Перераспределение ресурсов
. Достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерационального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного механизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения экономической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо обществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах — экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.
Эффекты перелива — ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива. Допустим, существует некий химический комбинат, Не имеющий очистных сооружений и загрязняющий окружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержанию экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство , эксплуатацию, содержание и обслуживание очистных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандартно — равновесие в точке А при объемах выпуска QA. Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (QB) превышает оптимальный объем производства QA, возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем экологии.
Напомним, что величина и динамика издержек производства — один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать предложение, сдвигая график S до положения S1.
Задача государства состоит в том, чтобы превратить издержки перелива во внутренние издержки производства и вернуть ситуацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы концентрации вредных веществ и при превышении этих норм налагать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие налоги для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предложения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы — неценовые факторы предложения, сдвигающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S1 не до первоначального положения S, а несколько левее — до S2. Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окружающей среды.
Традиционный пример возникновения положительного эффекта перелива — ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определенную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социально-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возникновения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирование производства образовательных услуг. Во-первых, стимулировать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставления населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке образовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива велики, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.
Возникновение сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено рядом объективных причин:
• производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);
• некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.
Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), поскольку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в отношении их будущей прибыльности. Объемы производства и потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в парламенте.
Список рекомендуемой литературы:
1.Гальперин В.Н. и др. «Микроэкономика», СПб, 1999г
2..Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики», учеб., М., 2003г
3.«Микро- и макроэкономика: практический подход», учебн., под ред. Грязновой А.Г., М., 2004г