Процентные надбавки к заработной плате
Районы | Размеры надбавок | Максимальный размер надбавки |
Острова Северного Ледовитого океана, Чукотский и Корякский автономные округа | 10% заработка за каждые шесть месяцев работы | 100% заработка |
Остальные районы Крайнего Севера | В первые три года 10% заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем — 10% заработка за каждый год работы | 80% заработка |
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера | 10% заработка за каждый год работы | 50% заработка |
Южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока | 10% заработка за первый год работы с последующим увеличением на 10% за каждые два года работы | 30% заработка |
Шкала начисления надбавок построена таким образом, что во всех районах в максимальном проценте к заработку она могла быть начислена после пяти лет работы.
Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня возникновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или заработок за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Учитывая, что процентные надбавки выплачиваются при наличии стажа работы в данной местности (Крайний Север, приравненные к нему местности, южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока), важно четко определить порядок исчисления трудового стажа. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» предусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в перечисленных местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, размер процентной надбавки к заработной плате пересчитывается пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном по новому месту работы.
По действующему законодательству процентные надбавки начисляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.
Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
Коэффициенты за пустынность и безводность местности введены в 1959 г. В них учитывался уровень обеспеченности населения питьевой водой и тяжелые природно-климатические условия. Коэффициенты были введены для компенсации снижения работоспособности и производительности труда работников в пустынной и безводной местности.
В настоящее время коэффициенты за пустынность и безводность на территории России применяются к заработной плате работников, занятых на Черных землях и Кизлярских пастбищах в республиках Калмыкия, Дагестан, а также в Астраханской и Саратовской областях и Алтайском крае. Коэффициенты установлены по пяти категориям местности в размерах 1,10—1,40.
Для повышения материальной заинтересованности рабочих и служащих в работе в высокогорных районах в 1959 г. были введены коэффициенты к заработной плате в зависимости от высоты местности в следующих размерах: на высоте 1500-2000 м над уровнем моря до 1,15; 2000-3000 м — 1,30 и свыше 3000 м —до 1,40. На территории России коэффициенты за высокогорность применяются в республиках Алтай и Тыва, республиках Северного Кавказа.
Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях
К территориальному регулированию оплаты труда относятся и компенсации населению за экстремальные условия проживания на Севере, которые выплачиваются из фонда оплаты труда или прибыли предприятия.
Необходимость применения компенсаций определяется тем, что для большей части Севера характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, полярная ночь и полярный день или очень короткий зимний день, недостаток ультрафиолетовой радиации, сильные иономагнитные возмущения. Эти природные характеристики, действующие в отдельности или в совокупности, оказывают отрицательное влияние на здоровье работников и подрастающее поколение.
Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность работающих, а также их семей по действующему законодательству применяются компенсации. К ним относятся:
• дополнительный отпуск;
• оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;
• снижение возраста и сокращение трудового стажа для назначения пенсии.
Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия, организации:
• в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день;
• в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней;
• в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока — 7 рабочих дней.
Полное и частичное соединение отпусков лицом, работающим на указанных территориях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.
Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работающему и членам его семьи один раз в два года за счет средств предприятия обеспечивает экономическую поддержку северян для организации отдыха, сохранения родственных связей, устройства детей в учебные заведения и др.
По действующему законодательству за счет средств субъектов РФ (при их наличии) разрешается компенсировать расходы на оплату проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ один раз в два года. Этим правом пользуются только пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 календарных лет (женщины) и 20 календарных лет (мужчины), и пенсионеры по инвалидности, проживающие в указанных районах и получившие инвалидность в период работы в них.
Для работающих на Севере устанавливается льготный порядок выхода на пенсию по возрасту. Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В последние годы в ряде районов Севера прекращается работа убыточных предприятий. Жители связанных с ними городов и поселков переселяются в другую местность. Поэтому важное значение получили компенсации: расходов по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных местностей; за сдаваемое на Севере жилье и на приобретение жилья за пределами Севера.
Для осуществления переселения граждан с Севера и обеспечения их жильем разработана Федеральная целевая программа «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995г. № 700. В ней предусмотрено финансовое обеспечение строительства жилья для граждан, выезжающих из указанных регионов, объемные и структурные характеристики программы строительства жилья и районы, предпочтительные для строительства.
12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике
Дифференцированный подход к регулированию
В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость раздельного дифференцированного подхода к совершенствованию территориального регулирования оплаты труда и к источникам средств на его выплаты в государственном (бюджетная сфера и государственные предприятия или акционерные общества с участием государства) и предпринимательском (частные и акционерные организации без участия государства) секторах экономики. Необходимость дифференцированного подхода обусловлена принадлежностью предприятий, организаций к разным формам собственности и сферам экономики, а также разными источниками финансирования их деятельности.
Регулирование в предпринимательском секторе
Предприятиям (организациям) предпринимательского сектора (акционерные общества всех видов, частные предприятия и т.д.) предоставлено право самостоятельно осуществлять производственную и финансовую деятельность и отвечать за ее результаты, а также формировать фонд оплаты труда. Единственной гарантией со стороны государства, т.е. требованием государства к организациям-работодателям, является установление уровня месячной оплаты труда не ниже определенного федеральным законом минимального ее размера (ст. 78 КЗоТ РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 г. № 653 «О возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затрат на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам» установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда. Такой порядок предусмотрен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о финансовых результатах, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
Уровень оплаты труда работников определяется финансовыми возможностями организаций (предприятий) независимо от места их нахождения. Исходя из производственных и финансовых планов (заданий) на предстоящий год при заключении коллективного договора (если он заключается) организации устанавливают уровень минимальной заработной платы, тарифные ставки 1-го разряда (для разных видов производств), должностные оклады специалистов и технических исполнителей, системы оплаты труда и выплаты социального характера, а в северных и восточных районах — дополнительно районные коэффициенты, процентные надбавки и другие компенсации.
Фактический фонд оплаты труда, на основании которого определяется уровень средней заработной платы работников, формируется как остаток денежных средств после расчета за использованные материальные ресурсы, уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.
Фактические выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам зачастую являются расчетными от величины начисленной заработной платы и используются в учете и отчетности только для раздельного начисления подоходного налога с физических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» с сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 12%.
Во многих случаях выплаты по районным коэффициентам оказываются ниже абсолютных различий в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного (Московская область, Ставропольский край) регионов. Остаточный метод формирования фонда оплаты труда приводит к обесценению рабочей силы и снижению уровня жизни трудящихся и их семей.
В предпринимательском секторе возможно отказаться от применения районных коэффициентов и устанавливать территориальную минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Однако такой переход возможен после повсеместного введения в практику договорно-трудовых отношений всех уровней (Генеральное, региональные, территориальные соглашения, отраслевые тарифные соглашения, коллективный договор).
До стабилизации экономики и ее реального подъема необходимо сохранить районные коэффициенты или ввести абсолютные надбавки к заработной плате как компенсацию разницы в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного районов (например, между г. Магаданом и г. Ставрополем). В этом случае абсолютные надбавки должны учитываться в фонде оплаты труда отдельно от других выплат и выплачиваться в первую очередь в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса (часть 2), а также облагаться подоходным налогом отдельно от других элементов оплаты труда.
Процентные надбавки за трудовой стаж, предназначенные для привлечения рабочей силы в северные регионы, в годы реформ во многом утратили экономический смысл: поставлена задача закрыть неэффективные (убыточные) предприятия и переселить с Севера «лишнее» население. Вместе с тем из-за отъезда молодых квалифицированных рабочих и специалистов и их семей, отсутствия замены за счет местных подрастающих жителей (многие из них по состоянию здоровья не могут быть привлечены на работу в цеха и производства с вредными и тяжелыми условиями труда, которые преобладают в добывающей и металлургической промышленности Севера) в ближайшее время вновь возникнет необходимость привлечения специалистов и квалифицированных рабочих из других регионов.
Для усиления заинтересованности в привлечении работников в активном трудовом возрасте и повышения уровня оплаты их труда в перспективе целесообразно установить процентные надбавки к заработной плате на период адаптации к суровым природно-климатическим условиям Севера — как правило, на три года. Размер их должен быть дифференцированным по зонам дискомфортности, а порядок выплаты — устанавливаться федеральным законом. Целесообразно предусматривать применение надбавок в территориальных и региональных соглашениях отдельных регионов, в коллективных договорах, а также при заключении срочных трудовых договоров (контрактов).
За работниками, продолжающими работать на предприятиях, в организациях Севера, необходимо сохранить надбавки в процентах к заработку на весь срок работы до момента выезда.
Регулирование в бюджетной сфере
За выделение средств на оплату труда работников организаций бюджетной сферы и своевременную выплату им заработной платы отвечает их собственник и работодатель — государство. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1992 г. № 653 для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание.
В ближайшей перспективе для работников бюджетной сферы целесообразно сохранить районные коэффициенты, повысив их размеры в ряде северных районов, или ввести абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного регионов, а также процентные надбавки на период адаптации.
Другие возможности регулирования
Следует сохранить для лиц, работающих и проживающих на Севере, компенсации, дифференцированные по зонам дискомфортности. Кроме того, необходимо закрепить законодательно предложения о сроках заключения контрактов (срочных договоров), ограничении возраста работников, привлекаемых на работу на Север, медицинском отборе работников для разных зон дискомфортности.
В республиках Алтай, Бурятия, Тыва, в Иркутской области и других регионах, имеющих высокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, вместо коэффициентов к заработной плате за высокогорность местности возможно и целесообразно устанавливать абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме населения, работающего и проживающего в высокогорных и на равнинных территориях, а также разработать новые виды компенсаций, в максимальной степени учитывающие особенности быта и уклада жизни, национальные традиции, продолжительность жизни народов, проживающих в этих местностях.
Для работников, занятых в полупустынных и безводных местностях, целесообразно вместо действующих коэффициентов к заработной плате за пустынность и безводность местности разработать систему льгот по налогообложению доходов сельскохозяйственных предприятий, а также работников, занятых в сельскохозяйственном производстве на этих территориях.
Выводы
1. На территории России с ее разнообразными природно-климатическими условиями неодинаковы условия воспроизводства рабочей силы. Для их выравнивания длительное время применяется система территориального регулирования заработной платы и доходов населения. Основным элементом этой системы являются районные коэффициенты, применяемые к заработной плате работающих, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. Их основное назначение — компенсация различий в потребностях населения (неодинаковый вещественный набор товаров и услуг) и разного уровня цен на товары и тарифов на услуги.
2. Вторым элементом районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работающих в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. В период интенсивного развития производительных сил на европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке (60—80-е гг.) они выполняли стимулирующую функцию привлечения и закрепления кадров и создавали в определенной мере преимущества в оплате труда (отложенный спрос).
3. Для работников, занятых преимущественно на открытых работах (строители, геологи, работники сельского хозяйства) в пустынных (с жарким и сухим климатом) и безводных местностях применяются коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности, а в горах на высоте свыше 1500 м над уровнем моря — коэффициенты за высокогорность местности. Основное назначение коэффициентов — компенсация снижения работоспособности и производительности труда работников.
4. В рыночной экономике необходима трансформация действующей системы территориального регулирования оплаты труда на основе дифференцированного подхода.
В предпринимательском (хозрасчетном) секторе можно отказаться от применения районных коэффициентов и перейти к минимальной заработной плате, устанавливаемой в процентах от прожиточного минимума, а также изменить назначение и практику применения процентных надбавок к заработной плате. Это возможно только в процессе широкого развития договорно-трудовых отношений всех уровней. В соглашения целесообразно включать и отдельные компенсации за условия проживания в экстремальных природно-климатических условиях (дополнительные отпуска, оплата проезда в отпуск и т.д.).