Национальный речевой этикет
Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.
Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.
Речевой этикет современности
В современном мире, и тем более в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом. Скорость изменений, происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.
Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной - знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.
Контрольные вопросы
1. Что мы называем речевым этикетом?
2. Что такое «устойчивые формулы речевого общения»?
3. Какие реплики следует использовать при знакомстве?
4. Какими репликами целесообразно закончить деловую встречу?
5. Какие речевые формулы благодарности вы можете назвать?
6. Назовите основные формы выражения просьба (совета).
7. Какие речевые формулы могут быть использованы при отказе (при извинении)?
8. Какую роль в речевом этикете играет национальная принадлежность партнера?
9. Приведите примеры особенностей в поведении, мимике и жестах представителей различных национальностей (японцев, корейцев, немцев, англичан и русских) в ходе деловой беседы? Определите сходства и различия.
10. Приведите свои ситуации использования речевого этикета в общении. Какие национальные особенности речевого этикета вы используете в общении?
Задание 1. Приведите этикетные формулы знакомства, приветствия, прощания. Составьте диалог.
Составьте приглашение и поздравление, используя речевой этикет для торжественных ситуаций.
Разыграйте ситуацию, применяя деловые этикетные формулы.
Задание 2. Разыграйте ситуацию. Настройтесь на доброжелательное, спокойное, доверительное общение, чтобы уже первые ваши слова прозвучали в нужной тональности.
Задание 3. Разыграйте деловую игру «Плановая эвакуация при пожаре».
Задание 4. Напишите синквейны на темы «пожар» и «эвакуация».
Задание 5. Приведите примеры национальных особенностей речевого этикета народов, проживающих в РК. Какие сходства и различия вами обнаружены?
Задание для СРСП. Подготовьте выступление, используя правила этикета.
Практическое занятие 18. Риторика. Устное выступление. Составление письменной речи. Культура деловой профессиональной речи. Коммуникативные качества речи. Особенности речевого поведения в профессиональной экономической среде.
Справочный материал.
Рито́рика (др.-греч.
— «ораторское искусство», «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.Возникновение риторики (V в. до н. э.)
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона I
, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения. Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения».Литературный язык существует в двух формах – устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику.
Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; она создается в процессе говорения; для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли). Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки, смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий человек создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Устная форма литературного языка представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.
Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, как коммуникация, для которой характерны непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими людьми; неподготовленность речи; непосредственное участие говорящих в акте коммуникации; широкое применение невербальных средств коммуникации (жестов, мимики и т. д.).
Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения (симпозиумы, съезды, конференции, собрания, заседания). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчетом). Для нее характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.
Письменная речь – это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др.). Обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение слов, проверить по словарям правильность понимания терминов.
Коммуникативные качества речи - это действительные свойства ее формальной и содержательной сторон, которые помогают исправить речь и сделать ее лучше.
Основы учения о качествах хорошей речи были заложены в античную эпоху.. В наше время теоретическое обоснование выдвижения коммуникативных качеств речи как критериев для оценки культурной речи наиболее последовательно представлено в книге Б.Н. Головина. В рамках системного подхода ученый выделяет 10 качеств: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, а также образность(близкую к выразительности), доступность и действенность; подробно рассматриваются семь первых из названных качеств, определены экстралингвистические и лингвистические условия их формирования.
Коммуникативные качества определяются в соотношении с неречевыми структурами (языком, мышлением, сознанием, действительностью, адресантом-адресатом, условиями общения). Коммуникативные качества правильности (нормативности), чистоты (отсутствия диалектизмов, жаргонизмов и т.п., что также относится к ведению нормативного аспекта) и богатства (использования в речи разнообразия языковых средств) получают определения на базе соотношения знаковой структуры речи с тем, что дает говорящему или пишущему литературный язык. Соотношение "речь–сознание" помогает понять, что стоит за словами выразительность (способность речи осуществлять воздействие не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, а также поддерживать внимание и интерес адресата), образность (способность речи формировать конкретно-чувственные представления о действительности), действенность и уместность (способность высказывания отвечать целям и задачам общения). Соотношение "речь–действительность", наряду с соотношением "язык–мышление", позволяет осмыслить коммуникативные качества точности и логичности. На базе соотношения "речь–человек, ее адресат" получает разъяснение такое качество, как доступность (облегчение опознавания получателем выраженной информации) и уместность, а также действенность. Качество уместности речи определяется соотношением "речь–условия общения" (место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).
Особенности речевого поведения в профессиональной экономической средевключают в себя рамки речевого жанра специалиста. Каждая профессия и специальность предполагает употребление в речи, свойственной данной сфере, норм общения (повеения, мимики, жестов, лексики и тд.). Но любой авторский текст или авторская речь несут в себе скрытые интенции автора, в соответствии с которыми он определяет свое речевое поведение, и, учитывая пресуппозитивные свойства получателя, выбирает необходимые ему для этого лингвистические единицы. Речевые стереотипы- маркеры речевого поведения специалиста. Количественный подсчет таких речевых сигналов позволяет определить их среднеречежанровый показатель и выявить предпочтения в выборе автором речевых стереотипов. Собранные во «Фрагмент речевого поведения автора», они могут использоваться для диагностирования его индивидуальных качеств. Актуализируя свое речевое поведение, автор-экономист выбирает определенные речевые стереотипы. Этот выбор зависит от его индивидуальности. Если он выбирает большое количество положительных речевых стереотипов (профессиональных и ситуационных клише), то его можно определить как человека эмоционального, положительно настроенного, оптимиста. Преимущественный выбор автором отрицательных речевых стереотипов (профессионально-речевых штампов) характеризует его как человека неуверенного в себе, неуравновешенного, с заниженной самооценкой, пессимиста. Выбор большого количества положительных или отрицательных оценок предоставляет нам информацию о возрасте и характерен для молодых авторов. Экономист, выбирающий большое количество нейтральных речевых стереотипов, имеет уравновешенный характер, человек в возрасте, опытный, рациональный.
Вопросы:
1. Что такое устная и письменная речь?
2. Каковы требования к устной и письменной речи?
3. Перечислите коммуникативные качества речи.
4. Назовите основные особенности речевого поведения в профессиональной экономической среде.
Задание №1 С каким из приведенных ниже утверждении вы согласны? Почему?
Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства.
Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.
Культура речи - это уважение и любовь к языку.
Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретнеой обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.
Задание № 2