Несовершенная конкуренция. Виды монопольного рынка.
Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия.
Монополия.Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. "Чистая монополия" - крайний случай несовершенной конкуренции. Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ее продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в отрасль почти невозможен.
Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке. Таким образом, вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.
Рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель, называется монопсонией.Монопсоноия – это монополия на стороне спроса. Это явление характерно для рынка ресурсов, характерно оно для рынка труда, когда один наниматель представляет 100% спроса на рабочую силу. Монопсонистом выступает государство, осуществляя закупки зерна, вооружения, а также являясь единственным заказчиком в области фундаментальной науки.
Чистая монополия характеризуется следующими чертами:
1. Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар илиоказывает услугу, т. е. понятие фирма и отрасль совпадают. В масштабах страны подобное явление встречается редко, но в пределах маленького города явление вполне реальное. Это может быть единственный телеграф, банк, гостиница.
2. Нет близких заменителей.Фирма производит уникальный товар, который не имеет близких заменителей, и у покупателя нет альтернативного выбора. В этих условиях производителю нет необходимости рекламировать товар.
3. Установление цены. Чистый монополист диктует цену. В условиях монопольного рынка фирма повышает или понижает цену, изменяя для этого объем производимого продукта
4. Барьеры для вступления в отрасль.Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.
Монопольное положение фирмы на рынке может быть обусловлено тремя причинами:
1. "Технические" особенности производства;
2. Прямая или косвенная правительственная поддержка;
3. Частный сговор.
Первый и второй источники порождают естественные монополии, третий – искусственные.
Естественные монополии. - это монополии, которые формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства, т.е. технические и экономические условия данных отраслей исключают конкурентные рынки.
В этих отраслях экономия обуславливается ростом масштаба производства, при полной неприемлемости конкурентной борьбы. К таким предприятиям относятся предприятия электросетей и газоснабжения, городской пассажирский транспорт, кабельное телевидение, водоснабжение, связь.
Этим отраслям обычно предоставляются государством определенные привилегии. В обмен на это правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.
Результатом является организованная или регулируемая государством монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции. Такие монополии контролируются государством, чтобы гарантировать потребителям извлечение выгоды от этой экономии в издержках.
К числу естественныхмонополий относятся и предприятия, деятельность которых защищена государственными патентами и лицензиями. Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение определенного времени, патентные законы обеспечивают его монопольное положение. Фирмы, достигающие такого положения путем их собственной научно-исследовательской работы, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию.
Искусственные монополии - это монополии, которые формируются на основе сговора или подавления конкурентов. Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.
На основе сговора может происходить горизонтальная интеграция предприятий, в результате чего возникают отраслевые монополии в виде картелей, синдикатов, трестов.
Картели - это соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства..
Синдикаты– более высокая ступень монополизации. В них предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая единые конторы по сбыту продукции.
Тресты – высшая форма промышленных монополий, где полностью объединяются и производство, и сбыт, и финансы предприятий.
Названные формы монополий были широко распространены в первые два десятилетия ХХ века.
В современной экономике представлены монополии на основе вертикальной интеграции,т.е. объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей.
Вертикальная интеграция является частью общего процесса диверсификации. Диверсификация– это проникновение капитала данного предприятия в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой его деятельности. Охватывая первоначально смежные и близкие по технологии отрасли, диверсификация впоследствии распространяется далеко за их пределы.
На базе диверсификации складываются концерны –крупные межотраслевые монополии, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных предприятий.
Следует отметить, что понятие чистой монополии обычно является абстракцией, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы-монополиста.
Следует различать чистую монополию и монопольную (рыночную) власть.Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта.
Олигополия.Олигополией называется рыночная ситуация при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.
Перваяхарактерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень концентрации тем больше доля производства приходится на небольшое число фирм - лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии. Типично олигопольным является рынок автомобилестроения. В России четыре автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США - 3 фирмы. Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях производящих как стандартизированные (сталь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, сигареты) продукты.
Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.
Третья черта - всеобщая взаимозависимость.
Наибольшее число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.
Взаимосвязь проявляется в различных формах поведения олигополистов - от «ценовой войны» до сговора. «Ценовая война» - это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка. «Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. На олигополистическом рынке «ценовые войны» недолговечны и олигополии начинают стремиться выступить между собой в сотрудничестве, чтобы избежать потери прибыли. В результате таких соглашений появились картели.
Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть они действуют как чистые монополисты. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции, т.к. олигополисты располагают достаточными финансовыми ресурсами для осуществления широкомасштабной рекламной компании и политики "ценовых складок".
Монополистическая конкуренция.Ей свойственны черты и монополии и совершенной конкуренции. Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм; для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована.
Признаки монополистической конкуренции:
1. Значительное число фирм на рынке и высокая степень конкуренции.
2. Фирмы производят дифференцированные продукты.
3. Активное продвижение фирмами своих товаров на рынок.
4. Новые фирмы легко могут войти в данную отрасль.
Из наличия большого числа фирм вытекает несколько особенностей монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над ценой. Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения производства. По существу монопольная конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Положение фирмы в данной рыночной ситуации существенно отличается от всех других рыночных ситуаций. В отличии от полной монополии такая фирма, не будучи единственным производителем данной продукции, находится под воздействием конкуренции других фирм производящих данную группу товаров - субститутов.
Фирма, находящаяся в ситуации монополистической конкуренции, может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, т.к. каждый из них оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим монополистическая конкуренция отличается от олигополии. И наконец, в отличие от совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу. В состоянии монопольной конкуренции могут находиться предприятия розничной торговли, службы бытового обслуживания населения, видеосалоны.