Рынки совершенной конкуренции
Характеристики рынков совершенной конкуренции
ü Фирма принимает цену как заданную извне;
ü Однородность продукта;
ü Свободный вход и выход.
Влияние на цену:
ü Частная фирма продает очень маленькую часть от общего рыночного выпуска и, следовательно, не может повлиять на рыночную цену.
ü Индивидуальный покупатель покупает слишком маленькую часть отраслевого выпуска, чтобы иметь какое-либо влияние на рыночную цену.
Однородность продукта:
ü Продукты всех фирм являются совершенными субститутами.
Свободный вход и выход:
ü Покупатели могут свободно переключаться от одного продавца к другому.
ü Производители могут легко входить и выходить с рынка.
ü Обзор совершенной конкуренции:
ü P = LMC = LRAC
ü Нормальная или нулевая прибыль в долгосрочном периоде
ü Большое количество покупателей и продавцов
ü Однородный продукт
ü Совершенная информация
ü Фирма является ценополучателем (price taker)
30. Рыночное равновесие и факторы, его нарушающие.
Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции – это ситуация, когда намерения покупателей и продавцов полностью совпадают таким образом, что при определенной цене товара объем предложения равен объему спроса. Состоянию рыночного равновесия соответствуют значения равновесной цены и равновесного предложения.
Как видно из рисунка, установление цены больше, чем равновесная приведет к образованию излишка товарной массы, в случае же с установлением цены, меньшей, чем равновесная – дефициту.
Однако, любой отход от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм (если нет административного вмешательства в механизм ценообразования), который, при всех прочих равных, приведет рынок в равновесное состояние.
Изменение состояния равновесия, происходящее под влиянием факторов, обусловливающих как изменений спроса и предложения, может иметь как однонаправленное, так и разнонаправленное действие. При этом изменяется как равновесная цена, так и равновесное количество товара.
31. Условие максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции.
Особенностью рынка совершенной конкуренции является то, что отдельное предприятие для максимизации своей прибыли должно выполнять условие двойного равенства MR = MC = P.
После того, как определен предел максимизации прибыли, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.
32. Понятие и сущность олигополии. Индекс Херфиндаля.
олигополия –эторыночная структура, при которой в реализации какого–либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий) и дифференцирован (например, автомобили).
Признаки олигополистических рынков:
ü Малое число фирм и большое число покупателей, что означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют свой товар многим мелким покупателям;
ü Дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако, если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
ü Наличие существенных препятствий входа на рынок;
ü Фирмы и отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в совокупном объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяет коэффициент концентрации – процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции. Кроме этого, в практике часто используется индекс Херфиндаля, который рассчитывается путем суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:
где S1 – доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;
S2 – доля рынка следующего по величине поставщика;
SN – доля N–го поставщика на рынок.
33. Социальная и экономическая эффективность олигополии.
Поведение фирм на олигополистических рынках часто напоминает поведение армий на войне. Фирмы в этом случае – соперники, а трофей – прибыль. Оружием в этой войне является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.
Возникает ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистических рынках фирмами с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.
Войны цен всегда хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов и, следовательно, могут продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск в этом случае такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции, так как данное равенство, как известно, является условием равновесия. Само же равновесие будет существовать до тех пор, пока ни одна из фирм больше не сможет извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Естественно предположить, что снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Однако, каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее будет отсутствовать побуждение повышать цену.
Однако, ценовые войны, как правило, непродолжительны – к огорчению покупателей. По истечении некоторого времени олигополисты вступают в сотрудничество между собой для того, чтобы избежать нежелательных воздействий на прибыль. В этом случае они проявляют возможность пойти на сговор с теми, кто еще недавно противостоял им в ценовой войне.
Сговор – ситуация, когда олигополисты заключают соглашение (явное или молчаливое) с целью ограничить конкуренцию на рынке.
Рассмотрим сначала олигополистический рынок при наличии сговора, а затем без такового.
Явный сговор и образование картелей. Термин «явный» здесь вовсе не означает, что олигополисты регистрируют свое соглашение в нотариальной конторе – для этого чаще всего достаточно устного соглашения достигнутого во время личных контактов. Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться между собой о ценах, доле продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает рыночную неопределенность, с которой они сталкиваются. Если они все же вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться.
Явный сговор обычно называется картелем.
Картель – явное соглашение олигополистических фирм с целью ограничения конкуренции.
Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах.
34. Сущность и виды монополий. Максимизация прибыли в условиях монополии.
Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Обычно различают несколько видов монополии:
ü Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой и институтом авторских прав;
ü Естественная монополия– отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К этому следует добавить, что с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами;
ü Открытая монополия– вид монополии, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией;
Приведенное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.
ü Чистая монополия – рыночная ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этому товара нет близкого заменителя в других отраслях. В настоящее время, как было показано выше, чистые монополии – достаточно редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Как правило, чистые монополии существуют при покровительстве государства. При этом, они характерны чаще местным рынкам, нежели общенациональным. В целом можно утверждать, что понятие чистой монополии является абстракцией, т. к. имеется немного товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
Ø одна фирма и много покупателей,т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;
Ø отсутствие товаров–заменителей –нет совершенных заменителей продукта монополиста.
Ø отсутствие свободы выхода на рынок(либо в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. (Более подробно о входных барьерах см. ниже);
Ø фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данную рыночную реальность;
Ø совершенная информированность фирмы–монополиста.
Таким образом,экономический смысл монопольной власти заключается в том, что у фирмы–монополиста существует возможность устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на данный продукт имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать или понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это, прежде всего, свобода установления цены на свой товар.
Монополист максимизирует свою прибыль, выпуская такое количество товара, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Что же касается цены, которую устанавливает монополист, то она определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, которая дает максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек, т. е. P > MC.
Следовательно, условием максимизации прибыли является неравенство:
P > MC= MR
Иллюстрация данного неравенства представлена на рис. 11.2:
35. Влияние эластичности спроса на цену монополиста.
Эластичность спроса на продукт (даже когда на рынке есть один продавец этого продукта) влияет на цену монополиста. Имея информацию о эластичности спроса ED, а также данные, характеризующие предельные издержки монополиста, можно вычислить цену продукции Р по формуле:
.
По сравнению с совершенной конкуренцией монополист, максимизирующий прибыль, заинтересован в том, чтобы произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар.
36. Сущность и понятие производного спроса.
Производный спрос есть определяемый спросом на блага спрос на ресурсы, которые участвуют в производстве этих благ.
Причем данный спрос имеет производственный характер, т. е. удовлетворяет потребности не непосредственно, а опосредованно, через производство товаров и услуг. Отсюда следует, что спрос на ресурс зависит не только от его производительности, но и от цены товара, произведенного с помощью этого ресурса. Спрос на ресурс со стороны производителя сохраняется до тех пор, пока каждая его дополнительная единица способствует общему приросту дохода, т. е. данный прирост больше издержек производства. Производственный спрос возрастает тогда, когда повышается производительность ресурса и цена произведенного с его помощью товара.
37. Отличия в формировании спроса и предложения на рынках факторов производства и рынках потребительских товаров.
На рынке факторов производства (рынке ресурсов) роли производителей и домохозяйств принципиально меняются: первичные факторы производства (земля, труд, капитал) предлагаются домохозяйствами и другими субъектами рынка, а спрос на них формируется предприятиями. Такое изменение ведет к тому, что на рынках факторов производства предложение является функцией максимизации полезности, а индивидуальный спрос – максимизации прибыли (или другой целевой установки производителя, например: завоевание рыночной ниши).
Таким образом, рынки ресурсов производства –это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы (землю) в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.
Важнейшим фактором спроса на ресурсы является его вторичность, которая определяется спросом на продукцию, производимую при помощи этих факторов производства. Спрос на факторы производства увеличивается или уменьшается в зависимости от того, увеличивается или уменьшается спрос на готовую продукцию, созданную при помощи этих факторов. Поэтому спрос на ресурсы называют производным спросом.
38. Факторы, определяющие вторичность спроса и предложения на рынках ресурсов.
(вопрос 37)
39. Рынки факторов производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и их отличия.
Рынок факторов производства выступает в двух основных видах: а) рынок факторов производства в условиях совершенной конкуренциии б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.
Особенностью рынка ресурсов в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. На рынках несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.
Для каждого типа и качества ресурсов существуют отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов.
Совершенно конкурентный рынок факторов производства – это рынок ресурсов, на котором выполняются следующие условия:
Ø Много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют между собой с целью приобретения ресурсов заданного качества. Ресурсы, в свою очередь, поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;
Ø Каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю от наличного количества предложения ресурсов, т.е. каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы. Исключены профсоюзы и государственное регулирование зарплаты;
Ø Каждый продавец ресурсов реализует лишь незначительную долю общего количества предложения, тем самым не может существенно влиять на рыночное предложение;
Ø Отсутствие барьеров для входа и выхода на рынки ресурсов для их продавцов. Возможность перемещать владельцам ресурсов с одного направления использования на другое, из одной местности в другую;
Ø Все участники обладают полной информацией. Все поставщики и потребители ресурсов в полной мере осведомлены об их ценах и качестве. Так, например, наемные работники знают все об имеющихся рабочих местах, зарплатах и условиях работы, как впрочем, и наниматели о предложениях работников. Если еще некоторое время тому назад такое утверждение казалось чистой абстракцией, то по мере развития Интернета это все больше становится реальностью (см. Вставку 19).
Ø Все ресурсы однородны. Предполагается, что на совершенном рынке ресурсы определенного типа идентичны. Например, все программисты или все трактористы обладают одинаковой квалификацией.
40. Основные факторы спроса на ресурсы.
Основными факторами спроса на ресурсы являются:
ü эффективность ресурса при производстве блага;
ü рыночная стоимость (цена) блага, выпущенного при помощи данного ресурса;
41. Факторы, определяющие вторичность спроса и предложения на рынках ресурсов
(вопрос 37)
42. Ценовая эластичность спроса на ресурсы и факторы ее определяющие.
Степень нисходящего наклона спроса на производственные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ресурсы производства.
Под ценовой эластичностью спроса на ресурсы понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цены. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы оказывают влияние следующие факторы:
ü ценовая эластичность спроса на продукт;
ü доля ресурсов в общих производительных издержках;
ü взаимозаменяемость ресурсов;
ü эластичность предложения других ресурсов.
43. Эффект выпуска. Эффект замещения.
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Эффект выпуска состоит в том, что фирма увеличивает выпуск продукции, когда цена ресурса снижается, и сокращает его, когда цена ресурса растет.
44. Отраслевой и рыночный спрос на ресурс.
Отраслевой спрос на ресурс - это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.
Рыночный спрос на ресурсы – сумма спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производственном процессе. Спрос на ресурс в отрасли зависит от спроса на готовую продукцию данной отрасли.
А значит кривая отраслевого спроса на ресурс определяется тем обстоятельством, приведет ли изменение цены на ресурс к изменению цены готовой продукции. В отрасли возможны 2 ситуации: 1) цена готовой продукции не изменяется. Тогда кривая отраслевого спроса равна сумме спросов на ресурс всех входящих в отрасль фирм.
2) Если в результате снижения цены ресурса цена на готовую продукцию снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм, так как снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, что в свою очередь снизит равновесную цену. Спрос отрасли на ресурс при этом менее эластичен, чем спрос отдельной фирмы.
45. Основные факторы предложения труда.
Основными факторами предложения труда являются:
ü цена труда, т. е. заработная плата работника;
ü демографические факторы (семейное положение, возраст, пол, образование).
Микроэкономика исходит из того, что единственным фактором, влияющим на спрос и предложение труда, является заработная плата, уровень которой, в свою очередь, определяется соотношением спроса и предложения данного ресурса.
Предложение трудавэтом случае - этоколичество часов, которое владельцы данного ресурса (работники) желают работать для получения дохода. В анализе предложения труда выделяют три ключевых момента:
ü рабочее время;
ü норма участия (доля рабочей силы в общей численности населения);
ü иммиграция.
Понятие «заработная плата» в микроэкономическом анализе рассматривается как «ставка заработной платы», т. е. оплата труда за конкретный промежуток времени. Понятие «заработок»или «доход» – как величина, которая зависит от ставки заработной платы и количества отработанного времени.
Под ставкой заработной платы обычно понимают ее реальную, а не номинальную величину, т. е. величину, учитывающую уровень цен на рынках товаров и услуг. При этом уровень налогов считается неизменным.
Важно отметить, что предложение производственных ресурсов на отраслевом рынке зависит от решений их собственников.
46. Понятие и сущность капитала. Основной и оборотный капитал.
Физический (производительный) капитал – все производственные ресурсы, используемые при производстве новых товаров и услуг.
Человеческий капитал –капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования, или посредством практического опыта.
Основной капитал – средства труда, т.е. факторы производства в виде заводов, оборудования, машин и т. п.
Оборотный капитал – предметы труда (сырье, готовая продукция и т. п.), изменяющие свою физическую форму за один производственный цикл.
Физический износ основного капитала – темп, с которым физически изнашивается основной капитал.
47. Проблема устойчивости рыночного равновесия. Асимптотически устойчивое равновесие. Равномерные, «взрывные» и «затухающие колебания».
Ведь выводы об устойчивости (или неустойчивости) равновесия могут привести к важным выводам о необходимости (или, наоборот, ненужности) государственного вмешательства в экономику.
Разумеется, что анализ проблемы устойчивости равновесия требует учета фактора времени, т.е. развитие рынка мы должны рассматривать в динамике.
Динамика изменения цены также может характеризоваться циклическими колебаниями: они могут быть равномерными, «затухающими» или «взрывными» (см. рис. 14.7):
Равновесие может быть устойчивым для всех возможных значений цены (глобальная устойчивость) или только для значений в некотором диапазоне цен (локальная устойчивость).
В первом случае, если происходят даже значительные отклонения цен, рынок, в конце концов, стремится к своему первоначальному значению равновесия. Однако, если этого не происходит, то возможны различные случаи: либо цена возрастает или падает при определенных ее значениях, либо возвращается в исходное состояние (локальная устойчивость).
Возможны и иные случаи: цена неограниченно возрастает или падает или принимает новое равновесное значение, отличное от первоначального:
Поэтому когда говорят об устойчивости равновесия, то зачастую подразумевают способность системы достигнуть состояния равновесия в точке, отличной от первоначального равновесного состояния.
48. Глобальная и локальная устойчивость. (вопрос 47)
49. Динамическая модель рынка. «Паутинообразная» модель рынка.
Простейшей динамической моделью рынка является так называемая «паутинообразная» модель.
Предположим, что производители, принимая решения об объеме производства, не могут знать цену на свою продукцию в период ее реализации, что особенно характерно для сельского хозяйства. Другими словами, решения об объемах производства базируются на ожидаемых производителями будущих ценах на продукцию. Предположим также, что производители не ожидают изменения цен и не могут скорректировать объемы производства в случае их изменения. Кроме этого, они не могут делать запасы своей продукции. Следовательно, объем рыночного предложения зависит от цены предыдущего периода:
,
где QSt – объем предложения товара в период времени t ;
Pt–1 – фактическая цена товара в период времени t – 1 .
Как же будет выглядеть основанная на наших допущениях динамическая модель рынка?
Итак, линия предложения (S) на данном рисунке показывает зависимость объема предложения товара от фактической цены этого товара в предыдущем периоде.
Линия спроса (D) – показывает зависимость объема спроса на товар от цены товара в данном периоде.
Пусть цена в некоторый начальный период времени t = 0 была равна Р0 и по не было куплено Q0 единиц товара. Тогда в следующем периоде t = 1 производители выбросят на рынок Q1 единиц товара, который будет реализован по цене Р1 и т.д. Дальнейший ход рассуждений понятен.
Таким образом, колебания будут происходить до тех пор, пока система не придет в равновесное состояние. Но во всех ли случаях это будет происходить? Рассмотрим ситуации с другим исходом:
Проанализировав графически различные ситуации на рынке, можно сделать следующие выводы:
ü равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса;
ü равновесие неустойчиво, с взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения;
ü цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
50. Воздействие налогов на рыночное равновесие. Распределение налогового бремени.
Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.
В составе налогов выделяют прямые налогии косвенные налоги.
Прямые налоги– налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.
Косвенные налоги – налоги, которыми облагаются расходы на товары.
Одним из наиболее распространенных видов косвенных налогов являются потоварныеналоги, к которым следует отнести налог на добавленную стоимость и акцизный налог.
Непосредственными плательщиками этих налогов являются продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в гривнах, копейках) с каждой единица товара.
Таким образом, потоварные налоги – это налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.
К особой категории потоварных налогов относятся акцизные налоги.
Акцизные налоги – налоги,которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.
Допустим, что правительство ввело на данный товар налог в размере Т грн. (англ.: «tax» – налог) на каждую единицу товара. Предположим также, что этот налог вносится в госбюджет продавцами.
Введение потоварного налога порождает налоговое бремя.
Налоговое бремя – это общая величина уплачиваемого налога. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.