Показатели оценки потребительских рынков товаров и услуг
На современный этап развития потребительского рынка все большее влияние оказывает глобализация экономики, представляющая собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему снижение государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг, что способствует развитию рыночной конкуренции.
В целях обеспечения единого подхода при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках МАП Российской Федерации утвержден «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». Данный порядок может быть использован: при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; в процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках. Кроме того, Государственным комитетом статистики утвержден статистический инструментарий для изучения конъюнктуры потребительского рынка, для организации государственного статистического наблюдения за внутренней торговлей и статистического наблюдения за деятельностью предприятий потребительского рынка.
Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического процесса. Однако, в представленных законодательных и нормативных актах такие характеристики конъюнктуры конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую оценку тенденций развития конкурентного рынка в целом. Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим руководство, организацию и проведение работ в области экономической конъюнктуры в Российской Федерации и ее регионах согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г . № 152, также не приводятся разъяснения сущности данных показателей при оценке рыночной ситуации.
Состояние конъюнктуры конкурентного потребительского рынка, изменения, происходящие в ней в результате воздействия различных факторов, могут быть оценены количественно с помощью экономических показателей, к которым относятся показатели внутреннего товарооборота; показатели внешней торговли; показатели кредитно-денежной сферы; а также данные об объеме капиталовложений; данные о заказах; цены и др.
В оценке и анализе тенденций развития потребительского рынка могут быть использованы такие методы исследования динамических процессов, как построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных регионов по темпам роста определенных экономических индикаторов рынка, а также индексный метод. Индексный метод позволяет оценить вектор и скорость развития потребительского рынка; отразить количественные компоненты динамики; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения рынка.
Перспективы развития конкурентного потребительского рынка, а, следовательно, и масштабы коммерческого риска в большей степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
Одним из объективных показателей изменения рыночной ситуации является индекс товарооборота, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.
Заключение
Субъектами рынка по современной классификации являются домашние хозяйства, частное предпринимательство (бизнес) и государство, в западной экономической литературе чаще именуемое правительством.
Домашнее хозяйство - основная экономическая единица, которая осуществляет функцию переработки приобретаемых на рынке товаров и услуг для собственного потребления и обеспечивает воспроизводство основного фактора общественного производства - рабочей силы.
Частные предприниматели (бизнес) - организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли.
Государство (правительство) - совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг.
Взаимодействие домохозяйств, бизнеса и государства графически изображено на рис. 1. Схема наглядно демонстрирует закон равенства суммарной стоимости производимых в обществе товаров и услуг сумме их меновой (рыночной) стоимости.
Выделяют следующие виды рынков:
- рабочей силы;
- финансовый (рынок ссудных капиталов);
- средств производства;
- технологий;
- потребительский;
- услуг;
- духовных благ.
Если рынок рассматривать как систему отдельных рынков, то каждый вид рынка будет составлять элемент его структуры.
Все виды рынков имеют разное общественное значение, которое определяется не самим рынком, а значением объектов рыночного обмена для системы общественного производства. Поскольку в современной экономике решающую роль играют рабочая сила, средства производства и финансы, то наиболее значимыми являются рынки этих товаров.
Рис. 1. Рыночный кругооборот и взаимодействие субъектов рынка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА–М, 2002г.
2. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Изд-во «Юристъ», 2000.
3. Котлер Ф. «Основы маркетинга». С. – П.,1996г.
4. Котлер Ф., Армстронг.Г., Сондерс Д., Вонг В. «Основы маркетинга». Изд. дом «Вильямс», 2003г.
5. Крылова Г. Д., Соколова М.И. «Маркетинг». М.:ЮНИТИ, 1998г.
6. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М. Н, Киселева Е. А. — Киров: Изд-во «АСА»,1995.
7. Лившиц А. Я, Никулин И. Н. Введение в рыночную экономику: Учебник. — Изд-во «Высшая школа», 1994.
8. Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1996.
9. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. И дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.
10. Рузавин Г. И, Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики: Учебник. — М.: Изд-во ЮНИТИ «Банки и биржи», 1994.
11. Рынок – микроэкономическая модель. – С.П. 1998. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е.
12. Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л.
13. Титова Н.Е., Кожаев Ю. П. «Маркетинг». М.:«Владос», 2003г.
14. Уткин Э.А. «Маркетинг». М.:«Тандем», 1999г.
15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И. П. — М.: Изд-во «Проспект»,1998.
16. Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.