполнение функций маркетинга
Необходимо установить, выполняются ли на предприятии следующие функции маркетинга:
■ исследование конкурентов (изучение товаров конкурирующих марок, сравнительная оценка своих и конкурирующих товаров, слежение за повседневными действиями конкурентов, анализ позиций конкурентов на рынке);
■ исследование покупателей (потребителей);
■ разработка планов маркетинга;
■ управление производственной программой;
■ разработка товарной политики;
■ разработка ценовой политики (имеется в виду, что предприятие не просто математически рассчитывает цены, а продумывает ценовые стратегии);
■ организация сбыта товаров;
■ продвижение товаров.
Наличие на предприятии каждой из восьми приведенных функций маркетинга оценивается одним баллом. Максимальное количество баллов по этому подразделу — 8.
2. Роль и влияние маркетинга на предприятии.
Дается общая экспертная оценка положения службы маркетинга с приведением соответствующего числа баллов: незаметное положение — 1, иногда влияющее — 2, среднее — 3, влиятельное— 4, приоритетное — 5.
Определяются отделы предприятия, которые руководствуются рекомендациями службы маркетинга: высшее руководство, отдел снабжения, конструкторский отдел, производственный отдел, отдел сбыта, финансовый отдел, бухгалтерия. Включение в список каждого отдела оценивается одним баллом, максимальное количество баллов - 7. При наличии на предприятии другой структуры управления максимальное число баллов может быть другим.
Оценивается профессиональный уровень работников маркетинга. Оценка может проводиться либо экспертным путем, либо по формальным характеристикам работника (образование, стаж работы и т. д.):
■ очень высокий профессиональный уровень (высшее маркетинговое или экономическое образование й опыт работы не менее 3 лет) - 5 баллов;
■ высокий уровень (высшее маркетинговое или экономическое образование и опыт работы не менее 3 лет) -4 балла;
■ средний уровень (высшее непрофильное образование и опыт работы в маркетинге 1-3 года) - 3 балла;
■ ниже среднего (высшее профильное образование и отсутствие опыта работы) - 2 балла;
■ низкий уровень (непрофильное образование и отсут
ствие опыта работы) - 1 балл.
Общая оценка всех работников маркетинга предприятия определяется как средняя величина их индивидуальных оценок. 3. Финансирование маркетинга.Направления затрат на маркетинг:
ш заработная плата работников маркетинга;
■ приобретение специальных маркетинговых компьютерных программ;
■ приобретение печатных изданий по маркетингу;
■ оплата услуг специализированных маркетинговых организаций (исследования фирм, рекламных агентств);
■ Интернет.
Наличие затрат по каждому из этих направлений оценивается одним баллом. Максимальное количество баллов - 5. Зависимость финансирования службы маркетинга:
■ зависит от решаемых задач - 4 балла;
■ меняется вместе с финансированием других подразделений - 3 балла;
■ зависит от численности работников - 2 балла;
■ неизменное финансирование - 1 балл.
Общее количество баллов, которое может набрать оцениваемое предприятие по всем разделам, - 34. На основе этих баллов можно оценить состояние маркетинга на предприятии в целом и найти наиболее проблемные стороны этой деятельности. Для этого нужно определить отношение фактического числа баллов к максимально возможному по этому аспекту маркетинга. Пример приведен в таблице 10.1.
Далее полезно сделать анализ полученных цифр и дать им объяснение. В качестве образца приведем результаты и выводы одного исследования российских предприятий: «Полученные цифры позволяют увидеть, что ни одна характеристика организации маркетинга не достигает максимально возможного уровня. Лишь по выполнению маркетинговых функций фак-
Таблица 10.1 Оценка отдельных характеристик маркетинга на предприятии | < | |||
Характеристики маркетинга на предприятии | Максимальное число баллов | Фактическая оценка, баллы | Отношение фактической оценки к максимальной, % | |
1. Выполнение маркетинговых функций >• 2. Влиятельность маркетинговой службы на пред приятии ....... ит. д. | 8 5 | 75 40 | ||
Всего |
тическая оценка составляет 75% от максимума. Наиболее неудовлетворительной является оценка характеристики «влиятельность маркетинговой службы» (40%), а это значит, что рыночная ориентация предприятия неудовлетворительна. Технологическая, производственная и другие службы мало руководствуются рекомендациями маркетологов. В свою очередь, маркетинговая служба, в основном, занимается организацией сбыта и продвижения товаров, а товарная и ценовая политика не разрабатываются». И так далее по каждой характеристике маркетинга.
Рассмотренная методика оценки маркетинга, хотя и является довольно упрощенной, позволяет сделать количественную оценку и тем самым повысить определенность результатов анализа.
Ш БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник / Е.П. Голубков. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Изд-во «Финпресс», 2003. - 493 с.
2. Василевский Д.Ю. Новые возможности на гиперконкурентном рынке / Д.Ю. Василевский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 3. - С. 41-51.
3. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, В.Д. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - № 4. - С. 44-54.
4. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Белявский. - М.: Финпресс, 2001. -320 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -208 с.
7. Райкова Е.Ю. Теория товароведения: Учебн. пособие. Пособие/ Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. - М.: Издат. центр «Академия»; Мастерство, 2002. - 240 с.
8. Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение» / Э.В. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 21-29.
9. Барбасова 3. Оптимизация производственной програм
мы предприятий хлебопечения на основе применения «АВС-
анализа» / 3. Барбасова // Маркетинг. - 2003. -■№ 5. - С. 109-
111.
10. Кашин С. Товары разной стабильности / С. Кашин // Секрет фирмы, 2000. - № 4. - С. 44-47.
11. Типугин И. Назад в будущее / И. Типугин // Маркетолог. -2004. -№4. -С. 21-27.
12. Патрушева Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятии / Е. Патрушева // Маркетинг. - 2002. - № 1. -С. 80-85.
13. Андреева О.Д. Технология бизнеса. Маркетинг: Учеб. пособие / О.Д. Андреева. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. -
224 с.
14. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Го-лубкова. — М.: Финпресс, 2000. - 256 с.
15. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. — 2-е изд. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. - 256 с.
16. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ Гритен-ко, 2000. - 424 с.
17. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин. -М.:ИМП, 1999.-398 с.
18. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова. - М.: Ось-89, 1999. - 80 с.
19. Яновский А. Формирование ценовой политики предприятия / А. Яновский // Маркетинг. - 2002. - № 3. - С. 117-121.
■
20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2002. -704 с.
Лоскутова Е.Е. Рациональный ассортиментный портфель аптечной организации / Е.Е. Лоскутова // Фармацевтическое обо