Экстерналии (внешние эффекты) и их классификация. Необходимость и способы нейтрализации внешних эффектов

Экстерналии – это воздействующие на природу внешние эффекты (или последствия) хозяйственной деятельности человека. В подавляющем большинстве случаев эти последствия негативны: загрязнение воздуха, воды, почвы, деградация биосферы в целом. Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении виновников, заинтересованных лишь в минимизации своих внутренних издержек производства, а внешние, экстернальные, издержки их обычно не интересуют. Эти внешние издержки, как правило, несут другие.

Классификация:

1) Временные экстерналии (между поколениями). Каждое поколение людей оставляет следующим поколениям знания, материальную и духовную культуру, достижения научно-технического прогресса. Это положительные экстерналии. Но есть и отрицательные, например, исчерпание невозобновляемых ресурсов, загрязнение биосферы.

2) Глобальные экстерналии (в масштабах планеты). Это озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение Мирового океана, т.е. планетарные экологические проблемы, имеющие не национальный, а мировой масштаб.

3) Межсекторальные экстерналии (между различными секторами экономики). Разные секторы экономики (промышленность, энергетика, транспорт) оказывают негативное влияние на биосферу, причем чаще всего «страдает» сельское хозяйство.

4) Межрегиональные экстерналии (между субъектами РФ). Это аналог глобальных экстерналий, но в рамках одной страны.

5) Локальные экстерналии (местные). В основном, экологические проблемы возникают рядом с нами, а их виновниками чаще всего оказываются конкретные предприятия-загрязнители и автотранспорт (в крупных городах). Жертвами оказывается население, другие предприятия (как в нашем примере с химическим комбинатом), природные объекты (местная речушка, лес, деревья на обочинах дороги и т.п.)

Одним из наиболее реальных инструментов минимизации экстерналий является интернализация внешних экологических эффектов. Теоретически внешние эффекты могут быть устранены либо в частном порядке, либо посредством государственного вмешательства.

Государственные методы интернализации:

· Административные меры регулирования

· Стимулирующие экологические налоги и платежи – это инструменты, основная цель которых состоит в изменении поведения, наносящего ущерб окружающей среде

К экономическим инструментам интернализации экологических экстерналий можно отнести следующие:

– налоги и платежи;

– субсидии;

– финансово-кредитные меры;

– система обязательной ответственности;

– система целевого резервирования средств.

45. Асимметричная информация. Рынок «лимонов»

Асимметричность информации в микроэкономике — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Джордж Акерлоф в своей работе Рынок «лимонов» в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Эта модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Особенность такого рынка состоит в том, что продавцы имеют преимущества в обладании информацией над покупателями. В результате происходит неблагоприятный отбор: покупатели выплачивают цену, находящуюся в интервале между ценой, устраивающей продавца хорошего автомобиля, и ценой, устраивающей продавца «лимона» (автомобиля плохого качества). Следствием этого являются уход с рынка продавцов хороших машин и формирование «неполного» рынка.

Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения.

Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.

Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Наши рекомендации