Процентные надбавки к заработной плате

Районы Размеры надбавок Максимальный размер надбавки
Острова Северного Ледовито­го океана, Чукотский и Корякский автономные округа 10% заработка за каждые шесть месяцев работы 100% заработка
Остальные районы Крайнего Севера В первые три года 10% заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем — 10% заработка за каждый год работы 80% заработка
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера 10% заработка за каждый год работы 50% заработка
Южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока 10% заработка за первый год ра­боты с последующим увеличением на 10% за каждые два года работы 30% заработка

Шкала начисления надбавок построена таким образом, что во всех районах в максимальном проценте к заработку она могла быть на­числена после пяти лет работы.

Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня воз­никновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или зарабо­ток за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесяч­но, ежеквартально или единовременно.

Учитывая, что процентные надбавки выплачиваются при наличии стажа работы в данной местности (Крайний Север, приравненные к нему местности, южные районы Восточной Сибири и Дальнего Вос­тока), важно четко определить порядок исчисления трудового стажа. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» пре­дусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процент­ной надбавки к заработной плате лицам, работающим в перечислен­ных местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением уволь­нения за виновные действия.

При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, размер процентной надбавки к заработной плате пересчитывается пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном по новому месту работы.

По действующему законодательству процентные надбавки начис­ляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.

Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности

Коэффициенты за пустынность и безводность местности введены в 1959 г. В них учитывался уровень обеспеченности населения питье­вой водой и тяжелые природно-климатические условия. Коэффици­енты были введены для компенсации снижения работоспособности и производительности труда работников в пустынной и безводной местности.

В настоящее время коэффициенты за пустынность и безводность на территории России применяются к заработной плате работников, занятых на Черных землях и Кизлярских пастбищах в республиках Калмыкия, Дагестан, а также в Астраханской и Саратовской областях и Алтайском крае. Коэффициенты установлены по пяти категориям местности в размерах 1,10—1,40.

Для повышения материальной заинтересованности рабочих и слу­жащих в работе в высокогорных районах в 1959 г. были введены ко­эффициенты к заработной плате в зависимости от высоты местности в следующих размерах: на высоте 1500-2000 м над уровнем моря до 1,15; 2000-3000 м — 1,30 и свыше 3000 м —до 1,40. На территории России коэффициенты за высокогорность применяются в республиках Алтай и Тыва, республиках Северного Кавказа.

Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях

К территориальному регулированию оплаты труда относятся и компенсации населению за экстремальные усло­вия проживания на Севере, которые выплачиваются из фонда оплаты труда или прибыли предприятия.

Необходимость применения компенсаций определяется тем, что для большей части Севера характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, полярная ночь и полярный день или очень короткий зимний день, недостаток ультрафиолетовой радиации, сильные иономагнитные возмущения. Эти природные характеристики, действующие в отдель­ности или в совокупности, оказывают отрицательное влияние на здо­ровье работников и подрастающее поколение.

Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность работающих, а также их семей по действующему законодательству применяются компенсации. К ним относятся:

• дополнительный отпуск;

• оплата проезда к месту использования отпуска и обратно ра­ботнику и членам его семьи;

• снижение возраста и сокращение трудового стажа для назна­чения пенсии.

Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия, организации:

• в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день;

• в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней;

• в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока — 7 рабочих дней.

Полное и частичное соединение отпусков лицом, работающим на указанных территориях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.

Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно рабо­тающему и членам его семьи один раз в два года за счет средств пред­приятия обеспечивает экономическую поддержку северян для орга­низации отдыха, сохранения родственных связей, устройства детей в учебные заведения и др.

По действующему законодательству за счет средств субъектов РФ (при их наличии) разрешается компенсировать расходы на оплату проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ один раз в два года. Этим правом поль­зуются только пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 календарных лет (женщины) и 20 календарных лет (мужчины), и пенсионеры по инвалидности, проживающие в указанных районах и получившие ин­валидность в период работы в них.

Для работающих на Севере устанавливается льготный порядок вы­хода на пенсию по возрасту. Пенсия в связи с работой в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях устанавливается муж­чинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В последние годы в ряде районов Севера прекращается работа убыточных предприятий. Жители связанных с ними городов и по­селков переселяются в другую местность. Поэтому важное значение получили компенсации: расходов по выезду из районов Крайнего Се­вера и приравненных местностей; за сдаваемое на Севере жилье и на приобретение жилья за пределами Севера.

Для осуществления переселения граждан с Севера и обеспечения их жильем разработана Федеральная целевая программа «Строитель­ство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выез­жающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос­тей», утвержденная постановлением Правительства Российской Феде­рации от 10 июля 1995г. № 700. В ней предусмотрено финансовое обес­печение строительства жилья для граждан, выезжающих из указанных регионов, объемные и структурные характеристики программы стро­ительства жилья и районы, предпочтительные для строительства.

12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике

Дифференцированный подход к регулированию

В условиях перехода к рыночной экономике возникает необхо­димость раздельного дифференцированного подхо­да к совершенствованию территориального регулирования оплаты труда и к источникам средств на его выплаты в государственном (бюд­жетная сфера и государственные предприятия или акционерные об­щества с участием государства) и предпринимательском (частные и акционерные организации без участия государства) секторах эконо­мики. Необходимость дифференцированного подхода обусловлена принадлежностью предприятий, организаций к разным формам соб­ственности и сферам экономики, а также разными источниками фи­нансирования их деятельности.

Регулирование в предпринимательском секторе

Предприятиям (организациям) предпринимательского сектора (акционерные общества всех видов, частные предприятия и т.д.) предоставлено право самостоятельно осуществлять производ­ственную и финансовую деятельность и отвечать за ее результаты, а также формировать фонд оплаты труда. Единственной гарантией со стороны государства, т.е. требованием государства к организациям-работодателям, является установление уровня месячной оплаты труда не ниже определенного федеральным законом минимального ее раз­мера (ст. 78 КЗоТ РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сен­тября 1992 г. № 653 «О возмещении предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях, затрат на выплаты по районным коэффициен­там и процентным надбавкам» установлено, что для предприятий и ор­ганизаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на прин­ципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда. Такой порядок предусмотрен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о финансовых результатах, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.

Уровень оплаты труда работников определяется финансовыми возможностями организаций (предприятий) независимо от места их нахождения. Исходя из производственных и финансовых планов (за­даний) на предстоящий год при заключении коллективного договора (если он заключается) организации устанавливают уровень мини­мальной заработной платы, тарифные ставки 1-го разряда (для разных видов производств), должностные оклады специалистов и техничес­ких исполнителей, системы оплаты труда и выплаты социального ха­рактера, а в северных и восточных районах — дополнительно район­ные коэффициенты, процентные надбавки и другие компенсации.

Фактический фонд оплаты труда, на основании которого опреде­ляется уровень средней заработной платы работников, формируется как остаток денежных средств после расчета за использованные ма­териальные ресурсы, уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.

Фактические выплаты по районным коэффициентам и процент­ным надбавкам зачастую являются расчетными от величины начис­ленной заработной платы и используются в учете и отчетности только для раздельного начисления подоходного налога с физических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О по­доходном налоге с физических лиц» с сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пус­тынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми кли­матическими условиями, налог взимается только у источника выпла­ты отдельно от других доходов по ставке 12%.

Во многих случаях выплаты по районным коэффициентам ока­зываются ниже абсолютных различий в прожиточном минимуме тру­доспособного населения сравниваемого и базисного (Московская об­ласть, Ставропольский край) регионов. Остаточный метод формиро­вания фонда оплаты труда приводит к обесценению рабочей силы и снижению уровня жизни трудящихся и их семей.

В предпринимательском секторе возможно отказаться от примене­ния районных коэффициентов и устанавливать территориальную ми­нимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Однако такой переход возможен после по­всеместного введения в практику договорно-трудовых отношений всех уровней (Генеральное, региональные, территориальные соглашения, отраслевые тарифные соглашения, коллективный договор).

До стабилизации экономики и ее реального подъема необходимо сохранить районные коэффициенты или ввести абсолютные надбавки к заработной плате как компенсацию разницы в прожиточном мини­муме трудоспособного населения сравниваемого и базисного районов (например, между г. Магаданом и г. Ставрополем). В этом случае абсо­лютные надбавки должны учитываться в фонде оплаты труда отдельно от других выплат и выплачиваться в первую очередь в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса (часть 2), а также облагаться подо­ходным налогом отдельно от других элементов оплаты труда.

Процентные надбавки за трудовой стаж, предназначенные для привлечения рабочей силы в северные регионы, в годы реформ во многом утратили экономический смысл: поставлена задача закрыть неэффективные (убыточные) предприятия и переселить с Севера «лишнее» население. Вместе с тем из-за отъезда молодых квалифи­цированных рабочих и специалистов и их семей, отсутствия замены за счет местных подрастающих жителей (многие из них по состоянию здоровья не могут быть привлечены на работу в цеха и производства с вредными и тяжелыми условиями труда, которые преобладают в добывающей и металлургической промышленности Севера) в бли­жайшее время вновь возникнет необходимость привлечения специ­алистов и квалифицированных рабочих из других регионов.

Для усиления заинтересованности в привлечении работников в ак­тивном трудовом возрасте и повышения уровня оплаты их труда в пер­спективе целесообразно установить процентные надбавки к заработ­ной плате на период адаптации к суровым природно-климатическим условиям Севера — как правило, на три года. Размер их должен быть дифференцированным по зонам дискомфортности, а порядок выпла­ты — устанавливаться федеральным законом. Целесообразно предус­матривать применение надбавок в территориальных и региональных соглашениях отдельных регионов, в коллективных договорах, а также при заключении срочных трудовых договоров (контрактов).

За работниками, продолжающими работать на предприятиях, в организациях Севера, необходимо сохранить надбавки в процентах к заработку на весь срок работы до момента выезда.

Регулирование в бюджетной сфере

За выделение средств на оплату труда работников организа­ций бюджетной сферы и своевременную выплату им зара­ботной платы отвечает их собственник и работодатель — государство. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1992 г. № 653 для учреждений и организаций, находящихся на бюд­жетном финансировании, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам производятся за счет средств, предусмотрен­ных по сметам на их содержание.

В ближайшей перспективе для работников бюджетной сферы це­лесообразно сохранить районные коэффициенты, повысив их разме­ры в ряде северных районов, или ввести абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме трудоспособного населения срав­ниваемого и базисного регионов, а также процентные надбавки на период адаптации.

Другие возможности регулирования

Следует сохранить для лиц, работающих и проживающих на Се­вере, компенсации, дифференцированные по зонам дискомфортнос­ти. Кроме того, необходимо закрепить законодательно предложения о сроках заключения контрактов (срочных договоров), ограничении возраста работников, привлекаемых на работу на Север, медицинском отборе работников для разных зон дискомфортности.

В республиках Алтай, Бурятия, Тыва, в Иркутской области и дру­гих регионах, имеющих высокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, вместо коэффициентов к заработной плате за высокогорность местности возможно и целесообразно устанавли­вать абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме на­селения, работающего и проживающего в высокогорных и на рав­нинных территориях, а также разработать новые виды компенсаций, в максимальной степени учитывающие особенности быта и уклада жизни, национальные традиции, продолжительность жизни народов, проживающих в этих местностях.

Для работников, занятых в полупустынных и безводных местнос­тях, целесообразно вместо действующих коэффициентов к заработной плате за пустынность и безводность местности разработать систему льгот по налогообложению доходов сельскохозяйственных предпри­ятий, а также работников, занятых в сельскохозяйственном произ­водстве на этих территориях.

Выводы

1. На территории России с ее разнообразными природно-климатическими условиями неодинаковы условия воспроизводства рабочей силы. Для их выравнивания длительное время применяется система территориального регулирования заработной платы и доходов населения. Основным элементом этой системы являются районные коэффициенты, применяемые к заработ­ной плате работающих, пенсиям, стипендиям и другим социальным выпла­там. Их основное назначение — компенсация различий в потребностях на­селения (неодинаковый вещественный набор товаров и услуг) и разного уровня цен на товары и тарифов на услуги.

2. Вторым элементом районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работающих в районах Крайнего Севера, в при­равненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Даль­него Востока. В период интенсивного развития производительных сил на европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке (60—80-е гг.) они вы­полняли стимулирующую функцию привлечения и закрепления кадров и со­здавали в определенной мере преимущества в оплате труда (отложенный спрос).

3. Для работников, занятых преимущественно на открытых работах (строители, геологи, работники сельского хозяйства) в пустынных (с жарким и сухим климатом) и безводных местностях применяются коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности, а в горах на высоте свыше 1500 м над уровнем моря — коэффициенты за высокогорность местности. Основное назначение коэффициентов — компенсация снижения работоспособности и производительности труда работников.

4. В рыночной экономике необходима трансформация действующей сис­темы территориального регулирования оплаты труда на основе дифферен­цированного подхода.

В предпринимательском (хозрасчетном) секторе можно отказаться от применения районных коэффициентов и перейти к минимальной заработ­ной плате, устанавливаемой в процентах от прожиточного минимума, а также изменить назначение и практику применения процентных надбавок к зара­ботной плате. Это возможно только в процессе широкого развития договорно-трудовых отношений всех уровней. В соглашения целесообразно вклю­чать и отдельные компенсации за условия проживания в экстремальных природно-климатических условиях (дополнительные отпуска, оплата проезда в отпуск и т.д.).

Наши рекомендации