Культура и искусство. К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Значение культуры и искусства в национальной экономике страны определяется следующими параметрами: 0,6 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения (2003 г.).
Вместе с тем национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Соотношение между двумя подотраслями по показателю занятости в 1990 г. составляло: культура — 76 % , искусство — 24 % . В последующие годы занятость в подотрасли «Культура» возросла, а в подотрасли «Искусство» сокращалась, и в 2003 г. соотношение между ними составило: культура — 84 %, искусство — 16 %.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь. Министерство культуры является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия, и подчиняется непосредственно правительству страны.
Законом «О культуре в Республике Беларусь» (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи. Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка.
Государственные органы осуществляют регулирование и управление в отрасли «Культура» по следующим основным направлениям:
• формирование и реализация государственной политики в отрасли;
• разработка и утверждение государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение их выполнения;
• определение и периодический пересмотр государственных минимальных социальных стандартов в отрасли;
• создание государственных организаций культуры и руководство их деятельностью;
• планирование, проектирование и строительство объектов культурной инфраструктуры;
• стимулирование деятельности в области культуры путем предоставления гарантий субъектам творческой деятельности, льгот некоммерческим организациям культуры, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную и спонсорскую деятельность.
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4—5 %. В целом складывается примерно следующее соотношение общих расходов по системе Министерства культуры: за счет республиканского бюджета — 20 %, местных бюджетов — 80 %. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры: доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники.
Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на централизованное приобретение книг для библиотек; централизованные мероприятия по культурно-просветительной работе; приобретение оборудования; капитальный ремонт. Необходимы финансовые средства на создание новых театральных постановок и концертных программ для театрально-зрелищных организаций, финансируемых из областных бюджетов, а также для учебных заведений на приобретение музыкальных инструментов и современных технических средств обучения.
Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Ежегодно Министерством культуры за счет централизованных средств и грантов фонда приобретается значительная часть произведений изобразительного, декоративно-прикладного, драматического и музыкального искусства белорусских авторов. С целью финансовой поддержки реализации творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи Беларуси ежегодно присуждаются государственные стипендии.
Организации (учреждения, предприятия) культуры в Республике Беларусь делят: по содержанию деятельности — на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; По основной цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности — на государственные и частные. Некоммерческие организации культуры создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации культуры создаются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях. Сохраняются традиции разделения культуры на государственную и ведомственную (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий).
В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.
В подотрасль «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.
Научно-технический прогресс оказал большое влияние на сферу культуры, в которой используются новейшие достижения информатики и радиоэлектроники, лазерной физики, кабельного и спутникового телевидения, производства аудио- и видеопродукции, рекламы, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, которая существенно сказывается на качестве услуг, сохранении предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога, ведутся работы по созданию автоматизированных технологических систем в музеях страны, информационной системы по культуре и искусству Беларуси в сети Интернет и др. Все это привело к расширению толкования отрасли «Культура и искусство», включению в нее новой подотрасли, получившей название «Индустрия культуры».
Наибольших сетевых параметров отрасль «Культура и искусство» достигла в 1960—1970 гг., затем численность учреждений стабилизировалась, а за последнее десятилетие XX в. — сократилась. В советский период сеть организаций, занимающихся культурной деятельностью, формировалась как сеть государственных учреждений, а также учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами учреждений культуры. Для городов и сельских населенных пунктов с разной численностью населения и разным административным статусом предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.
Пользование библиотеками, другие культурно-просветительные услуги были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные учреждения культуры и искусства финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание объектов культуры, принадлежавших предприятиям, колхозам, профсоюзам, покрывались за счет их собственных средств.
На рубеже XX и XXI вв. обретение государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991—1995 гг., снижение уровня жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры и искусства: снизился уровень посещаемости театров, музеев, кинотеатров в связи с многократным увеличением цен на билеты и удорожанием услуг. Резко ухудшилось материально-техническое обеспечение ведомственных и профсоюзных учреждений культуры. Предприятия стремились избавиться от объектов культуры, передавая их в аренду коммерческим структурам или в коммунальную собственность. Размер оплаты труда работников культуры и искусства составлял примерно 70—75 % заработной платы в среднем в экономике и значительно отставал от оплаты труда в промышленности. В итоге за 1991—1995 гг. численность занятых в отрасли сократилась на 5,4 %.
На сокращение сети и посещаемости кинотеатров, клубов, домов культуры, публичных библиотек в значительной степени повлияло снижение их популярности и изменение культурных потребностей населения, расширение возможностей телевидения, появление новых видов развлечений на базе видео- и компьютерных технологий, распространение и рост популярности дискотек, ночных клубов, казино и других учреждений.
Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений. Они осуществляют сбор и обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотек. Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
В Республике Беларусь библиотеки делятся на государственные и частные. К государственным относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; к частным — библиотеки, основанные негосударственными физическими или юридическими лицами.
Система государственного регулирования и управления библиотечных дел определяется Законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г., в ред. 2002 г.). Общее управление библиотечным делом осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь, основными функциями которого являются: участие в формировании и проведении единой государственной политики в отрасли библиотечного дела; разработка и реализация государственных программ его развития; разработка научно обоснованных нормативов материального и финансового обеспечения государственных библиотек и библиотечного обслуживания населения, библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов.
Дополнительное финансирование библиотек может осуществляться за счет денежных средств, полученных от оказания платных услуг и другой предпринимательской деятельности, от физических и юридических лиц, благотворительных поступлений и других источников.
По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные, сельские библиотеки.
Национальная библиотека Беларуси является главной универсальной научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью; книжный фонд библиотеки составляет 7,5 млн экз., или 10,1 % библиотечного фонда страны.
По содержанию библиотечных фондов (т.е. упорядоченной совокупности документов, предназначенных для сохранения и общественного пользования) библиотеки делятся на универсальные (по всем отраслям знаний) и отраслевые. Для удовлетворения профессиональных и других интересов отдельных групп населения созданы специальные (отраслевые) библиотеки различных уровней.
По назначению библиотеки делятся на публичные и специальные. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные библиотечные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. Более 90 % публичных библиотек находится в ведении Министерства культуры Республики Беларусь.
В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств имеются научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующей организации или учреждения. Учет таких библиотек осуществляется путем проведения переписи.
Система публичных библиотек Беларуси в 2003 г. включала 4743 организации (в городах — 1021, сельской местности — 3722). На протяжении 1991—2003 гг. сеть публичных библиотек сократилась на 24 %, происходило это преимущественно в сельской местности. Часть небольших сельских библиотек реорганизована в клубы-библиотеки, часть закрыта полностью.
Библиотечные фонды в настоящее время включают не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио-, видеоматериалы. Всего книг и журналов на конец 2003 г. в библиотеках страны насчитывалось 74,2 млн экз. (в городах — 41,8 млн экз., сельской местности — 32,4 млн экз.). Если в городах библиотечные фонды за последние годы стабилизировались, то в сельской местности они продолжают сокращаться, что объясняется недостатком финансовых средств и ростом цен на печатные издания. В среднем на одну библиотеку приходится 16 тыс. экз. (в городах — 41 тыс. экз., сельской местности — 9 тыс. экз.).
Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги).
Для большинства современных музеев характерно единство научно-исследовательских и образовательно-воспитательных функций. Специфические формы деятельности музеев — экспозиции, выставки. Профиль музея определяется его отношением к определенной отрасли науки, искусства, производства. По профилю музеи делятся на исторические, искусствоведческие, литературные, технические.
В ведении Министерства культуры находится абсолютное большинство музеев — всего 136, из них исторических — 31, мемориальных — 14, краеведческих — 71, естественнонаучных — 3, искусствоведческих — 13, литературных — 2, отраслевых — 2. Одной из главных характеристик музеев является размер музейных фондов, который в настоящее время составил более 2 млн единиц. Самым крупным музейным фондом обладают: Национальный музей истории и культуры Беларуси — более 258 тыс. единиц, Витебский областной краеведческий музей — почти 167 тыс. единиц, Гродненский государственный исторический музей — 1556 тыс. единиц.
За 1991—2003 гг. наблюдается поступательный рост государственной музейной сети. Наиболее активно процесс музеефикации происходил в 1991—1995 гг., тогда было создано 35 новых музеев (включая филиалы); затем этот процесс стабилизировался. Общее число посещений музеев в 2003 г. составило 3,6 млн, что на 21,7 % меньше, чем в 1990 г.
Музеи содействуют изучению и осмыслению истории и культуры Беларуси, воспитанию национального самосознания граждан страны, приобщению их к национальному и общечеловеческому наследию. В этой связи следует ожидать, что при более благоприятных социально-экономических условиях развитие музейной сети Беларуси будет продолжаться.
Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.
В Республике Беларусь получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы (дома) культуры, клубы, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании, остальные находятся в ведомственной подчиненности других органов управления, профсоюзов, сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с административно-территориальным делением функционируют: районные и городские дома культуры (как правило, имеют собственное здание и выполняют целый спектр культурно-просветительных функций); сельские клубы (реже дома культуры, уровень их развития и оснащенности напрямую зависит от уровня развития соответствующего сельхозпредприятия).
Несмотря на сложные социально-экономические условия, клубные учреждения сохранили свою жизнедеятельность. На конец 2003 г. их насчитывалось 4234, в том числе: в городах — 581 (13,7 %), в сельской местности — 3653 (86,3 %). Преобладание сельских клубных учреждений объясняется особенностями мелкопоселкового сельского расселения и организации культурно-просветительной работы. В сельской местности клуб является, порой, единственным очагом культуры, где проводятся все массовые мероприятия: собрания, киносеансы, вечера отдыха и т.д.
Клубные учреждения стремятся улучшить свое экономическое положение, оказывая платные услуги населению. Районные и городские дома культуры получают дополнительные финансовые ресурсы от платных мероприятий: киносеансов, лекций, вечеров отдыха, спектаклей, концертов, различных курсов и кружков по интересам, а также от сдачи в аренду временно пустующих помещений.
Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь насчитывают 28 профессиональных театров, в том числе 2 театра оперы и балета, 18 драматических, 8 детских и юного зрителя; 13 государственных концертных учреждений и 2 госцирка. За 1991—2003 гг. число профессиональных театров увеличилось на 33,3 %, а число посещений сократилось на 31,8 %.
Уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 % . В 2001 г. средняя заполняемость зрительного зала в Национальных академических театрах составила: оперы — 79 % , балета — 100, имени Янки Купалы — 85, имени М. Горького — 85,5 % . Высокой была заполняемость зрительных залов в драматических театрах: Могилевском областном — 95 % , Мо-зырском имени И. Мележа — 89, Гомельском областном — 85,5 %. Заполняемость кукольных театров составила от 95 до 100 %.
Наметилась тенденция активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями. Ведущие позиции в этом направлении занимает Белорусская государственная филармония, а в регионах — областные филармонии.
Дальнейшее совершенствование театрально-зрелищной сферы связано с укреплением материально-технической базы профессиональных театров, включая ремонт зданий, обеспечение их современным техническим оборудованием, транспортными средствами, позволяющими обслуживать сельскую местность, удаленные регионы. Требуется разработка программы развития театрально-зрелищных учреждений в малых и средних городах. В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве определены новые стратегические направления, в их числе целевые программы концертного обслуживания с пропагандой высоких образцов классического искусства и белорусской музыки.
Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, его значение в жизни многих поколений людей очень велико. Киноискусство базируется на современных методах промышленного производства с широким использованием современных достижений науки и техники. Художественный фильм является результатом сложнейшего процесса, в котором творчество литератора, режиссера, актеров сочетается с многогранными техническими и хозяйственными составляющими. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, отличающийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
В Республике Беларусь создана техническая база кинопроизводства, функционирует Национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной демонстрацией кинофильмов (учебные заведения, детские учреждения и др.). На конец 2003 г. в Беларуси работало 2329 киноустановок с платным показом, в том числе 148 кинотеатров. За 1991 — 2003 гг. общее число киноустановок сократилось почти в 3 раза, а кинотеатров — в 1,4 раза. Общее число посещений киносеансов по всем киноустановкам страны сократилось в 14,6 раза, в кинотеатрах — в 9,5 раза. Устойчивой тенденцией является продолжение сокращения киноустановок в сельской местности. В основном они закрываются из-за изношенности проекционного оборудования, а также помещений, находящихся в аварийном состоянии, или в населенных пунктах с незначительным количеством жителей.
Сокращение киносети восполняется использованием других видов экранных технологий: открытием видеозалов, видеосалонов и организацией работы передвижных видеопроекционных установок. В 2003 г. работало 405 видеозалов и видеосалонов, которые посетили 3,3 млн человек. Использование видеопроекционных установок позволяет значительно разнообразить репертуар и улучшать качество проекции (по сравнению с устаревшей киноаппаратурой), сводя к минимуму эксплуатационные расходы.
Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, формирование благоприятной среды нации, укрепление международного авторитета Беларуси. Этому процессу будет содействовать реализация государственной программы «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.» и региональных программ развития культуры и искусства.
Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Особое внимание предполагается уделить развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, увеличению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени.
Формированию эффективно действующего экономического механизма развития культуры несомненно будет содействовать законодательно установленный объем бюджетного финансирования отрасли «Культура и искусство» в размере до 1 % ВВП. Для покрытия расходов на содержание учреждений культуры, а также привлечения дополнительных средств в регионах изыскиваются возможности развития и увеличения объемов платных услуг населению.
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств необходима последовательная работа в регионах по упорядочению сети учреждений культуры, включая закрытие учреждений, находящихся в неудовлетворительном функциональном состоянии и расположенных в малочисленных населенных пунктах; оптимизации режима работы сельских учреждений культуры; упорядочению структуры и численности аппарата управления, сокращению затрат на его содержание; выполнению мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению.
Государственные капитальные вложения в 2001—2005 гг. направлены в первоочередном порядке на строительство нового здания Национальной библиотеки Беларуси, реконструкцию здания Национального академического Большого театра оперы и балета, реставрацию мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», сооружение ряда объектов культуры в регионах. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы в Национальном историко-культурном заповеднике «Несвиж», Мирском замке и на других объектах культуры.