Стратегии реализации нововведений

Фирмы выбирают одну из двух основных стратегий внедрения нововведений в производство:

- технологическое лидерство (наступательная стратегия);

- технологическое подражательство (имитационная стратегия).

Технологическое лидерство позволяет достичь технологического отрыва от конкурентов, может создать для фирмы позицию с наименьшими в отрасли издержками либо производителя, предлагающего уникальный продукт, либо продукт с особыми свойствами. Лидерство сопряжено с рисками неудач и повышенными расходами.

Проведение первичных инноваций требует значительного научно-технического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» нововведений в области производства товаров широкого потребления составляет 40 %, в сфере промышленного производства – 20 %, в сфере услуг – 18 %. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. Более 60 % первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет.[1] Однако не только (и не столько) молодые фирмы, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают идти по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество – новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения на новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.

Технологическое подражательство («фирма подражатель») часто добивается больших успехов, чем лидер.

Привлекательность подражательства:

- изучение опыта лидера;

- возможность избежать крупных первоначальных издержек;

- снижение риска.

Такая стратегия имеет право на существование.

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы ЖЦТ.

Помимо наступательной и имитационной cтратегий выделяют также оборонительную стратегию.Характеристика стратегий представлена в табл. .

Таблица Инновационные стратегии

Вид стратегии
. Наступательные характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственна малым инновационным организациям.
Оборонительные направлены на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты–результат" в инновационном процессе. Данный тип стратегии предполагает создание рыночных барьеров для ноаых конкурентов и требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Имитационные используются организациями или организациями которые имеют сильные рыночные и технологические позиции, но не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть стратегии в том, что копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок организациями-лидерами.

Наши рекомендации